Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2006

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Картинная галерея из Вологды в Москве

К. Коровин. Девушка с гитарой. 1916

Прекрасный летний подарок сделала московским зрителям Вологодская областная картинная галерея. На выставке «200 лет русского искусства» она показала около двухсот произведений из своей обширной коллекции (20 тыс. единиц хранения). Особенность выставки в Галерее искусств Зураба Церетели в том, что в работах художников разных эпох, направлений, стилей ощущается специфическая русская ментальность.

Из картин XVIII в. выделяется блистательный «Портрет молодого офицера» М. Колокольникова, забытого, но очень одаренного художника. В разделе Х IХ в. неожиданное впечатление производит качественная жанровая живопись («Иконник» В. Маковского, 1891).

Р. Фальк. Натюрморт с бутылкой

Вологодская галерея заслуженно гордится экспонатами конца XIX — начала ХХ в. — картинами художников «Мира искусства», «Союза русских художников», «Бубнового валета». Жемчужина собрания — великолепный «Портрет Ниты Сведомской» А. Лентулова (1915). Вот характерный профиль Филиппо Маринетти работы Н. Кульбина (1917), который в 1917 г. пригласил в Петербург знаменитого итальянского теоретика футуризма и сделал с него несколько портретных зарисовок, которые затем перевел в литографию. Декоративное панно «Смерть» (1913) Н. Калмакова, по-прежнему малознакомого широкому зрителю, захватывает изощренной фантазией в орнаментации, своеобразным сочетанием элементов модерна с символистской образностью.

Хорошо показаны на выставке крупные мастера «Союза русских художников»: артистичная и светоносная «Девушка с гитарой» К. Коровина (1916), чудные пейзажи Л. Туржанского, П. Петровичева, С. Жуковского.

«Мы работаем для умного зрителя, собираем произведения эпохальными пластами», — говорит В.В. Воропанов, директор вологодской галереи. Так, здесь имеется целая коллекция работа З. Серебряковой — более 200 произведений. В том, что галерея — живой музей, убеждаешься на выставке в разделе советского искусства. Здесь известные художники представлены очень сильными работами — замечательные портреты Р. Фалька, яркие произведения А. Самохвалова, С. Адливанкина. Обнаруживается очень тактичный и умный подход к творчеству художников советского периода. Здесь нет пафосности, доминирует культура интеллектуального сопротивления. Это была эпоха мученичества.

К.Зефирова. Пионервожатая Лиза. 1937

Обязательно надо найти показанные в витрине две работы 1929 г. Н. Тырсы: «За чтением» и «Обнаженная», созданные в уникальной технике — ламповая копоть. Художник жил в деревне и других материалов под рукой не было. Острое ощущение времени угадывается и в образности, и в самой технике исполнения — кажутся невесомыми расплывающиеся линии. Всё рождает ощущение высокой духовности.

Выставка открывает зрителям неизвестные имена незаслуженно забытых художников. Вот экспрессивный, трагический «Набат» Б. Голополосова (1937), гротескный и выразительный холст А. Бычковой-Кольцовой «В мясной лавке» (1932), строгая «Пионервожатая Лиля» К. Зефирова (1937). И произведения ахровцев (Ассоциация художников революционной России), которых всегда в негативном смысле противопоставляли авангардистам, представлены очень достойно: «Танки на выжидательной позиции» М. Авилова (1932), «Изба в Вологодской губернии» Н. Терпсихорова (1925).

М. Колокольников. Портрет молодого офицера. 1752

А в холстах вологодских художников воспевается красота и поэзия северного пейзажа. Роскошную, сказочную северную зиму изображает А. Борисов на картине «Зимний пейзаж» (1914).

А. Лентулов. Портрет Ниты Сведомской. 1915