Екатерина ТАРШИНА,
учитель музыки МОУ СОШ № 46 г. Кирова
Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов
Урок для учащихся 4-го класса
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Оборудование. Хрестоматия музыкального материала для 4-го класса; записи: вступление к первому и второму действиям оперы «Сказка о царе Салтане», запись песни «Лукоморье» (А. Пинегин, А. Усачев). Музыкальные инструменты: треугольники, бубен, большой барабан, румба, колокольчики. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина; изображение музыкальных инструментов. Ребусы: «тембр», «динамика».
Оформление доски. На центральной доске — тема урока, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.
На правой створке — картина И.Я. Билибина «Бочка по морю плывет...», изображение музыкальных инструментов. На левой створке — иллюстрации к «Сказке о попе и работнике его Балде», поэме «Руслан и Людмила».
Дети входят в класс под песню «Лукоморье», музыкальное приветствие.
Вводная часть. Определение уровня знаний учащихся о жанрах музыки, характера песни, содержании. Дети раскрывают значение сказок А.С. Пушкина, называют любимого героя, определяют, портреты каких композиторов видят на доске.
Беседа по теме урока
Цель: познакомить детей с творчеством Н.А. Римского-Корсакова, услышать основные темы во вступлении ко 2-му действию, сопоставить настроение музыки и иллюстрации «Бочка по морю плывет...» И. Билибина, закрепление понятий «увертюра», «тембр», «динамика»,
Вокально-хоровая работа
Цель: развитие музыкального слуха, ритма, памяти, внимания.
Упражнения для распевания даются по принципу постепенного усложнения, в их основе отрывки из «Сказки о царе Салтане», «Сказки о попе и о работнике его Балде».
Задачи во время распевания
Упражнение № 1 на певческое дыхание: активный вдох — задержка, длинный выдох чередовать с мягким, глубоким вдохом. Формируется умение быстро менять дыхание.
Упражнение № 2 на совершенствование навыка унисонного звучания, кантиленного пения.
Упражнение № 3 на использование многоголосия (каноны), импровизация. Вырабатывать умение слушать себя и класс во время исполнения, развитие внимания.
Закрепление музыкального материала
Беседа о времени года: загадка о зиме. Исполнение песни о зиме.
Организация игровой и творческой деятельности
Цель: закрепление определенных навыков и умений в различных видах деятельности.
Ритмическая разминка. Импровизация движений под песню «Вечный двигатель» (слова А. Усачева, музыка А. Пинегина).
Задачи. Для создания яркого музыкального образа исполнять ритмический аккомпанемент (под фортепиано) и необходимые акценты на сильные доли такта.
Итог урока подвести песней «Не расставайся со сказкой» (музыка и слова Т. Прописновой).
Ход урока
Вход под песню «Лукоморье». Музыкальное приветствие.
Учитель. Какой жанр музыки сопровождал вас? Какое настроение создает эта музыка?
Дети. Песня. Она поднимает нам настроение, мелодия радостная, светлая...
У. Вот такое настроение пусть вас не покидает. А о чем песня?
Д. О сказках.
У. С каким сочинением перекликаются слова песни?
Д. С поэмой Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».
У. Написали песню «Лукоморье» композитор Александр Пинегин, он работает совместно с детским театром «Светофор» в Москве, и детский писатель Андрей Усачев, который, помимо слов, пишет и музыку. Их творческий союз подарил детям немало интересных песен со сказочными персонажами.
Мы продолжаем путешествовать по замечательным страницам произведений Пушкина. Назовите композиторов, которые раскрыли сказочные образы Пушкина в своих произведениях.
Д. М.И. Глинка – в опере «Руслан и Людмила», Н.А. Римский-Корсаков – в операх «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане».)
Действительно, многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Михаил ИвановичГлинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. А вот еще один русский композитор, Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Вы уже знаете, что Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин.
У кого из вас любимый сказочный герой царевич Гвидон?
(Дети поднимают руки.)
Мы остановимся на опере «Сказка о царе Салтане». В год создания оперы исполнилось 100 лет со дня рождения Пушкина, это вдохновляло композитора и возлагало на него большую ответственность. Музыка оперы получилась солнечной, яркой, необычной, а почему необычной — вы догадаетесь сами. Как начинается опера Глинки «Руслан и Людмила»?
Д. С увертюры. (Дают определение увертюры.)
У. А в опере «Сказка о царе Салтане» нет увертюры. Пролог и все четыре действия начинает короткое фанфарное вступление. Послушаем вступление ко 2-му действию: какое оно по характеру, какие в нем интонации?
Д. Звонко, празднично и мажорно звучит труба, настраивая нас на начало чего-то интересного.
У. Правильно, вспомните, как на ярмарках, народных гуляниях зазывались люди: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается!» Дальше читаем текст в учебнике: «В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина композитор Н.А. Римский-Корсаков передал в музыке… При этом следите за развитием поэтического текста.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет...»
Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков. Вы уже знаете, что он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались у него в памяти навсегда. С образом безбрежно-широкого «окияна-моря синего» мы встречались в опере-былине «Садко». Так какое же оно, море, в этом действии? Еще раз слушаем вступление.
Д. Грозное, суровое, бочка то появляется, то исчезает в волнах.
У. Помогает ли картина русского художника И. Билибина «Бочка по морю плывет...» создать тревожное настроение?
Д. Да, темные, холодные краски передают сильное, страшное, недоброе море. На картине настоящая буря, разбушевавшаяся водная стихия.
У. А тембры каких инструментов рисуют живописную картину?
Д. Слышны звуки скрипки, деревянно-духовых инструментов.
У.(показывает иллюстрации музыкальных инструментов). В звуках арфы, флейты, челесты («челеста» — по-русски «небесная») мы слышим и видим, как зажигаются яркие звезды на темном небе. Когда забасили фаготы, тромбоны — представляем, что идет по небу черная туча. На фоне скрипок звучит тема неуклюжей бочки (наигрывает мелодию), в которой плачет, бьется царица. Плач царицы передают «всхлипывания» скрипок, а также гобои, флейты, кларнеты. «И растет ребенок там не по дням, а по часам» —у деревянно-духового инструмента — кларнета слышится светлая тема Гвидона, которая переходит к низкому тембру валторн, ведь подросток превращается в юношу (наигрывает тему). Постепенно все затихает, море успокаивается. Вновь мы услышим музыку моря в третьем и четвертом действиях. (Все названия тем дети записывают в тетрадь и прослушивают еще раз.)
Авторы учебника задают вам вопрос: помогла ли музыка почувствовать красоту пушкинской сказки?
Д. Да, симфонический оркестр рассказал нам сказку, передал все события ярко и понятно.
У. Действительно, оркестр, занимающий особое место в этой опере, очень красочно, образно и живописно воссоздает пушкинские строчки, которые вы сейчас прочтете с выражением.
(Дети зачитывают отрывок из сказки: «В синем небе...» до слов «...и вышел он».)
Обобщение
У. Темы каких сказочных образов вы услышали, запомнили и записали? (Ответы детей.)
Домашнее задание. Нарисовать свою картину моря и написать, в каких еще произведениях А.С. Пушкина говорится о море.
Теперь покажем, как мы учимся передавать сказочные образы в песнях, но прежде распоемся. (Дети встают.)
Вокально-хоровая работа
Упражнение № 1 — на дыхание, к иллюстрации «Ветер по морю гуляет». (Дети вспоминают, когда в первый раз в сказке звучит этот отрывок.)
У. Взять дыхание через нос, не поднимая плеч, и подуть на кораблик так, чтобы он поплыл далеко-далеко. (Повторить два раза, чередуя короткий вдох с длинным.)
Упражнение № 2.
У. На какой звук можно изобразить ветер на море?
Д. На гласный звук «у».
У. Мы возьмем его на дыхании, в унисон и, выполняя крещендо, мягко по руке снимаем. А теперь подключаем слова:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...
Упражнение № 3а — импровизация на заданный текст и создание яркого образа. Первую фразу поет учитель, например, по трезвучию вверх, а продолжение — дети (по желанию).
У. Жил-был поп, толоконный лоб.
Д. Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(Но прежде дети называют, из какой сказки эти слова.)
Упражнение № 36 — уже в форме канона: двухголосие, трехголосие.
У. Переходим к песням. Отгадайте вначале загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром.
Д. Это зима.
У. А как Пушкин относился к зиме? У него немало стихов посвящено этому времени года.
Д. О зиме Пушкин писал в стихотворении «Зимнее утро» так:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
У. Давайте вспомним начало этого стихотворения.
Д. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный...
У. Пусть эти слова будут эпиграфом к песне «Русская зима». Все в этой песне важно, но особенно обратите внимание на динамические оттенки. Во время исполнения куплетов поем напевно, протяжно, на mf, а припева — звонко, весело, на f.
(Звучит песня, выученная на предыдущих занятиях. Во время вступления и проигрыша дети выполняют ритмические хлопки.)
Хорошо спели, я думаю, ваша зимняя картинка понравилась бы Александру Сергеевичу. А кто больше всех любит сказки?
Д. Ребята.
У. Потому что дети верят в чудеса, они очень любят сказки, им не терпится узнать, чем она закончится. Давайте отдохнем и потанцуем под песню «Вечный двигатель».
(Ритмическая разминка: импровизация движений под песню «Вечный двигатель».)
Молодцы! Интересно было смотреть за тем, какие движения вы придумываете сами. А теперь продолжим разговор о сказках. Назовите, из какого произведения эти строчки.
(Зачитывает отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».)
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
(Ребята называют знакомую им сцену. Учитель показывает иллюстрацию.)
У. Из чего рождается музыка?
Д. Из интонации.
У. Вам задание — раскрыть образ Черномора: показать две контрастные интонации — злого, коварного волшебника и его сказочное богатство. В опере марш исполняют два оркестра, а мы создадим свой. Выбирайте необходимые инструменты, предварительно прослушав исполнение на фортепиано.
(Дети называют те инструменты, которыми можно раскрыть образ волшебника.)
Будьте внимательны: точно отмечайте смену громкого и тихого звучания.
(Группа детей исполняет на музыкальных инструментах «Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Уточнить:во время звучания первой темы играют большой барабан, бубен, румба; а второй — треугольники, колокольчики.)
У. Вы хорошо справились с заданием, молодцы. Подведем итог нашего урока песней «Не расставайтесь со сказкой». Постарайтесь вложить в песню всю душу, исполнить ее с настроением.
(Звучит песня.)
Разнообразен ли мир сказок? Стоит ли читать и перечитывать сказки?
Д. Сказки учат нас добру и справедливости, учат проявлять смекалку... «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
(Ребята отвечают, чем запомнился урок, сами себя оценивают — как работали, что нового узнали.)
У. Закончить урок я хочу словами современного поэта Давида Самойлова:
Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.
(Выход из класса под мелодию «Не расставайся со сказкой».)