Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Арина ЛАЗАРЕВА 

Мозаики на станции метро «Комсомольская-кольцевая»

 

1951-1952

Московский метрополитен, строительство которого началось в 1935 г., до сих пор является, пожалуй, самой красивой подземной транспортной сетью мира. Такую славу московскому метро принесло в первую очередь художественное оформление станций, в котором участвовали лучшие советские художники. Здесь обретала монументальные формы фиксация трудового подвига, прославление революционного героизма. После Великой Отечественной войны ведущей для художников, скульпторов и архитекторов стала военная тема.

Одним из известнейших образцов послевоенного монументального искусства является цикл мозаик Павла Корина на своде центрального зала станции метро «Комсомольская-кольцевая». Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, а также советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Еще два панно, изображавшие Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены в 1963 г. Новые панно изображают выступление Ленина перед красногвардейцами и аллегорическую фигуру Родины-матери на фоне Спасской башни Кремля. Потолок желтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной.

Александр Невский

Все мозаичные композиции объединены идеей борьбы за независимость и славу родной страны, при этом в каждой четко выделяется фигура лидера (что советское руководство считало необходимым подчеркнуть особо).

К древней русской истории художник обратился уже не в первый раз, однако в этих мозаиках он не статичен и использует ряд новых образов. Помимо чисто художественных, есть у мозаик еще одно достоинство: Корин с блеском решил трудную проблему — вписал сложную и строгую батальную композицию в вычурные формы барочного картуша. Аркой проездных ворот и величавым ритмом деревянных стен и башен Новгородского детинца художник удивительно естественно и органично сочетает, казалось бы, несочетаемое. Князя Александра осеняет огромное полотнище великокняжеского стяга, где на черно-синем фоне вырисовываются незабываемые черты утраченного шедевра древненовгородской живописи — знаменитого «Спаса Нередицкого». К сожалению, художественный совет, обсуждавший эскиз мозаики, дал свое согласие лишь на «пол-лика» нередицкого шедевра и заставил художника свернуть великокняжеский стяг над невским героем.

Орден Победы

В сцене, изображающей Дмитрия Донского во главе войск, собравшихся в поход на Куликово поле, Корин преодолел традицию русской исторической живописи изображать схимников Пересвета и Ослябю благостными старцами — оба героя на переднем плане композиции предстают подлинными богатырями. Их ратному подвигу в Куликовской битве предшествовал подвиг духовный: принятие «ангельского образа» — схимы, сознательное обречение себя на смерть «за други своя». Святыми ратоборцами духа, а не только меча и пращи, рисует Корин этих зачинателей Куликовской победы. На мозаике также появляется излюбленный образ Спаса.

Минин и Пожарский — знаковые фигуры народного ополчения 1612 г. — показывают неистощимую силу русского народа и его бескорыстие. Для победы им не жалко ничего. Мозаика как бы иллюстрирует слова Кузьмы Минина: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать…» Продолжателем славных традиций русского оружия и создателем новых приемов военного искусства, принесших России мировую славу, был А.В. Суворов. Полководец за свою жизнь не потерпел ни одного военного поражения. Его пример должен был вдохновлять советского человека на подвиг, как и деяния других русских героев.

Казалось бы, в совершенно безвыходной ситуации оказались русские армии с вторжением в Россию Наполеона. Однако смелость, находчивость, а также оптимизм и вера в победу русских полководцев, в первую очередь М.И. Кутузова, обеспечили победу над французами.

Центральный неф станции "Комсомольская кольцевая"

Корин в своих панно подчеркивает, что смелость, самоотверженность и героизм всегда найдут дорогу к победе, как многократно было доказано примерами из русской истории.