Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2006

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

Н е т р а д и ц и о н н ы й    у р о к

Людмила БЕЛЯКОВА,
учитель школы № 35 г. Рыбинска
Ярославской обл.

Человек-памятник

Урок-дискуссия в 11-м классе

Урок был проведен в школе № 649 г. Москвы в рамках XXIX Всероссийского семинара музейных педагогов

Цель урока:

— учить давать оценку современным произведениям искусства;
— прокомментировать формулу «Искусство — это жизнь» на примере скульптурного произведения Марка Куинна «Беременная Элисон Лэппер»;
— вызвав страстный эмоциональный накал, поразив воображение учащихся необычностью произведения автора, сформулировать четкое представление о том, что есть прекрасное в искусстве и в жизни.

Учебное пространство: столы поставлены буквой «П»; небольшая трибуна в центре для учителя. В начале урока учащиеся рассаживаются произвольно .

Эпиграф урока: Exegi monumentum — Я воздвиг памятник (из Горация).

I . Эмоциональное погружение в тему урока

Учитель .

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Пушкин, а вернее его лирический герой, произнес эти слова в 1836 году, когда еще не было памятников поэту ни в Москве (А.М. Опекушина), ни в Санкт-Петербурге (М.К. Аникушина). Да и под словом «памятник», как известно, подразумевается поэтическое наследие поэта. А значит, это слово многозначное. А какие значения известны вам?

Ученики.

— Памятник — это произведение скульптуры.
— Предмет, вещь, реликвия, одним словом, что-то очень дорогое и памятное.
— Сокровенное, очень-очень ценное, нуждающееся в сохранении, то есть то, что выступает как хранитель памяти.

Учитель. В одном из вариантов ваших ответов прозвучало академическое значение: «Памятник — это произведение скульптуры». Дополню, что чаще всего это изображение человека. Я приглашаю вас к разговору, спору, размышлению и выводам на тему: «Какими руководствоваться критериями, чтобы по достоинству оценить художественное произведение?»

(Открывается тема урока, записанная следующим образом: «Человек памятник».)

Как вы видите, в формулировке темы нет знаков препинания. Эти белые пятна должны исчезнуть в ходе урока, и каждый из вас вправе выбрать любой знак препинания, более того, добавить по смыслу слова, например «и», «не» и другие.

Объектом нашего исследования станет произведение современного английского художника и скульптора Марка Куинна «Беременная Элисон Лэппер».

II . Информация к размышлению

Учитель . Марк Куинн, как я уже сказала, наш современник. Совсем недавно он поразил мир шокирующим автопортретом, материалом которого стало 4,5 литра собственной крови художника (см. «Искусство», № 4/05) Элисон Лэппер — приятельница Куинна и тоже художница, правда, куда менее известная. Она инвалид. У нее нет рук и сильно укорочены ноги. Причина — в редком генетическом дефекте под названием фокомелия. Британцам и жителям других стран Запада вид укороченных или вообще отсутствующих конечностей знаком: похожие дефекты у новорожденных вызывал применявшийся одно время препарат талидомид. Именно эта женщина и стала героиней нового произведения Куинна. Вашему вниманию предоставляются фотографии с изображением скульптуры (см. материал на с. 24).

Дорогие друзья и уважаемые гости! Я предлагаю вам на некоторое время стать жюри и решить, может ли фигура безрукой беременной художницы украшать одну из самых знаменитых площадей Великобритании, а то и всей Европы.

(На обдумывание решения отводится несколько минут, в течение которых можно задать дополнительные вопросы учителю.)

Ученик. Родила ли Элисон Лэппер ребенка, и если да, то здоровый ли родился малыш?

Учитель. Да, у нее родился здоровый мальчик, которому сегодня шесть лет.

Ученик. Как отнеслась сама Элисон Лэппер к идее установить скульптуру на Трафальгарской площади?

Учитель . Ей нравится памятник, и она надеялась, что работа Куинна победит в конкурсе.

Ученик . В каком направлении искусства работает Лэппер?

Учитель.Она закончила арт-колледж и работает профессиональным фотографом.

Вы обдумали свое решение, и теперь я прошу тех, кто выбрал утвердительный ответ, занять правую сторону пространства, напротив разместятся оппоненты, а центр останется для сомневающихся — тех, кто не выбрал ни тот, ни другой вариант.

 III . Дискуссия

Условно введем обозначения для учащихся: сторонники, противники, сомневающиеся. В ходе урока можно изменить свое рабочее место, если изменилось отношение к решению проблемы.

Учитель . Как я уже сказала, в прессе развернулась бурная дискуссия. Был проведен опрос общественного мнения, в результате которого выяснилось, что 70% горожан вообще не хотят, чтобы четвертый пьедестал отдавали под современное искусство. А каково мнение нашего жюри?

Противник . Я категорически против установления этой скульптуры. Я уважительно отношусь к героине памятника, но считаю, что такое произведение нельзя устанавливать на центральной площади. Представьте, что ее будут лицезреть и будущие матери. Да с ними может случиться просто психологический шок.

Сторонник . А я считаю, что это должно восприниматься как предостережение. Сегодня некоторые будущие мамы употребляют пиво, продолжают курить во время беременности. Пусть они видят, к чему это может привести. Да, Элисон, возможно, пострадала от ошибки врачей, но урок ясен: нельзя вступать в спор с природой.

Сторонник. Думаю, мы уходим от главного: начинаем оценивать личность Элисон, а ведь перед нами художественное произведение и, соответственно, художественный образ, который обладает огромной силой воздействия. И в этом плане, я считаю, мало найдется произведений, по крайней мере я подобных произведений не знаю, которые производят неизгладимое впечатление и заставляют о многом подумать. У меня вопрос: какой надписью снабжен памятник?

Учитель . Очень лаконичной: «Беременная Элисон Лэппер».

Сторонник. Я поддерживаю своих одноклассников, что это достойное произведение искусства и вправе занять такое же достойное место в любом городе. Мне импонирует и то, что художник не комментирует судьбу Элисон, а лишь сообщает конкретную деталь. Но у меня есть одно существенное дополнение. Мне известно, насколько трепетно англичане относятся к беременным женщинам. Я не знаю, сохранилась ли эта традиция сейчас, но еще в недавнем времени каждый англичанин снимал шляпу перед беременной женщиной.

Противник . Мои друзья настолько увлеклись тем, что Элисон — будущая мать, что не замечают главного: она инвалид, и ее уродство вызывает у меня ощущение, которое можно охарактеризовать как «железом по стеклу», кидает в дрожь, когда видишь эту фигуру. А ведь передо мной только фотография, представляю, как бы я себя чувствовал, увидев памятник воочию. Я против!

Сторонник. Послушаешь предыдущего оратора и сразу представляешь утонченных эстетов школы «чистого искусства». Они тоже предлагали воспевать только то, что красиво. Но в искусстве с категорией «прекрасное» уживается и категория «безобразное» (сразу оговорюсь: к последней скульптура Лэппер отношения не имеет). Вопрос в другом — готовы ли мы делать правильные оценки? Я знаю, что наши юноши помешаны на боевиках, но при этом уверена: у них не возникает желания идти убивать. Поэтому и в скульптуре Куинна за внешней формой скрывается глубокий внутренний смысл. Считаю, такие произведения оказывают большее положительное влияние на людей, чем помпезные фигуры королей.

Противник . Конечно, если человеку посвящен памятник, это уже доказывает его исключительность, поэтому я уверена в художественной ценности этого произведения, но я против, чтобы скульптура была установлена на главной площади. Пусть бы ей нашли место в другой части города.

Сторонник. А почему произведение Куинна вызвало такой спор? Да потому, что оно возмущает наше спокойствие. Мы не хотим волноваться, не хотим замечать, что вокруг очень много людей, нуждающихся в нашем участии. И думаю, позиция автора понятна — это обращение к нашему сердцу. И памятник Элисон не символ страдания конкретного человека, а символ человеческого равнодушия, душевной черствости и холеного эстетства.

Противник . И пусть тогда автор и выбрал бы какой-то символ, а не живого человека.

Сторонник . А беременность — это ли не символ? Зарождающаяся несмотря на все преграды жизнь, это апофеоз жизни.

(Во время дискуссии сомневающихся стало меньше: несколько человек перешли к сторонникам.)

Учитель. Да, произведение сложное, и страсти у нас разгорелись нешуточные. Вспомним знаменитую фразу «все познается в сравнении» и сопоставим скульптуру XXI века с древними скульптурами, например Венерой Милосской, которую не пощадило время. Тем не менее это произведение производит на зрителя неизгладимое впечатление: герой рассказа Г. Успенского признался, что Венера его «выпрямила», вселила уверенность и наполнила жизненными силами. Перед Венерой плакал великий Гейне, русский поэт Афанасий Фет просидел перед ней несколько часов, до тех пор пока не закрылся музей. Почему же мы не можем допустить, чтобы Элисон поднялась на пьедестал, хотя, уверена, любая площадь мира дралась бы за Венеру?

Сомневающийся . Меня такое сравнение несколько смутило. Ведь, глядя на Венеру, наше воображение дорисовывает ее образ, и отсутствие рук нисколько не мешает любоваться ею. А Элисон, сколько бы я ни пытался вообразить ее иной, остается инвалидом. И это меня смущает. Но, я согласен, что это женщина-герой — при таких увечьях жить полноценной жизнью, работать, любить, рожать детей… А значит, она достойна памятника и достойна быть примером людям. И все-таки к окончательному выводу я прийти не могу.

Противник . Сравнивать Элисон и Венеру просто кощунственно. В Венере все совершенно: грация, красота, женственность. В Элисон все отталкивает: непропорциональность форм, мужеподобное лицо. И вообще, какова цель искусства — восхищать или вызывать негодование?

Сторонник . Странно слышать такую пламенную речь. Мой одноклассник забыл, что любое произведение являет собой форму и содержание, и он видит только внешнюю красоту, внутренняя остается для него недосягаемой. Я же считаю, что Элисон выигрывает перед Венерой именно силой духа. И если Венера божественно красива внешней грацией, то Элисон поражает внутренней красотой.

 IV . Завершение. Вывод

Учитель . Вернемся к главной цели наших рассуждений и подготовимся к голосованию. Каково будет ваше решение по установлению памятника? Голосование тайное.

(Это дает учащимся дополнительную свободу сделать свой выбор независимо от обстоятельств, предоставляет возможность неожиданно изменить свое решение и не быть осужденным за это одноклассниками.)

Большинством голосов судьба памятника решена: скульптура Марка Куинна «Беременная Элисон Лэппер» будет установлена на Трафальгарской площади. Вернее, она уже установлена. Пятиметровая фигура Элисон Лэппер — немое воззвание к человеку: «Помни, человек, о той миссии, которая на тебя возложена. И во все времена оставайся человеком».

Возвратимся к теме нашего урока. Сформулируйте ее так, как подсказывает ваш разум и ваше сердце.

Ученики предложили множество формулировок, в том числе:

«Элисон Лэппер — человек-памятник»;
«Человек — памятник!»;
«Человек-памятник...»)

Учитель. В заключение хочу сказать, что никто не должен чувствовать себя победителем или побежденным в нашей дискуссии. Их нет, потому что спор вокруг этого произведения Марка Куинна не утихает ни на минуту. Желаю вам жить своим умом, быть справедливыми к себе и людям, воспринимать мир сердцем, душой.