Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

К у р с ы   п о в ы ш е н и я   к в а л и ф и к а ц и и

Оксана КОБЛОВА,
Татьяна САПОЖНИКОВА,
методисты Центра непрерывного художественного образования

 

Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
КУРС ЛЕКЦИЙ

ЛЕКЦИЯ 6

Образ человека в Древней Греции

 Характер и пути развития греческой культуры были сформированы сложившимися понятиями о свободной и гармонически развитой личности. Представления о красоте были нерасторжимо связаны с нравственными категориями. Тело человека являлось отражением его духовного совершенства. Скульптура сохранила для нас внешний облик человека, в котором воплотились представления того времени о красоте. Дошедшие до нас скульптурные изображения представляют рослых людей, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица. («Дискобол» Мирона, «Дорифор» Поликлета). Прекрасный человек должен был сочетать в себе силу и разум, храбрость и патриотизм, образованность и любовь к искусству. Он являлся олицетворением не только телесной красоты, но также мужества и доблести. Скульптурные изображения женщин также воплощают идеал античной красоты: пропорционально сложенные, грациозные, с одухотворенными лицами. Пропорции человеческого тела легли в основу древнегреческих архитектурных сооружений.

Римская культура, переняв основные ценности Древней Греции, донесла до нашего времени не только образцы своей цивилизации, но и теоретические работы, письменно зафиксировавшие представления об античной красоте. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион ( I в. до н.э.) на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Один из общих принципов Витрувия требует соразмерности архитектурных деталей человеческому телу и его пропорциям.

Особенности Античного костюма

Витрувий выделял закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность и целесообразность. Можно сказать, что эти же пять особенностей отличали и античный костюм, в частности древнегреческий.

Закономерность одежды определялась шириной ткацкого станка, на котором изготовлялась ткань. Цельный кусок ткани обматывал человеческую фигуру, закладывался в вертикальные складки, которые закреплялись. Таким образом, человек каждый день «создавал» свой костюм заново. Каннелюры греческих колонн удивительным образом напоминают складки греческой одежды.

Организованность , или устройство, одежды диктовалась, с одной стороны, тем, какая деталь костюма создавалась, с другой — материалом, с третьей — модой.

Пропорциональность одежды выражалась в гармоничности и уравновешенности всех ее деталей.

Симметрия костюма проявлялась в том, что одежда целиком соответствовала естественным линиям человеческого тела и выгодно их подчеркивала.

Целесообразность модели костюма вырабатывалась веками. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь… и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев…» — так отзывается о своих современниках греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям подразумевалось само собой, что подтверждается изображениями на произведениях прикладного искусства того времени.

Как отмечает Е.В. Киреева в своей книге «История костюма», греческий костюм прошел в своем развитии сложный путь изменений, связанных со сложностью исторического развития Греции, — от примитивно-декоративного с восточными элементами костюма раннего периода до изысканных одежд последних лет существования Греции как самостоятельного государства (эпоха эллинизма). Однако наиболее типическими были костюмы среднего периода греческой истории — периода классики.

Строгость и красота в костюме ценились очень высоко. А простота и высокая художественность форм заключалась в изяществе драпировки, которая занимала много времени. Свободные граждане с юношеских лет умели красиво носить одежду, которая подчеркивала достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамику и свободу движений.

Большое значение древние греки придавали цвету одежды. Цветовая палитра была яркой и чистой. Основные цвета, в которые окрашивались ткани, — желтый (охра различных оттенков), синий, красный, светло-зеленый, пурпурный. Цвет имел социальное значение. Любимый и наиболее распространенный цвет одежды в классическую эпоху — белый, который позднее закрепился за одеждой аристократии, а простолюдины одевались в ткани зеленого, коричневого и серого цвета.

Гомер упоминает о том, что двойной пурпурный шерстяной плащ был на античном герое Одиссее. Пурпурный цвет — красно-фиолетовый. Технология окрашивания ткани была затруднена, так как требовалось отловить редкого моллюска, который выделял специфическую краску. Со временем он практически исчез, и ткани пурпурного цвета стали очень дороги. В поэме Гомера «Одиссея» сказано, что богато украшенный плащ героя скреплялся золотой булавкой.

Одноцветные ткани раскрашивались, украшались каймой, вышивкой, аппликацией . Узоры орнамента были связаны с природой и носили стилизованный геометрический или растительный характер. Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали, а в сочетании с вертикальными линиями драпировки одежды все это подчеркивало красоту и пластику движений.

Одежда древних греков изготавливалась из льна или шерсти. Шелк и хлопчатобумажные ткани привозили с Востока. Выделка ткани менялась в зависимости от моды, эпохи и предназначения. Простолюдины носили одежду из грубой ткани, богатые люди предпочитали тонкую. Ткать учили с малолетства, при этом знатность рода или богатство не освобождало женщину от этого занятия. Жена Одиссея Пенелопа ткала, а по ночам расплетала ткань свадебного покрова, чтобы отделаться от женихов, настойчиво стремящихся завладеть богатством погибшего, как они считали, героя.

Мужской костюм. Прическа. Доспехи

Мужчины носили хитоны (1). Они считались (как и у женщин) исподней одеждой, в которой непозволительно было появляться на улице, принимать гостей. Длина хитона могла быть различной, она зависела от возраста. Молодые люди носили более короткий хитон, пожилые — более длинный, и лишь в классический период устанавливается средняя длина — до колен. На талии завязывали пояс, образуя напуск. Укороченный хитон, доходивший до середины бедер, носили также воины, ремесленники, рабы. Для свободы движения они скрепляли его только на одной стороне. Хитон представлял собой кусок ткани, сложенной пополам и скрепленной на плечах пряжкой — фибуой. Иногда он имел рукава, выполненные из того же материала.

(1)

Поверх хитона надевали плащ — гиматий или хламиду. Гиматий (2) — плащ из длинной шерстяной ткани, 1,7 м х 4 м, который драпировался различными способами в зависимости от рода деятельности, его могли носить и без хитона. Полу гиматия перебрасывали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. Чтобы складки хорошо драпировались, к концу ткани пришивали грузики — кусочки свинца. Хламида (3) — плащ из плотной шерстяной ткани, застегивающийся пряжкой на груди или правом плече, был очень любим в классические времена философами, его носили солдаты и путешественники. Юноши носили овальные или прямоугольные плащи накинутыми на спину и плечи, сохраняя свободу движения их скалывали на груди фибулой. Сельские жители носили большей частью короткий, свободно ниспадающий хитон из шерсти с одной бретелью через правое плечо — эксомис(4). Рабы же довольствовались одной набедренной повязкой.

(2)

(3) а (3)б

(4)

Мужчины носили шляпы и шапки. Низкая широкополая шляпа из войлока, заимствованная греками у фессалийцев и македонян одновременно с хламидой, называлась каузия(3а). Та же шляпа с низкой круглой тульей и очень широкими, загнутыми кверху или узкими, дугообразно вырезанными полями использовалась в дороге, на охоте, ее носили солдаты. Эта шляпа называлась петас (3б). Сельские жители носили войлочные шляпы с завернутыми кверху или опущенными мягкими полями; моряки и рабочие покрывали голову яйцеобразными шапками — соломенными, кожаными или войлочными. Такие же шапки, но из лучшего материала, были головным убором больных. Цвет шляп и шапок был натуральным цветом войлока, из которого они были изготовлены. Иногда шляпы красили в красный и другие цвета или украшали цветной каймой.

Обувью греков (5) были сандалии различных типов, которые состояли из кожаной или деревянной подошвы и ремней, перетягивающих ногу до щиколотки. Распространены были также мягкие кожаные сапоги и полусапоги, которые носили знатные люди, и мягкие туфли из кожи, доступные бедным гражданам. Для парадных случаев обувь делали из цветной кожи, украшали, расшивали жемчугом.

(5)

Статья опубликована при поддержке медицинского центра реконструктивной хирургии и лазерной коррекции ЦРЧ, основной специализацией которого является лечение вросшего ногтя и стоп. В частности, в центре предлагают своим пациентам одну из самых эффективных в настоящее время методик лечения плоскостопия и исправления осанки в комплексе, с применением новейших технологий и разработок современной медицины - 3D-стелек. Эти ортопедические стельки, произведенные на немецком ультрасовременном оборудовании и из немецких материалов, обладают хорошей функцией поддержки и направления стопы и формируют свод по форме стопы каждого пациента с учетом его индивидуальных особенностей. Они эластичны, очень прочны в носке и хорошо пропускают воздух. Подробную информацию о 3D-стельках, их стоимости и процедурах и исследованиях, которые предстоит пройти пациентам для их изготовления, Вы можете узнать на сайте rubca.net.

Большую роль во внешнем виде греческого мужчины играла прическа.

В ранний период была распространена сложная мужская прическа из кос, прихотливо уложенных за ушами. Техника исполнения причесок все время совершенствовалась, а сами прически менялись. В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные металлическим обручем — филле. В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобрели черты вычурности. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского (по преданию, скульптура выполнена древнегреческим мастером Леохаром). Она является подлинным произведением искусства: длинные пряди завитых волос уложены надо лбом изящным легким бантом ( 6). Завивались локоны как горячим, так и холодным способом. Мода на прически все время менялась. Одно время большую популярность получила прическа из коротких волос, которую мы теперь называем «Александр Македонский».

(6)

Героями Древней Греции становились победители Олимпиийских игр или смелые сильные воины. Во время спортивных состязаний участники выступали, как правило, обнаженными, так как они должны были продемонстрировать свою силу и ловкость, не надеясь ни на оружие, ни на доспехи. Владение же воинским искусством органично входило в жизнь любого человека. Собираясь на войну, греки надевали шлемы и панцири.(7) Обязательный элемент военного костюма — щит.(8) Созданный для защиты от смертоносных орудий своего времени — меча, копья, пращи, он хорошо отвечал своему назначению и был прекрасно художественно оформлен. Описанию щита Ахилла посвящена целая глава в «Илиаде» Гомера. Рисунок щита отражал представления о картине мира в эпоху античности.

(7)

(8)

Женский костюм. Прическа. Украшения

Женщины по законам того времени не могли владеть собственностью и принимать участие в политической жизни государства (их жизнь всегда контролировалась родственниками–мужчинами: отцом, мужем, братьями, сыновьями). Их жизнь была ограничена домом.

Женская одежда отчасти похожа на мужскую, однако более длинная и закрытая. Женщины носили хитоны(9) как широкие — дорийские, так и узкие — ионийские. У женского хитона часто над грудью был отворот-диплодион, напоминающий короткую безрукавную кофточку. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона. Девушки подпоясывали хитон на талии, делая напуск, а замужние женщины — под грудью. Как и у мужчин, хитон украшался вышитым или расписным орнаментом по нижнему краю, однако в отличие от мужской одежды женщины иногда урашали и диплодион, в редких случаях орнамент покрывал всю ткань.

(9)(10)

В качестве верхней одежды женщины носили пеплос (11), который напоминал хитон, только имел более изящную драпировку. Ткань пеплоса была около 1,5 м в ширину и 3–4 м в длину. Пеплос мог быть как белым, так и цветным. Самой нарядной и дорогой, как мы уже говорили, была ткань, окрашенная пурпурной краской, имевшей оттенки от голубого до красно-фиолетового.

(11)

Мягкие складки длинного хитона также прекрасно контрастировали с плотной, более тяжелой, богато декорированной тканью гиматиона — верхней одеждой греческих женщин, — который одевался поверх хитона. Гиматион (10) редставлявлял собой прямоугольный плащ, меньшего размера по сравнению с мужским, и одевался иногда поверх и хитона, и пеплоса. Без гиматиона греческая женщина не могла показаться на улице. Надевая его, она всегда оставляла свободным край ткани, который мог накидываться на голову. Свой костюм греческие женщины иногда дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани.

Штаны , судя по изображениям на керамике, могли носить амазонки (данный элемент костюма считался варварской одеждой и был присущ только воинам), сверху надевая короткий хитон (12).

(12)

Как и мужчины, женщины в качестве обуви носили сандалии, мягкие туфли, полусапожки, выполненные из свиной или телячьей кожи, окрашенной в яркие цвета или золоченой. Украшали обувь металлическими бляшками, иногда вышивкой. Обувь была без каблука, что придавало походке плавность.

Облик греческих женщин дополняла прическа. (13)Густые пышные длинные волосы были одним из признаков женской красоты. За волосами тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами. Сложные прически укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы — диадем . Красивыми и необычными считались волосы светлые.

(13)

Мрамор не передает цвета глаз и волос, но в дошедших до нашего времени эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» восхваляются золотые волосы, голубые глаза и матовая кожа Прекрасной Елены. Несмотря на то что греки от природы имели прямые черные волосы, женщины высветляли их согласно моде при помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко размолотым рисом и мукой.

Завитые волосы греческих женщин разделялись продольным пробором и зачесывались низко «шторками» на лоб (рис 14). Формой и линией прически стремились создать впечатление более длинной, а поэтому и более гибкой шеи, отчего гречанки казались особенно грациозными. В прическах женщин всех слоев населения преобладали пучки и узлы. Искусные модницы нередко прикрепляли к прическам фальшивые косы.

Самая распространенная прическа получила современное название «греческий узел» ( рис. 15). Украшениями к прическе служили сетки из золоченых шнуров, гребни, нимбы (так называли хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые золотом).

Афинские ремесленники умели обрабатывать драгоценные камни, металлы, превращая их после длительной кропотливой работы в совершенные произведения прикладного искусства. Кольца, серьги, шпильки, булавки, застежки украшались орнаментом с растительным мотивом(14). Греки носили украшения, соблюдая известную сдержанность. Но постепенно драгоценности стали предметом щегольства и демонстрацией богатства.

(14)

Древнегреческая керамика. Вазопись

Во время археологических раскопок было найдено множество керамических изделий, относящихся к разным периодам развития древнегреческого общества. Время сохранило красиво декорированные вазы, амфоры для перевозки и хранения вина, воды, зерна, бытовую посуду. Изображенные на этих керамических изделиях орнаменты и сцены, позволяют получить представление о жизни людей, живших много веков назад. Особенно широко представлены различные моменты соревнований и эпизоды мифологических сказаний на вазах, которыми награждались победители олимпиад. С течением времени менялся стиль росписей: орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок всегда носил графический, плоскостной характер.

Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи:

геометрический (1000–700 гг. до н.э.). Название говорит само за себя, вазы были украшены геометрическими узорами. Позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей.

ковровый (с VII в. до н.э.) На изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительным узором.

чернофигурный (расцветает в VI в. до н.э. в Аттике). На вазах, глазурованных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком. выполненные белой и пурпуровой краской Выразительные детали одежды и орнамента подчеркивались красным, реже белым цветом. Изображались главным образом мифологические сцены. Известные мастера того времени — Клитий, Эксекий, Амасис.

краснофигурный (ок. 530 г. до н.э.). В это время фон закрашивали черной глазурью, а фигуры рисовали красным цветом. Рисунок отличается тем, что более детально прорисованы формы и объем изображаемых фигур. Крупные мастера — Ефроний, Дурис, так называемый вазописец Брига.

роскошный (кон. V — нач. IV в. до н.э.). Для этого стиля характерна декоративная пышность ваз, перегруженность композиции, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда.

Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи — для хранения (15):

а канфар — чаша для вина(а);

ойнохоя — сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника(б);

кратер — сосуд для смешивания вина с водой(в);

гидрия — сосуд для воды(г);

лекиф — сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд(д);

скифос — большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»(е);

киаф — черпак для разбавленного вина(ж);

килик — самая распространенная чаша для вина(з);

амфора — сосуд, служащий для транспортировки вина и масла(и).

(15)

Примером необычных по форме и технике исполнения сосудов является ваза для ароматических масел аттической работы, найденная в женском захоронении близ Тамани в 1869 г. (16) Она принадлежит к шедеврам эрмитажной коллекции памятников Древней Греции и является характерным примером искусства классического периода. Тулово вазы исполнено в виде фигуры сфинкса — мифического существа с головой и грудью женщины и туловищем крылатого льва, которое у греческого мастера приобретает неожиданную красоту, грацию и женственность . В росписи сосуда соединяются две техники. Венчик, горло и поверхность под ручкой покрыты черным лаком и расписаны краснофигурным орнаментом. Особенно эффектно выглядит сохранившаяся полихромная роспись фигуры сфинкса. Голубизна глаз, оттененных черными ресницами, нежный румянец щек, розовый цвет губ и умеренная позолота дают представление о цветовой гамме не дошедшей до нас росписи монументальной греческой скульптуры эпохи классики. Пример данного памятника может вдохновить ребят на выполнение собственного проекта вазы, сочетающего в себе элементы декоративной скульптуры и вазописи.

(16)

Практические работы

 Формируя познавательный интерес пятиклассников к декоративно-прикладному искусству Древней Греции, желательно выполнить ряд практических работ, которые представляют собой несколько самостоятельных этапов, каждый из которых интересен сам по себе. Они являются необходимым условием и определенным звеном в создании заключительной коллективной работы. Работы можно выполнять с пятиклассниками в разделе «Декор. Человек, общество, время». Материал можно также использовать в системе дополнительного образования по темам «Национальный костюм», «Праздник в Афинах» и др.

Образ Древней Греции

Обзорная лекция с показом видеофильмов из цикла «Эрмитаж», «Семь чудес света», слайдов и наглядного материала. Возможен просмотр мультфильмов «Подвиги Геракла», «Лабиринт», «Аргонавты», «Прометей, возвращение с Олимпа», «Персей» киностудии «Союзмультфильм», раскрывающих национальные особенности культуры Древней Греции.

Древнегреческие орнаменты

Рассказывая учащимся об особенностях греческого орнамента, необходимо отметить, что симметрия и соразмерность являются главными правилами греческого декора(17)

(17)

Меандр — распространенный тип геометрического орнамента в виде ломаной линии, в котором используется переплетение непрерывной кривой или ломаной под прямым углом линии. По одной из версий так называлась река во Фракии. Она существует и доныне. С древности было замечено, что эта река сильно петляет, по сходству с извилистым руслом и был назван орнамент .

Пальметта — форма орнамента, заимствованная у стручков цератонии, различным образом объединенных и обрамленных в форме вязи, чаши. Есть формы пальметты, заимствованные у различных растений: алоэ, вьюнка, плюща.

Ионик , овы — орнамент, состоящий из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамленных листьями.

Существовали плетеные узоры, или косы.

Эти и другие орнаменты можно встретить и на одежде, и на различных предметах древнегреческого происхождения, и на архитектурных сооружениях. Они были освоены и Древним Римом. Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали. Он был особенно выразителен в сочетании с вертикальным направлением линии драпировки одежды и подчеркивал красоту и пластику движений.

В начале урока учитель знакомит учащихся с различными видами древнегреческого орнамента, показывая фотографии керамических ваз, которые имеют ярко выраженный орнамент. Рисуя на доске фрагменты орнамента и выявляя его особенности, учитель предлагает учащимся выполнить по желанию наиболее понравившиеся. Можно использовать для удобства раздаточный материал (размноженные таблички с вариантами орнамента). Если по замыслу учителя данные работы станут частью коллективного труда, тогда можно задать ширину ленты орнамента (например, 5 см) и выполнять работу на тонированной бумаге, близкой по цвету терракоте (цветная бумага для принтера). После рассказа и показа учителя учащиеся делают графические зарисовки карандашом или черным фломастером меандра, пальметты, ионика и др.

Олимпийские игры

Знакомство со скульптурными произведениями Поликлета, которым свойственна пропорциональность, бравшаяся за образец.

В теоретическом трактате «Канон» (не сохранился) автором описаны идеальные, по его мнению, пропорции мужского тела, нашедшие воплощение в произведениях древнегреческого скульптора. Анализ пропорций «Дорифора» и других скульптур говорит о том, что Поликлет использовал пропорции золотого сечения. В камне увековечивалось физически развитое, сильное, соразмерное тело победителей Олимпийских игр, проводившихся каждые четыре года в Олимпии — главном месте поклонения Зевсу в Элиде. На размеченном поле в окружении зрителей шли кулачные бои в сочетании с борьбой, забеги, метание диска и копья. На ипподроме устраивались скачки и состязания на колесницах — ристания. Судьи награждали победителей венками из ветвей священной оливы.

После рассказа учителя о том, как проводились Олимпийские игры, дети изображают фигурки олимпиоников.

На тонированной бумаге (если ее нет, можно закрасить лист акварелью под цвет тела) учащиеся изображают мужские фигурки участников Олимпийских игр. Они должны передать динамику движения.(18)

(18)

Высота фигурки не больше ? формата А4. Изображаем прыгунов, легкоатлетов, борцов и др.

Можно разделить класс на группы (одни выполняют фигурки олимпиоников, другие — обычных граждан, одетых в хитоны, с прическами) и, используя материал, данный выше, предложить детям сделать фигурки людей, занятых своими повседневными делами: девушки за ткачеством, сценка у зеркала, на сборе винограда, юноши за игрой на музыкальных инструментах, в беседе, во время пира и пр.

Точно так же вырезаются сначала фигурки из тонированной бумаги, а затем из нарезанных белых полосок делаются одежды, приклеивающиеся на ту длину, которая необходима. Заколки, фибулы, украшения, орнаменты на складках доделываются фломастерами.

Выполненные работы детей являются частью дальнейшей коллективной работы.

 Мифы Древней Греции

На уроках литературы учащиеся подробно знакомятся с древнегреческой мифологией, в частности с циклом о подвигах Геракла. На уроках по изобразительному искусству обязательно нужно обратиться к уже полученным пятиклассниками знаниям. Наряду с этим можно обратиться к мифам о других героях, например к истории Апполона и Дафны.

  • «Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого бога, как бросилась бежать: ведь стрела Эрота и на этот раз попала в цель. Поспешил за нею сребролукий Аполлон. Умоляет он деву остановится, ведь он не желает ей зла. Но не слушает его нимфа, видит она в нем только его волчью сущность. Как на крыльях мчался за ней Аполлон. Все ближе он. Взмолилась тогда Дафна к отцу своему спасти ее от ненавистной любви. И в тот же миг превратилась в лавровое дерево. Стала Дафна лавром («дафне» — лавр), и с тех пор это дерево посвящено Аполлону. Украсил он голову венком, сплетенным из лавровых ветвей. И такие же венки стали получать победители в состязаниях в честь Аполлона» .

Вспомнив мифы о богах и героях, учащиеся выполняют графические рисунки, рассказывающие о жизни богов и героев, сухой пастелью по тонированной бумаге или черным роллером по цветной принтерной бумаге, заранее вырезанной в форме квадрата (по типу метоп — каменных плит, которыми украшался фриз дорического храма).

Квадрат по краю можно сначала украсить лентой греческого орнамента, а в центре расположить сюжетную композицию. Поскольку задание выполняется детьми в течение одного урока, формат листа небольшой, не более чем А4. (19)

(19)

Изображение керамического сосуда

Работы по данной теме лучше выполнять на заключительном этапе, так как сюжетами декора вазы могут быть и мифы, и Олимпийские игры, и бытовые сценки из жизни древних греков. Горлышко, нижняя часть вазы по желанию украшаются различными орнаментами.

Существует несколько вариантов этой работы:

  • Учащиеся изображают форму одного из сосудов (гидрия, кратер, килик, лекиф и др.) и украшают древнегреческими орнаментами таким образом, чтобы они покрывали всю вазу. Работа выполняется учащимися индивидуально. (Разработала Е.Е. Северьянова, учитель Центра образования № 293.) (20)

(20)

  • Познакомившись со стилями греческой вазописи, с костюмами и прическами древних греков, учащиеся сами решают, что ляжет в основу их росписи: мифологический сюжет, бытовая сценка или олимпийские состязания. Сюжет должен быть размещен на поверхности вазы, поэтому сначала надо нарисовать ее саму, но выбрать такую форму (амфора, пелика, кратер), на которой смогут разместиться примерно две фигуры. Пятиклассники не умеют быстро выполнять построение вазы по осям, поэтому задание можно упростить.

(21)

Сначала наметить рисунок вазы фломастером на газете формата А3. Рисунок может быть не слишком аккуратным и ровным, главное, чтобы было понятно, какую вазу выбрал ребенок для изображения.

Сложив по вертикальной оси нарисованную на газете вазу, вырезать ее. (Такое симметричное вырезание ребята уже не один раз выполняли в начальной школе, а также в 5-м кл., изображая прялку). Полученную выкройку следует обвести на листе формата А3 простым карандашом. Учащиеся пятого класса еще не умеют хорошо рисовать фигуры в движении, поэтому можно воспользоваться уже знакомым способом составления фигуры из кусочков.

Кусочки бумаги не приклеиваются, а обводятся простым карандашом. Таким образом ребенок может изобразить необходимое ему количество движущихся фигур, вновь и вновь раскладывая их на поверхности вазы.

Затем простым карандашом на изображенных фигурах людей рисуются костюм и прическа.

Акварелью цветом красной и золотистой охры тонируется вся ваза, при этом надо постараться, чтобы она получилась объемной. Когда ваза высохнет, рисунок обводится тонкой кистью, края вазы украшаются греческим орнаментом: меандром, стилизованными пальмовыми листьями (пальметтой) или любым другим. Пятиклассникам бывает сложно показать на рисунке краснофигурный или чернофигурный стиль вазописи, потому можно ограничиться линейным изображением фигур (22).

(22)    

Учащиеся вырезают форму одного из выбранных сосудов и вписывают в его пространство сюжет, содержащий фрагмент состязаний Олимпийских игр или эпизод мифа. Потом рисунок может быть закрашен (разработалаТ.Б. Сапожникова учитель школы № 235).

  • Изображается и вырезается, а затем тонируется черным цветом (можно смешать тушь и гуашь в равных пропорциях) любой греческий сосуд. Затем вырезаются выполненные на предыдущем уроке в красно-коричневом цвете фигурки, из которых и составляется композиция. Учитывая размер фигурок, сосуд вырезается не меньше, чем лист формата А2, а по желанию ребят и больше. Горлышко и другие части сосуда можно украсить орнаментами, выбрав их из альбома, в котором помещен материал, составленный на предыдущих уроках. (ГОУ СОШ № 1819, учитель — М.А. Полонская.) Эту работу можно выполнять коллективно, разбив класс на несколько групп, каждая из которых делает свою вазу.
  • Можно рассказать ребятам о необычных вазах, сочетающих скульптуру и сосуд. Одна из таких ваз хранится в Эрмитаже, это лекиф с туловом сфинкса. Учащимся предлагается создать свои проекты ваз в виде фантастических животных, мифологических существ, мифических героев. На первом этапе работы выполняются эскизы, делаются наброски предполагаемой вазы с необычным туловом. Затем из тонированной бумаги (для принтера) вырезаются основные части вазы (тулово, горлышко, ручка и другие). Все эти части должны быть чуть больше предполагаемого размера, для того чтобы после выгибания их они не казались маленькими. Выгнув детали вазы, следует приклеить ее к плоскости другого листа, при этом не нужно никаких «припусков»: бумага клеится в торец прозрачным клеем «Момент». На полученный полурельеф приклеивается вырезанное изображение какого-нибудь древнегреческого персонажа. Вазу можно поместить на белую бумажную капитель любого ордера, которая будет выполнять роль подставки. Она изготавливается на плоском листе черным фломастером, а при вырезании боковые части оставляют достаточно широкими, что позволяет их потом подогнуть и приклеить к фону. См. пример детской работы (педагоги — М.А. Полонская, О.А. Коблова). (23)

(23)  

 Эскиз росписи греческой вазы в 7-м классе

Тема росписи ваз может быть продолжена в седьмом классе. Работая над историческими темами в изобразительном искусстве, можно выполнить коллективную работу (04, 05, 06, 07), используя античные постановки Леона Бакста — например, сцену из балета «Послеполуденный отдых фавна». (25)

(25)    

Имя русского художника Леона Бакста (1866–1924) связано с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева в Париже, которые принесли всемирное признание в первую очередь русскому балету, танцовщикам и балеринам, композиторам и художникам. О декорациях и костюмах Бакста, Бенуа, Рериха и Головина писали и говорили не меньше, чем о солистах балета.

Леон Бакст был мастером античной темы и, работая над сценическим образом, смело нарушал традиционные каноны балетного костюма, обращаясь кантичной скульптуре и к вазописи, а также к воспоминаниям и впечатлениям о своих путешествиях с В. Серовым по Греции в 1907 г.

Он предпочитал чистоте зрелой классики ранний архаический или поздний эллинистический вариант античности. В 1911 г. он оформил балет Н. Черепнина «Нарцисс» и балет М. Равеля на сюжет повести Лонга «Дафнис и Хлоя», а в 1912 г. выполнил эскизы декораций и костюмов к балету К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», позже оформлял балеты на тему сюжетов Софокла и античных мифов.

Бакст иногда совмещал роль художественного руководителя труппы, художника постановок, либреттиста и даже консультанта по хореографической части, так как порой указывал мельчайшие движения танцев. Предложенные им суженные книзу хитоны с широкими рукавами близки по форме женским костюмам на греческих вазах. Костюмы, придуманные Бакстом, диктовали рисунок танца (образ, ритмы, характер) — возможности широкого жеста рук и, по контрасту с ним, — ограниченный шаг балерины (26).

(26)  

Огюст Роден писал: «Надеюсь, что такой шедевр, как балет «Послеполуденный отдых фавна», будет понят и оценен по достоинству и что для всех без исключения людей искусства это зрелище станет образцом истинной красоты». (Разработала Т.Б. Сапожникова.)

Рекомендуемая литература

Ривкин Б.В . Малая история искусств. Античное искусство. — М.: Искусство, 1972.

Сыркина Ф.Я., Костина Е.М . Русское театрально-декорационное искусство. — М.: Искусство, 1978.

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы особенности древнегреческого костюма?

2. Для чего предназаначалась амфора?

3. Чем отличалась женская одежда от мужской?

4. Назовите стили древнегреческой вазописи.

5. Какого цвета одежду носили греческие аристократы?

 

Учебный план курса

«Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Древние образы в декоративно-прикладном искусстве

18

Лекция 2. Образы животных в народном искусстве

19

Лекция 3. Конструкция и декор предметов народного быта. Орнаменты русской вышивки

20

Лекция 4. Народный праздничный костюм. Календарные народные праздники.

Контрольная работа № 1 (срок выполнеия – до 30 ноября 2006 г.)

21

Лекция 5. Декоративное искусство Древнего Египта

22

Лекция 6. Образ человека в Древней Греции.

Контрольная работа № 2 (срок выполнения – до 15 декабря 2006 г.)

23

Лекция 7. Образ художественной культуры Востока

24

Лекция 8. Древние образы и современное декоративно-прикладное искусство

Итоговая работа (срок выполнения – до 28 февраля 2007 г.)