А р т - г а л е р е я
Архитектура
Львиноголовый орел Имдугуд, когтящий
оленей. Рельеф храма в Убайде. Середина 3 тыс. до н.э.
Первыми
архитекторами и строителями, согласно
мифологическим представлениям народов
Месопотамии, были сами боги. Парадокс заключался
в том, что боги создавали упорядоченный космос по
своему подобию природных стихий (Энлиль —
“Могучий утес”), уже оформленных
культуротворческой деятельностью человека: из
вод морских возникает не пустынный остров/гора, а
город/храм. Наиболее древний и обобщенный образ
мира — мировая гора — реализуется в культуре
Месопотамии в виде рукотворного объекта,
стоящего посреди городского космоса.
Развалины Зиккурата в Уре
Зиккурат
В III тысячелетии до н.э. складывается
наиболее впечатляющий образ месопотамской
архитектуры — гора-зиккурат (корень “кур” и
означает “гора”). Многих богов, начиная с
Анна и кончая Мардуком, называли горой. Это
определение выражало сокровенную сущность
божества. Так что зиккурат — это прежде всего
предельно наглядная, овеществленная сущность
богов. Бог Ан, соединяющий в себе небо и землю, мог
быть представлен в виде монолитной горы. Но после
раздела сфер влияний Вселенная-Гора приобретает
структурность. За каждую часть мира отвечали
различные боги, ранжированные в соответствии со
строгой иерархией, — структурность мировой
горы-зиккурата становится ступенчатой, выражая
идею иерархиезации мира. Ступенчатая форма
согласуется еще с одним аспектом символического
значения храма.
Божественным образцом, построенным
самим Энлилем, стал храм Экур (“Дом горы”) в
Нипурре. Храм находился в Дуранки — это некая
особая священная зона, “средоточье всех сторон
света” (“Энлиль! Повсюду…”), в которой
осуществлялась “связь небес и земли”. Если
задаться вопросом о том, какую форму может
принять связующая нить неба и земли с точки
зрения человека, то ответ напрашивается сам
собой — форму лестницы. Таким образом,
символический смысл архитектурной формы
зиккурата многозначен и многослоен, и только в
последнюю очередь он является подножием
храма-дома, в котором живет (временно или
постоянно) божество.
Архитектурные формы зиккурата
появились не сразу, можно проследить их
определенную эволюцию. В конце IV тыс. до н.э. так
называемый Белый
храм в Уруке — прямоугольное
в плане здание с глухими, без окон, стенами —
стоял на вершине простой насыпной горы. Внутри он
имел открытый прямоугольный двор, в который
выходили все помещения, в том числе и святилище
со статуей божества. Белый цвет стен (побелка
известью) свидетельствует о его принадлежности
или покровителю г. Урука богу неба Ану, или его
дочери Иштар.
Зиккурат в Уре. Реконструкция
Храм богини Нинхурсаг (матери богов и
лесистых гор) в Убайде, датируемый серединой III
тыс. до н.э., уже возвышался на двух ступенях:
платформе черного цвета (ки — земля) и террасе белого
цвета (ан — небо). Сохранившееся
декоративное убранство храма дает возможность реконструировать его как
всеобъемлющий образ мира во всем разнообразии и
множественности мифологических кодов.
Карниз был украшен керамическими
гвоздиками, шляпки которых имели форму
многолепестковых розеток красно-белого цвета. По
верхнему фризу порхали белые голубки, ниже шли
сцены из жизни людей (фигуры людей, вырезанные из
известняка, выделялись на фоне черных шиферных
пластин). Еще ниже — торжественно шагали быки из
меди (символ Энлиля). Ворота охраняли деревянные
фигуры львов (символ Нергала). Взглядом мы как бы
спустились с небес к земле и подземному миру.
Обратное движение восхождения задавали две
тонкие колонны в виде финиковых пальм —
священного дерева богини Нинхурсаг, которые
вырастали прямо за фигурами львов. Они,
поддерживающие небеса/навес, и символизировали
центр и ось мира — мировое древо. Колонны были
обиты медью и украшены перламутром, самоцветами,
кусочками природного асфальта. Над дверью на
медной платине были изображены два оленя. Олень
— удивительное животное, по мифологическим
представлениям древних принадлежащее двум мирам
одновременно — животному и растительному, так
как его рога подобны деревьям.
Львиные ворота крепости в Хаттусе. Ок.
1350-1250 гг. до н.э.
В III тысячелетии до н.э. в шумерском
пантеоне оформляется триада главных богов (Ан —
Энлиль — Энки), а в архитектуре, соответственно,
откристаллизовывается форма трехступенчатого
зиккурата. Наиболее сохранившимся и
впечатляющим своими размерами, а также
выверенными пропорциями является зиккурат бога луны Нанны в Уре. Это сооружение по высоте (60 м)
равно пирамиде Джосера, но визуально производит
более грандиозное впечатление, так как его
строители не только знали законы оптического
перспективного сокращения, но и учитывали в этом
божественном сооружении законы восприятия
человека и его масштаб. Сложенные из
необожженного кирпича стены ступеней имеют
трапециевидную форму и наклонены к центру
сооружения. Этот прием усиливает впечатление
перспективного сокращения и зрительно
увеличивает высоту и вертикальную
устремленность сооружения. Этой же идее
подчинена и разбивка стены вертикальными
выступами и нишами. В зиккурате нет чисто горизонтальных линий.
Обмеры показали, что все горизонтальные линии в
действительности выгибаются вверх к центру и тем
самым корректируют оптические искажения,
связанные с особенностями человеческого зрения.
Взгляд зрителя иными путями, но все туда же, к
центру, вели и мощные диагонали трех
стоступенчатых лестниц.
Дополнение системы вертикалей и
горизонталей ритмом диагоналей создавало
впечатление динамической упругости и главенства
волевого начала. Ступени лестницы задавали для
людей тот масштаб, который позволял человеку
зрительно соизмерять свои размеры и размеры
божественных ступеней (сто человеческих шагов
равны одному божественному). Переход от тяжести
глухого черного цвета 1-й ступени (природный
асфальт) через терракотово-красный цвет 2-й
ступени (обожженный кирпич) к свету белой 3-й
ступени (известь) и сиянию лазурных стен храма
(блестящая поливная керамика) и золоту купола
также способствовал легкому взлету взгляда
вверх. Цветовое решение храма и конструктивно, и
глубоко символично: оно отражает не только
представление о модели мира, но и символизирует
личную историю бога Нанны, который был зачат на
земле, в утробе матери спустился под землю и
вернулся на небо благодаря рождению своих
братьев, оставшихся в подземном царстве заменой
ему, матери и отцу: “Кирпичи его
глянцево-красные,/Основанье его лазурита
синего!/Как бык, вознес он в Шумере рога сияния”
(“Энлиль! Повсюду…”).
Зиккурат Этеменанки. VI в. до н.э.
Реконструкция
Цветовую и символическую картину
зиккурата как модели мира надо дополнить зеленью
садов, которые были разбиты на террасах (об этом
свидетельствует система стоков), и праздничной
пестротой религиозных процессий. К богам человек
приобщался не умозрительно в храме (куда его не
допускали), а всем своим существом припадая к
груди вечнозеленой божественной горы, “горы
изобилия”.
Дальнейшая эволюция зиккурата связана
с Ассирией, где возводили двойные зиккураты, и с
Вавилоном, где был построен один из наиболее
знаменитых храмов Месопотамии — храм бога
Бела-Мардука — Этеменанки (“Дом краеугольного
камня неба и земли”), который послужил
прообразом библейской Вавилонской башни. И
действительно, последний строитель этого храма,
царь Навуходоносор II (VI в. до н.э.), лелеял
честолюбивые мысли сравняться с богами: “Я
приложил руку к тому, чтобы достроить Этеменанки
так, чтобы поспорить она могла с небом”.
Зиккурат имел квадратный в плане
фундамент со стороной в 91,5 м и такую же высоту. Он
был построен из обожженного кирпича (на него ушло
85 млн кирпичей) и имел уже семь ступеней, что
соответствовало тем представлениям об
устройстве космоса, которые сложились к середине
I тысячелетия до н.э.: и небо, и земля имели по семь
уровней, причем каждому уровню соответствовали
свои боги. Вавилонский пантеон состоял из семи
наиболее почитаемых богов: Мардук — отец богов,
его жена Царпанита — богиня зари, их сын Набу —
бог писцов, Нергал — владыка подземного царства,
Нинурта — бог войны, Син — бог Луны, Шамаш — бог
солнца. Особое значение придавалось семи
небесным телам, которые определяли судьбы мира:
солнцу, луне и пяти планетам — Меркурию, Венере,
Марсу, Юпитеру и Сатурну.
В семь священных цветов были окрашены
ступени зиккурата: нижний уровень (до 1/3 высоты) был черным, второй (1/5
высоты) — блистал белизной, третий был
пурпурного цвета, четвертый — ярко-синим, пятый
— алым, шестой сверкал серебром, а седьмой —
золотом. По углам храма и над входной дверью
возвышались огромные золотые рога — символ
Бела-Мардука. Конструктивно Этеменанки был более
сложным, чем зиккурат Нанны. В толще стен имелись
потайные сводчатые помещения, лестницы. Наружные
лестницы были оформлены арками.
Висячие сады
семирамиды
Изобретение свода и арки из обожженного
кирпича было одним из наиболее ценных достижений
в техническом и архитектурном отношении (именно
эта линия была подхвачена позднее в архитектуре
Древнего Рима и Средних веков в Европе).
Сводчато-арочная конструкция стала основой для
создания одного из восьми чудес света — Висячих
садов Семирамиды. Учитывая общую пирамидальную
конструкцию террас, уподобленную горе, и обычай
разводить сады на ступенях зиккуратов, можно
отнести это сооружение к той же архитектурной
традиции.
Вавилон. VI в. до н.э. Реконструкция
Квадратное в плане сооружение со
стороной 123 м, покоившееся на сложной системе
стен, каменных колонн, сводов и перекрытий, таило
в себе сложную инженерную систему
водоподъемников, через которые вода
закачивалась в озеро на верхней террасе, чтобы
затем постепенно стекать ручейками и водопадами
вниз и орошать как экзотические растения
парадного сада, так и полевые цветы верхних
этажей. Именно полевые цветы и прохладу
естественных ландшафтов любила жена
Навуходоносора, мидийская царевна Амиитис, для
которой и были построены сады. Чтобы удерживать
высокие деревья, на террасы был насыпан толстый
слой плодородной земли, который изолировали от
несущей конструкции несколькими слоями
тростника с асфальтом, обожженного кирпича на
известковом растворе и листового свинца. На
верхних этажах толстый слой земли и пышная
растительность полностью сглаживали уступы
террас и создавали впечатление естественной
природы, на нижних — арочные и сводчатые
конструкции использовались для создания
таинственных гротов, в которых было много разных
чудес — золотые статуи богов и священных
животных, светильники, клетки с редкими птицами,
неведомо откуда льющаяся музыка, замысловатая
система каскадов, экзотические животные и пр.
Конструкция
дома и храма
Символика и конструкция дома и храма в
культуре Месопотамии очень сходны. Дом, ревниво
охраняющий свои тайны от внешнего мира за
глухими стенами без единого окна, до сих пор
является визитной карточкой многих стран
Ближнего Востока и Центральной Азии. И дело здесь
не столько в сохранении драгоценной на юге тени
под сенью галерей, выходящих во внутренний двор,
а скорее в мифологии, которая незримо продолжает
жить на подсознательном уровне.
Микро- и макрокосм едины, отсюда дом
подобен храму, а храм подобен дому. И здесь, и там
живет божество вселенной, города или дома, но
“его тайны недоступны взору, его покои, как море,
бескрайни…” В этой древней формуле описания
храма Энлиля — символика и конструктивные
особенности и дома, и храма: вокруг скрытого от
глаз людских святилища бога, некоей центральной
точки мироздания (“Слово твое — небесам опора,
Слово твое — земли основа!”), хаос лабиринта
подсобных и служебных помещений, которые, как
море, бескрайни и, как море же, лишены структуры.
Тип храма-лабиринта, дворца-лабиринта,
в сердце которого — святилище с алтарем или
тронный зал, воспроизводился до конца
месопотамской культуры, несмотря на любовь к
процессиям-поклонениям и пышным зрелищам у
ассирийцев и персов. Встреча с божеством была
подобна озарению, лик царя должен был появляться
внезапно: так, в ассирийских дворцах Ашшура и
Ниневии посетители должны были сделать поворот
на девяносто градусов, чтобы увидеть царя в
глубине тронного зала. Дверные проемы в
помещениях были расположены в шахматном порядке,
что заставляло человека все время менять
направление движения, петлять среди
таинственного полумрака залов, освещенных
только слабым боковым светом щелей-окон,
затерянных где-то под карнизом.
В этом главное отличие месопотамских
дворцов и храмов от древнеегипетских, для
которых была характерна осевая композиция с
нанизыванием помещений на один вектор-луч,
который был подобен лучу Солнца-Ра или
временному вектору смены дня (двор) и ночи (темные
залы со множеством колонн). Стены залов были
сплошь покрыты горизонтальными лентами или
росписей, или рельефов, на которых изображались в
основном сцены битв, побед, пленения или охоты.
Однако вовне весь этот сложный и
многообразный мир оборачивался глухой стеной
крепости, вознесенной или на естественный холм
(древнешумерский дворец в Кише, середина III тыс.
до н.э.), или на искусственную платформу (дворец в
ассирийском городе Дур-Шаррукин стоял на
14-метровой платформе, равной высоте современного
пятиэтажного дома). Такой же непроницаемостью
обладают и белые стены древнерусских церквей, и
наглухо закрытые царские врата иконостаса,
вокруг которого лабиринт затемненных сводчатых
помещений, препятствующих восприятию
внутреннего пространства храма единым взглядом,
заставляющий “блуждать впотьмах” вокруг столпа
божественного света, изливающегося из-под
купольного пространства небес. Пышность и
красочная мистичность религиозных и придворных
процессий-ритуалов через византийских
посредников перешла в пышность и неспешную
тяжеловесность православной литургии и
придворной жизни Третьего Рима.
Изразцовая плитка ворот богини Иштар
из Вавилона.
Градостроительство
Внешние глухие стены как храмового,
так и дворцового комплексов имели не только
символическое (связь божества с определенным
местом), но и оборонительное значение. В
градостроительстве Месопотамии сформировалась
концепция “города внутри города”, “священного
города”, или цитадели, на холме (естественном или
искусственном) с собственной системой
укреплений внутри второго, третьего и т.д. колец
стен, которые возникали по мере разрастания
города. При этом соблюдалось правило абсолютного
приоритета этих внутренних городов в качестве
центров духовной и светской власти. Этот тип
соотношений внутри города сохранился до сих пор
на пространствах Евразии. Он узнается в
радиально-кольцевой структуре Москвы с Кремлем в
центре, кольцами Китай-города, Белого города
(нынешнее Бульварное кольцо), Земляного города
(Садовое кольцо), в планировке Пекина с
“Запретным городом” в центре, в планировке
Парижа и других городов.
При соблюдении общей концепции,
однако, можно наблюдать и некую эволюцию в
градостроительстве Месопотамии за две тысячи
лет. Если для древних городов характерна
хаотичность застройки жилых кварталов вокруг
центра, то уже начиная с новых ассирийских
городов ( Ниневия,
Дур-Шаррукан),
появляются тенденции к упорядочиванию
планировки и геометризации планов
оборонительных стен. За основу был взят план
ассирийского военного лагеря, имевшего вид
вытянутого прямоугольника, в котором командный
пункт (царский шатер) располагался в центре южной
стены (в отличие от центрального его
расположения у римлян). Мифологическим
обоснованием этой тенденции является стремление
к четкому структурированию всего космоса (семь
небес, семь уровней Земли).
Идея точного соответствия земных
объектов их небесным прообразам породила
соответственно Вавилону земному, Вавилон
“небесный”. Эта идеальная модель отличалась
идеальностью, в том числе и геометрической.
“Осмотри стену, чьи венцы, как по нити”, — этим
гордится не шумерский, а вавилонский Гильгамеш.
Вавилон времен Навуходоносора II (605–562 гг. до н.э.)
по пышности, блеску и грандиозности, возможно,
сравнялся со своим небесным образцом:
прямоугольник в 10 кв. км, обнесенный четырьмя
кольцами высоких и толстых стен (ширина — 7,
высота — 12 м), 600 прямоугольных башен, через
каждые 50 м, 8 ворот-бастионов, прямая как стрела
“Священная дорога”, выложенная белыми и
розовыми плитами метровой величины, два
бульвара, 24 проспекта, 53 храма, грандиозный
зикурат Этеменанки, висячие сады…
Глубоко символичен темно-синий цвет
стен знаменитых ворот Иштар — это небесные врата
города, который сам является “божественными
вратами”. Каждый зубец стен — это маленькая
модель зикурата, это лестницы, которые ведут в
небо. Сама стена — необозримое небесное
пространство с астральными знаками богов. Среди
неоглядной, выжженной равнины навстречу путнику
вставал град небесный.
|
|
|