Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Арина ЛАЗАРЕВА

 

Нищий

1933. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Главным делом всей жизни стала для Павла Дмитриевича Корина работа над картиной «Реквием. Русь уходящая». Однако монументальное полотно не было написано художником так, как он задумывал его изначально. Корин собрал огромную коллекцию образов для картины — портреты известных и колоритных персонажей той России, которая существовала до Октябрьской революции.
Мечты молодого художника о создании большого полотна, равноценного «Явлению Христа народу» А.А. Иванова, работам М.В. Нестерова «Святая Русь» и «Душа народа» («На Руси»), окончательно оформились в 1925 г., в Донском монастыре, в день отпевания патриарха Тихона. Многотысячная масса верующих вдохновила Корина на картину, которая показала бы «святую Русь» в эпоху трагических перемен. Сказалось и происхождение художника, который был выходцем из семьи иконописцев и всегда интересовался церковной тематикой.
В 1929 г. он начал писать этюды к полотну, над которым работал до 1937 г. Вследствие прямых угроз со стороны НКВД Корину в конце 1930-х гг. пришлось прервать работу над картиной. Тем не менее эскизы-портреты, созданные им для грандиозного творения, сохранились и многие стали самостоятельными произведениями. В их числе «Отец и сын» (1930), «Игуменья» (1935), «Митрополит» (будущий патриарх Сергий, 1937). В этом же ряду стоит и эскиз-портрет «Нищий», написанный в 1933 г.
Фигура нищего должна была находиться на переднем плане. Общая атмосфера полотна и выбранное художником место действия — интерьер собора — подразумевали наличие всех, присущих церковному антуражу, образов — от высшего духовенства, до сирых и убогих, которые всегда сидят рядом с храмом в надежде получить милостыню на пропитание. Уже на стадии эскиза нищий Корина поражал приходивших в его мастерскую своим обликом. Исполненный с редкой для искусства XX в. пластической мощью седобородый лохматый старик, сидящий на корточках, вошел в уникальную портретную серию. Лицо его врезается в память в первую очередь благодаря глазам, которые, что довольно часто в творчестве Корина, смотрят не на зрителя, а куда-то в сторону. Нищий словно сидит на паперти и пристально следит за происходящим вокруг. Это человек из народа, проживший долгую жизнь, много повидавший.
Корин говорил, что «изображаемое лицо или действие» должно жить «своей особой жизнью» и заражать зрителей. На задаваемый нередко вопрос, кто были те, кто позировал ему, мастер отвечал уклончиво: «Живые люди, когда я их писал». Ему была важна не персонификация, а философское осмысление образа и всей композиции в целом. Для Корина, задумавшего представить в своей колоссальной картине «Русь уходящая» все стороны жизни, фигура нищего имела большое значение.
Лишенный средств к существованию старец тем не менее не вызывает жалости. Бросается в глаза не его нищета, а сильный характер человека, привыкшего бороться за то, чтобы выжить. Это вовсе не добрый старичок, а человек, привыкший сталкиваться с жестокостью жизни, ставший от этого суровым и черствым. Он закрывает руками свое добро от любого посягательства. Образ нищего старика, трагичен. Это персонификация «ухода» — старое поколение постепенно вымирает, унося с собой тот духовный мир, который служил опорой православию. Цветовое решение — темные тона — создает общую атмосферу грязных улиц, на которых нищие влачат свое жалкое существование.
В этой картине Корин применил навыки, полученные в заграничной поездке в Италию в 1932 г. Здесь сочетаются мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов. Живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок.
Критик Ю. Осмоловский пишет: «Старик нищий с всклокоченной бородой и безумно горящими глазами врезается в мое сознание и будоражит его. «Нищий» является одним из самых колоритных персонажей в галерее лиц, созданных мастером для своего гигантского полотна. Сегодня эти портреты-эскизы хранятся в доме-музее художника на Пироговской улице в Москве. Они расположены на огромном белом холсте, специально предназначавшемся для «Руси уходящей».