А р т - г а л е р е я
Неонианский баптистерий
V в.
Баптистерий православных принадлежит к числу самых знаменитых построек Равенны. Иногда его называют Неонианским — по имени епископа Неона, при котором была проведена перестройка баптистерия. Именно тогда плоское прежде перекрытие было заменено куполом, и именно к тому времени относится создание знаменитых на весь мир мозаик.
Интерьер выполнен с большим вкусом и изяществом, все его части строго соразмерны между собой, в чем чувствуются отголоски влияния античной архитектуры. Сцены разделены легкими арочками — таким образом, стены, кажется, теряют тяжеловесность. Мозаики прекрасно вписываются в архитектурные членения. Так, над арками первого этажа мы видим фигуры пророков, а между арками второго помещены изображения канделябров. Купол также расчленен на три пояса, сплошь заполненные мелкими изображениями. За счет подобной «дробности» декорации композиция не выглядит столь масштабной и монументальной, как это будет впоследствии характерно для памятников византийского искусства.
План
В куполе восьмигранного здания художник поместил сцену Крещения. Однако в данном случае ее можно трактовать более глубоко — как тему Христа-победителя, явившего миру в момент крещения свою божественную сущность. Над головой Иисуса парит голубь — символ Святого духа, а вокруг него — двенадцать величавых апостолов, несущих в руках короны, чтобы вручить их своему учителю. Ниже расположен декоративный пояс, воспроизводящий алтарное пространство базиликального храма — это портики, за которыми виднеются апсиды с тронами, увенчанными крестами или алтари с раскрытыми евангелиями. Кроме того, в портиках стоят епископские кресла с коронами или деревья. На первый взгляд, подобное оформление не слишком сочетается со сценой в центральном медальоне, но в действительности все эти объекты не случайны и связаны с символикой Христа как небесного владыки.
По мастерству исполнения мозаики Неонианского баптистерия стоят едва ли не на первом месте в искусстве этого периода. Все апостолы представлены в сложных трехчетвертных поворотах, причем ни один из них не похож на другого, фигуры Христа и Иоанна Крестителя выглядят естественно и пластично; замечательно изображен пейзаж — кажется, что воды Иордана действительно текут и струятся, несмотря на то что условный золотой фон, на котором помещена сцена, должен был бы препятствовать созданию такого впечатления. Интересная деталь: в этой сугубо христианской сцене художник использует античный мотив — аллегорическую фигуру бога реки Иордана; впрочем, для раннехристианского искусства, когда устойчивый канон еще не сложился, это не такое уж редкое явление.
Мозаика купола Неонианского баптистерия. V в.
Колорит мозаик богат яркими синими, золотыми, белыми, зелеными и оранжевыми тонами. Синий фон, разделенный золотыми канделябрами и свисающими сверху завесами, вносит в композицию оттенок декоративизма и эффектности. Фигуры апостолов выделяются на этом ярком фоне особенно четко, а прочие цвета тонко сочетаются с серебром и золотом, великолепен также колорит архитектурных сооружений, в которых замечательно дополняет друг друга синие, фиолетовые, зеленые и золотые тона.
В оформлении Неонианского баптистерия особенно заметны местные традиции, восходящие к античности. Это видно и по объемной трактовке фигур, и по предпочтению светлых красок, характерных для палитры античных художников, да и типы лиц явно близки древнеримским образцам. Следует отметить, что при создании этого мозаичного ансамбля принимали участие только местные мастера, а не приглашенные со стороны, что как нельзя лучше характеризует независимость и самобытность искусства Равенны.
|