Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Московского интститута
открытого образования
Язык искусства:
как раскрыть детям тайну архитектуры
Продолжение. См. № 12, 13, 15, 18/06.
(3)
Архитектурные формы
Общая информация
Вспомним, что римский архитектор
Витрувий в своем произведении «Десять книг по
архитектуре» выдвинул следующие требования,
предъявляемые к сооружениям: польза, прочность и
красота. Мы уже говорили о том, что эти три
составляющие стали на многие века главным
условием создания сооружений: на современном
языке польза — это функциональность, прочность
— конструкция, а красота определяется многими
факторами, в частности цветом и декоративными
элементами.
Что же такое функциональность? Это,
во-первых, конкретное назначение сооружения.
Прежде чем приступить к проектированию,
архитектор должен знать, с какой целью он создает
здание. Театр будет отличаться по назначению от
школы, а завод от больницы. В чем же проявится это
отличие? Оно проявится в использовании
архитектором тех или иных архитектурных форм. А
что такое архитектурная форма?
Архитектурная форма — это элементы
зданий и сооружений, внешний вид которых
обусловлен особенностями функции, конструкции и
художественной выразительности. Архитектурные
формы — это те первоэлементы, которые отражают в
себе все особенности архитектуры: и функцию, и
конструкцию, и эстетическую выразительность.
Знание архитектурных форм дает нам возможность
логично и четко рассмотреть сооружение, а анализ
их эволюции позволяет познакомиться со стилем.
Вот почему в школе начиная с 5-го класса
необходимо знакомить детей с архитектурными
формами как с базовым фундаментом знаний.
Кроме того, архитектурные формы
«выдают» назначение здания. Вот мы подошли к
школе: мы видим большие окна, выстроенные в
четкой последовательности, — за этим внешним
видом мы «прочитываем» череду классных комнат,
которым для хорошего освещения нужны большие
оконные проемы. В театре мы не встретим таких
огромных окон — они здесь ни к чему. В ресторане
окна могут выглядеть как витрины, а могут быть
скрыты вовсе — и тогда интерьер будет создан
по-новому, с использованием ложных окон или
подсветки. Магазины, напротив, стараются окна
сделать большими, выплеснув в витрины волну
товаров для их обозрения и привлечения
покупателей.
Окна в сооружении, предназначенном для
множества людей, всегда будут последовательно
расположены, выявляя собой структурированность
помещений. В частных домах, коттеджах, где
пространство не разделено на отдельные ячейки,
окна могут быть размещены асимметрично или
заменены стекольными панелями.
На этом примере можно легко убедиться,
что такая архитектурная форма, как окно,
используется по-разному, в зависимости от
назначения сооружения.
Но прежде чем мы приступим к
перечислению архитектурных форм, важно сказать
еще об одной стороне функциональности — об учете
климатических условий.
Почему в Японии стены пагод делают из
бумаги? Чтобы в случае землетрясения люди,
оказавшиеся под завалом, остались живы. Почему в
Индонезии дома стоят на высоких сваях? Потому что
проливные дожди поднимают уровень воды, который
угрожает жизни. Почему у чукчей дома с
минимальным фундаментом? Потому что в условиях
вечной мерзлоты сделать глубокий фундамент
невозможно. Почему в Нигерии стены домов
сплетают из веток? Потому что там сильные ветра, и
плетеные стены не ломаются под их напором. Как мы
видим, возведение стен и фундаментов зависит от
климатических условий, определяется ими. А ведь
стены и фундамент — это тоже архитектурные
формы, а значит, пришло время познакомиться с
ними.
Архитектурные формы разнообразны.
Выберем из этого разнообразия лишь самые
главные, которые позволят более подробно
рассматривать и анализировать сооружение.
Фундамент — конструктивная
основа любого здания. Он полностью находится в
земле и передает давление надземной части
постройки на прочный слой грунта. Фундамент
имеет форму стен, расширяющихся книзу. Широкая
нижняя плоскость — подошва фундамента —
необходима для придания зданию устойчивости.
Фундамент зависит от природных условий,
например, влажный климат требует свайного
фундамента.
Стены делятся на наружные и
внутренние. Наружные предохраняют здание и несут
груз междуэтажных перекрытий и крыши. Роль
внутренних — нести нагрузку (капитальные, или
несущие стены) и разделять помещение
(перегородки).
Наружная нижняя часть стены от верха
фундамента до уровня пола первого этажа
называется цоколем. Он служит
постаментом сооружения. Цоколь облицовывается
снаружи камнем. Цоколь частично предохраняет
здание от проникновения сырости. Кроме того, он
зрительно воспринимается как основание
сооружения. (1)
(1)
Стены могут быть облицованы камнями
различной формы или их имитацией. Такое
украшение стен называется рустовкой (от
лат. «простой», «грубый»).
Рустовку особенно любили в эпоху
Возрождения, выделяя каждый этаж рустовкой
своего вида. Палаццо Питти — фасад
делится горизонтальными поясами на три этажа,
каждый этаж украшен рустовкой, в данном случае
одинаковой. Большой дворец в Версале со стороны
парка — сочетание гладкой стены
второго и третьего этажей с рустовкой нижнего
этажа. Контраст необходим для
подчеркивания пышного украшения стен верхних
этажей.(2)
(2)
Облицовку с грубооколотыми камнями
называют рваной рустовкой, с камнями
правильных прямоугольных очертаний и ровной
лицевой поверхностью — гладкой рустовкой.
В зданиях XVIII–XIX вв., часто имевших
массивные стены, делались прямоугольные или
полукруглые ниши для установки скульптуры.
Полукруглые ниши имели форму арки. Арка
— это архитектурная форма в виде проема с
криволинейным очертанием в верхней части. По
латыни «аркус» значит «дуга»(3).
(3)
Порой можно наблюдать, как стена снаружи
или внутри здания выступает вперед по всей своей
высоте или отходит назад. Такие выступы
называются креповки или раскреповки.
Креповки особенно любили во времена барокко.
Благодаря им зодчие достигали большого
разнообразия и пластичности архитектуры. На
рисунке мы видим палаццо Кариньяно, созданное
архитектором Гварини, — фасад не плоский, он
выступает наружу благодаря креповкам. (4)
(4)
Стены могут быть оформлены полуколоннами
и пилястрами. Они похожи тем, что не
стоят отдельно, а слиты со стеной. Полуколонной
называют колонну, выступающую из стены на
половину диаметра. Пилястра — плоский
прямоугольный выступ из стены, обработанный
капителью и базой. (5)
(5)
Стены завершаются снаружи карнизом.
Его функция — защищать здание от потоков воды,
визуально завершать силуэт и поддерживать свес
крыши(6).
(6)
Выше карниза устанавливается парапет
в виде каменной невысокой стенки или сквозной
решетки. Высокий массивный парапет,
располагающийся обычно над центральной частью
фасада, называется аттиком
(Михайловский, или Инженерный, замок в
Ленинграде).
Над центральной частью фасада
завершение может быть и в форме аттика, и в форме фронтона.
Фронтон — это архитектурная форма в виде
треугольника, образуемого наклонными свесами
кровли и горизонтальным карнизом. (7)
(7)
В стене устанавливаются проемы
дверные и оконные .
Дверь по-французски la porte , а
выразительно оформленный вход в здание называ ет
ся портал, навес перед входом в здание
или ряд колонн, отмечающий вход, получ или
название портик.(8)
(8)
Форма и размер окна напрямую зависят от
климата. Так, на севере можно встретить в городах
широкие улицы и большие окна с двойными рамами,
обращенными на юго-восток, что дает простор
редким лучам северного солнца и предохраняет от
северных ветров. В северных каменных церквях
окна чаще всего узкие — для того, чтобы не
выходило тепло.
На юге, напротив, узкие улочки, дома,
спрятанные в глубине двора или сада. Окна домов
ориентированы на север. В домах множество
галерей — полуоткрытых светлых помещений, длина
которых превосходит ширину; веранд; портиков —
колоннад, обозначающих вход в здание или начало
галереи.
Оконные проемы могут быть перекрыты
прямыми или сводчатыми перемычками. По периметру
окна обрамляются наличниками, которые
призваны прикрыть щель между стеной и оконной
коробкой. Наличники могут быть самых затейливых
очертаний. (9)
(9)
Выше оконных и дверных перемычек
устанавливаются карнизики прямоугольной или
треугольной формы — сандрики. (10)
(10)
Часто встречается понятие «лучковый
сандрик» — это сандрик в форме лука, то есть.
полукруглый.
К опорным формам относятся
фундамент, стены и отдельно стоящие столбы.
Столбы делятся на пилоны и колонны.
Пилон — это столб прямоугольной формы, колонна —
круглой. В египетской архитектуре пилоны,
стоящие при входе в храм, имели форму плоских
усеченных пирамид. Колонна имеет три части: базу
(основание), ствол и капитель (завершающую часть).
Если на колонну положить сверху балку,
которая будет являться перекрытием, то мы
получим плоскую крышу. Кроме плоской крыши, может
быть создан свод, а также купол.
Чтобы понять, как создаются эти
архитектурные формы, надо обратиться к
конструктивной стороне архитектуры. Но прежде
рассмотрим, как методически преподнести
материал по архитектурным формам.
Методика изложения материала
Сначала перечислим все архитектурные
формы, с которыми будем знакомить детей. Если,
уважаемые коллеги, вы считаете, что какая-то
форма слишком сложна, то на время отложите ее
изучение. Итак, вот весь список:
-
Фундамент
-
Стены
-
Цоколь
-
Рустовка
-
Ниши
-
Арка
-
Креповки
-
Полуколонны
-
Пилястры
-
Карниз
-
Парапет
-
Аттик
-
Фронтон
-
Портал
-
Портик
-
Наличник
-
Сандрик
-
Колонны
-
Пилоны
Знать архитектурные
формы, распознавать их, глядя на сооружение,
похвально, но, боже мой, какая скука… учить их. А
давайте сделаем этот процесс увлекательным!
Выпишем на доске вкривь и вкось все
нужные нам термины, предложив детям по мере
знакомства с ними находить их и стирать с доски. К
концу урока доска станет чистой. Поэтому и игра
имеет название «Чистая доска» — ее предлагают
Букатов и Ершова в своей книге «Я иду на урок».
Но можно продолжить игру. После того как
дети усвоили термины, предложим им разбиться на
группы. Дадим две минуты на повторение и
запоминание терминов. А теперь в течение трех
минут каждая группа запишет на своей половине
доски все запомнившиеся термины.
Игру можно усложнить: попросить
участников придумать вопросы на знание терминов
и адресовать их соперникам из другой группы.
Букатов и Ершова предлагают вариант «Шапка
вопросов», когда вопросы пишутся на листочках,
скатываются в трубочки и помещаются в шапку.
Есть и такой вариант: по мере
прохождения терминов рисовать вместе с ребятами
сооружение с разнообразными архитектурными
формами. Все элементы при умелом их расположении
легко поместятся на фасаде одного дома, отдельно
надо будет вынести лишь фронтон, так как он будет
нелепо смотреться рядом с аттиком, и колонны с
пилонами изобразить по отдельности. Этот рисунок
позволит легко повторить материал.
На этом же уроке необходимо просмотреть
слайды с сооружениями, где встречаются
вышеуказанные формы. Понятно, что схематичное
изображение элемента проще, чем настоящее,
поэтому обязательно надо на нескольких примерах
рассмотреть все изученные архитектурные формы.
Чтобы еще более разнообразить материал,
предлагаем ряд заданий, спланированных для групп
учащихся с разным типом интеллекта. Материал по
типам интеллекта взят из книги: Г. Драйден, Дж.
Вос. «Революция в обучении. Как научить мир
учиться по-новому» (М.: Парвинэ, 2003).
Способ построения некоторых заданий
сделан по образцу, предложенному Н.К Винокуровой
в книге «Развитие творческих способностей
учащихся» (М.: Педагогический поиск, 1999). Все эти
задания направлены на всестороннее развитие
интеллектуальной сферы.
Лингвистический интеллект
Человек, обладающий этим типом
интеллекта, хорошо рассуждает, любит слушать,
читать, писать, говорить. Он легко выступает на
публике, без труда запоминает детали.
Для детей этого типа интеллекта
подойдут следующие игры.
1. Соединить слоги, с тем чтобы
получились слова, обозначающие архитектурные
формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о
понятии.
КАР КОЛЬ
ЦО ТОН
ФРОН НИЗ
(Карниз, цоколь, фронтон)
2. Из двух перепутанных слов-понятий
вычленить одно за другим.
ФКОУНЛОДАННМЕНАТ
(Фундамент, колонна)
3. Исправить ошибки в определениях.
АТТИК — это треугольное завершение
крыши, образованное двумя скатами и карнизом.
ФРОНТОН — высокий парапет, обычно
завершающий фасад здания.
4. Вставить буквы, чтобы появилось новое
слово.
П_Р_ _К, Ф_Н_ М_ _Т (Портик, фундамент)
5. Шифровки: 1, 4, 2, 3, 5; С Е Н Т А (Стена,
буквы надо расставить в том порядке, в каком они
указаны цифрами: 1 — с, 4 — т, 2 — е, 3 — н, 5 — а.)
6. Шарады.
С «ат» — он массивный парапет,
а с «пор» — колонный ряд,
что приглашает в дом зайти
иль выйти в сад.
(Аттик и колонный портик)
Эти задания могут быть предложены в
печатном или электронном виде для детей с
лингвистическим интеллектом, можно предложить
детям самим придумать подобные задания. Кроме
того, может быть предложена творческая работа
следующего содержания: написать рассказ о том,
как спорили фронтон и портик, кто из них важнее,
или придумать диалог колонны и пилона об их
историческом прошлом.
Математический интеллект
Люди этого типа любят абстрактно
мыслить, они склонны к точности, организованны,
часто используют логические структуры,
предпочитают делать упорядоченные записи, любят
работать с компьютером.
Ребятам с этим типом мышления можно
предлагать задания, связанные с логикой.
1. Соответствия.
КРУГ — КОЛОННА, КВАДРАТ — … (пилон),
ПРЯМОУГОЛЬНИК — ПИЛЯСТРА, ПОЛУКРУГ — …
(полуколонна),
НИЗКИЙ — ПАРАПЕТ, ВЫСОКИЙ — … (аттик).
2. Игра «Третий лишний».
ПОЛУКОЛОННА, ПИЛОН, ПИЛЯСТРА (пилон
— отделен от стены).
Интересно после смыслового выделения
предложить выделение лишнего по буквам или
слогам — это развивает разносторонность
мышления: ПОРТИК, КАРНИЗ, ФУНДАМЕНТ (фундамент
— 9 букв).
3. Для детей с математическим
интеллектом важно четко классифицировать
знания, составляя схемы — они лучше ими
запоминаются. Поэтому в качестве домашнего
задания можно предложить учащимся составить
схемы близкого расположения архитектурных форм,
например, низ здания — … , центральная часть — …
, верх стены — … .
Визуально-пространственный
интеллект
Люди этого типа мыслят в картинках,
создавая зрительные образы, используют
сравнения, хорошо чувствуют форму, легко читают
карты, таблицы и диаграммы, запоминают с помощью
картинок, хорошо чувствуют цвет. По всему видно,
что эти ребята с легкостью и интересом
воспринимают произведения искусства. Что же
можно предложить для них?
1. Пусть самостоятельно выполняют
рисунки, эскизы.
2. Эти ребята легко запоминают символы.
Для некоторых архитектурных форм могут быть
придуманы символы, которые заносятся в тетрадь
рядом с определениями. Например, символом
фронтона может стать треугольник, аттика —
прямоугольник, рустовки — ряд кирпичиков и т.д.
3. Можно предложить такое задание:
учитель диктует определения, а ребята
зарисовывают форму или его символ. Или, наоборот,
учитель рисует, дети записывают определения.
Музыкальный интеллект
Люди этого типа чувствительны к тону,
ритму, тембру, они очень восприимчивы к
эмоциональному воздействию музыки.
Очень непросто подобрать задания для
детей данного типа. Единственно е , что можно
предложить учителю, это следить за своей
интонацией, а также диктовать под музыку
название архитектурных форм, чтобы ребята
записывали их развернутые определения.
Кроме того, в начале урока или
определенной работы можно ставить музыку для
создания настроения.
Идеомоторный интеллект
Люди этого типа интеллекта самые
непоседливые ученики, им все время надо
двигаться, брать в руки изучаемый предмет,
трогать его, действовать с ним. Они прекрасно
обращаются с предметами, у них хорошо развита
реакция, они неплохо чувствуют ритм, лучше всего
учатся двигаясь, любят использовать инструменты.
Хорошо учатся, когда вовлечены в процесс
обучения, запоминают то, что было сделано, а не то,
что было сказано или увидено,начинают беспокойно
себя вести, когда приходится долго сидеть без
движения.
Как же увлечь этих живчиков?
1. Предложить им показать своим телом
некоторые архитектурные формы, например колонну,
портик, арку (парой). Когда начинаешь думать, как
это изобразить, то многое оказывается вполне
возможным.
2. Написать на карточках названия
архитектурных форм и положить их вниз надписями.
Пусть ребята подбегают, быстро берут карточку и
дают развернутое определение.
3. Карточки с названиями архитектурных
форм и другие карточки — с их развернутыми
определениями положим вверх надписями. Пусть
ребята, объединившись в пары, отыскивают
соответствия между названием и определением.
4. Если работа в классе затянулась и
учитель чувствует, что дети этого типа устали, их
можно попросить что-то раздать, разложить,
стереть с доски и пр. Предположим, учитель может
использовать для деления на группы такую форму:
ребенок идеомоторного типа раздает карточки, на
которых нарисованы четыре вида архитектурных
форм: колонна, фронтон, сандрик, арка. За две
минуты весь класс получит карточки, остается
только разбиться на четыре группы в соответствии
с картинками.
5. В качестве домашнего задания для ребят
этого типа можно предложить создать модель
архитектурных форм из пластилина, бумаги,
проволоки. Это будет с радостью встречено детьми.
Межличностный, социальный
интеллект
Люди этого типа хорошо договариваются,
они умеют общаться, могут распознавать чужие
замыслы и планы, любят находиться среди людей,
увлекаются деятельностью.
1. Для ребят этого типа
предпочтительными являются коллективные
задания, когда они становятся лидерами малой
группы. Например, одна группа придумывает
вопросы для другой на материале архитектурных
форм.
2. Пять человек в классе за определенное
время объясняют своей группе заранее
подготовленный материал, например определения
архитектурных форм. Потом проводится викторина.
3. Из класса выделяются 6–7 человек.
Каждый хорошо знает одно определение
архитектурной формы. Они должны объяснить, как
можно большему количеству одноклассников свое
определение. Потом организуется проверка. В
какой форме пройдет объяснение, выбирают сами
«учителя».
Без сомнения, эти игры требуют
дополнительной внеклассной работы.
В качестве домашнего задания для детей
этого типа можно предложить придумать смешные
определения, так как они ценят юмор и любят
шутить. Например:
Он от любопытства весь перегнулся и чуть
не падает с крыши. (Карниз)
Он свернулся, как пирожок, над окном, в
форме то треугольника, то прямоугольника, то
полукруга. (Сандрик.)
Внутриличностный, или
интуитивный, интеллект
Для людей этого типа характерен
глубокий анализ личных переживаний, хорошо
развитое понимание движений своей души, сильная
интуиция, глубокое понимание своих сильных и
слабых сторон. Эти люди часто закрыты, «все в
себе».
Учитель должен позволить таким ученикам
отличаться от коллектива. Чтобы не испугать их
излишним вниманием, стоит тактично спрашивать их
мнение по тому или другому вопросу. Например, на
материале архитектурных форм этим детям может
быть предложено придумать вопросы, адресованные
остальным ученикам.
Мы, конечно, прекрасно понимаем, что
невозможно учесть все индивидуальные
возможности каждого ребенка, но разбираться в
этом и придумывать задания, направленные на
разные типы интеллекта, безусловно, необходимо.
Продолжение в № 22