Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2006

УРОК ИЗО

У р о к   И З О

Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО, школа № 199, г. Москва

Знакомство с культурой народов Крайнего Севера

Самоедка за выделкой оленьей шкуры. Из фотоархива Российского этнографического музея

Сегодня ряд ученых России и Запада развивает мысль о том, что каждая самобытная культура имеет свои особые задачи в развитии мира — бытия в широком эволюционном, образовательном процессе. Если же эти зада­чи не решаются данным народом или он перехватывает «бытийные ориентации» другой культуры, то этот народ сходит с мировой арены, сливается с другими народами, разрушается, и на его обломках возникают новые этносы, новые культуры и цивилизации*. С этой точки зрения большой интерес пред­ставляют малые народы России, старающиеся во что бы то ни стало сохранять свой язык, культуру и неповторимое самобытное искусство.

Ненцы (самоеды). Из фотоархива Российского этнографического музея

Крайний северо-восток нашей Родины. Суровый климат Заполярья, бескрайние снежные дали, холодное, тонущее в болотах короткое лето и долгая полярная зима, освещаемая всполохами северного сияния, — это Чукотка. Народная поговорка гласит: «За что Бог обидел чукчей, поселив в таких холодных местах?» Действительно, что заставило этот народ более двух тысяч лет назад прийти на северо-восток Азиатского материка, в зону вечной мерзлоты, приспособиться к тяжелейшим природным условиям, и с замечательной изобретательностью строить свой человеческий мир, передавать из поколения в поколение обычаи, обряды, художественные традиции? Едва ли сейчас можно однозначно ответить на эти вопросы, но бесспорно то, что культура и самобытное искусство народов Крайнего Севера являются неотъемлемой частью культурного наследия нашей планеты.

В первой половине прошлого века известный исследователь Арктики Владимир Юльевич Визе писал, что подвиг чукчей, ненцев и многих народов Севера перед человечеством весьма велик, так как без опыта жизни и помощи этих народов многие полярные экспедиции не могли бы быть успешными. Но важнее всего то, что при прикосновении к этой тысячелетней традиции полно и ярко всплывают лучшие стороны народного бытия, его тяготение к доброте, красоте и гармонии. Это особенно важно при работе с нашими современными школьниками, для многих из которых за словами «чукча» и «тундра» кроется насмешливое и уничижительное отношение к чему-то недалекому и пустому. Ребятам необходимо показать целостность и неповторимость мира образов культуры народов Севера, донести до них мысль, что его оригинальность не придумана искусственно, а прочно связана с природой и опытом жизни народа, его миропониманием, а потому прекрасна.

Чукчанка с детьми. Якутская обл. Чукчи. Из фотоархива Российского этнографического музея

Классик чукотской литературы Виктор Рытхэу, давая анализ творчеству многих авторов, писавших о чукчах, отмечал: «Эти авторы не скрыва­ли удивления от того, что чукчи, эскимосы, ненцы оказались такими же людьми, как все другие жители земли.

А вот написать бы такое, чтобы читатель удивился не тому, чем отличается чукча от другого человека, а тому, сколько между ними сходного!»*

Действительно, осознавая самобытность другого народа, человек обогащается сам, крепнет и его самосознание, но в данном случае намного важнее сделать акцент именно на единство общечеловеческих ценностей, что позволит снять симптомы проявления нетерпимости в языке, стереотипах, насмешках и предубеждениях, о которых говорилось выше.

Необходимо отметить, что четвероклассники фактически готовы к такому диалогу. У них накоплено достаточно информации о природных условиях Крайнего Севера, его флоре и фауне (тема «Природные зоны нашей страны», природоведение, 4-й класс). Но понять и прочувствовать то, как эти факторы повлияли на мироощущение северных народов, на самобытное развитие их культуры и искусства, — это задача наших занятий.

Тема: «Образ природы Крайнего Севера в искусстве»

Оборудование: географическая карта, фотографии тундры и полярных животных, гуашь, кисти, ножницы, клей, банки с водой, чукотские костяные фигурки людей и животных (фотографии или предметы).

I. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня мы начинаем путешествие по северным районам нашей страны и отправляемся за Северный Полярный круг на Чукотский полуостров.

 1. Природа Чукотки

Учитель. Что мы можем вспомнить об этом крае?

Дети. Это обширные территории тундры, тянущейся до Северного Ледовитого океана, где холодный климат, продолжительная полярная зима и короткое лето. Здесь расположена зона вечной мерзлоты, когда верхний слой земли способен оттаять лишь на 0,5 метра, — все это неблагоприятно влияет на относительно скудную растительность.

У. Совершенно верно, это суровый и на первый взгляд неприветливый край. Но почему же более пяти тысяч лет здесь живут люди, не пытаясь уйти от таких трудных условий?

(Ответы детей могут быть самыми разнообразными.)

Коренное население — чукчи и эскимосы — не просто приспособились к суровым условиям вечной мерзлоты, тундра и океан стали их домом, неотъемлемой частью их жизни. Они не мыслят себя вне природы, существуют в гармонии и полном согласии с ней, для них природа — живая, ее образ пронизывает всю жизнь и искусство. Совсем другими глазами, чем мы с вами, видит чукча окружающий его мир. Для него это не нагромождение льда и снега, а прекрасная поэтичная картина. Послушайте, как видит снег простой чукотский мальчик из романа В. Рытхэу:

«Прямо из-под ног, вниз, к морю, уходил ледник, словно огромная снежная река. Крупные кристаллы сверкали на солнце, горя всеми цветами северного сияния. Ледник полого уходил в воду, а дальше простиралась светло-зеленая морская гладь с неподвижно застывшими на ней белыми с голубизной понизу льдинами».

Как много оттенков, оказывается, можно увидеть в бесконечной белой снежной равнине. Давайте подумаем, что еще нас как художников может привлечь на необъятных просторах тундры?

(Дети вспоминают о северном сиянии. Можно попросить их описать это явление природы, как они его представляют по книгам, фильмам.)

Как и все народы на земле, чукчи пытались опоэтизировать окружающую их природу, найти сказочные объяснения всем явлениям и событи­ям. Так родилась легенда и о северном сиянии.

Жили когда-то в тундре дедушка и внук. Была у них собака Айя, помогала она в тундре оленей пасти и охотиться. Как-то раз вернулся дед с охоты опечаленный: напал на него в тундре волк. Собака хозяина от волка спасла, а тот ее ранил. Пока дед волка прогонял, Айя потерялась. Стемнело в тундре, не найти уже собаку. Горько заплакал мальчик, но откуда ни возьмись подлетел к нему сокол, велел поджечь в костре ветку. Сокол взял ветку в клюв и взмыл в небо высоко-высоко. Расступилась в небе тьма. Сокол кругами летал над тундрой, а мальчик с дедушкой искали собаку. Когда ветка уже догорала, Айя нашлась. Улетел сокол, а в северном небе с тех пор часто загорается кругами костер, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело.

(Показ фотографий с северным сиянием.)

Какой яркий, красивый и добрый мир открывается перед нами!

 

Корякский женский костюм. Середина XX в.

2. Жилище человека

Учитель. Природа может быть и суровой, но именно она научила чукчей ценить и хранить тепло. Как?

Дети. В холодных условиях северным народам необходимо теплое жилье. Оно похоже на шалаш из шкур и у разных народов называется по-разному.

У. По-чукотски это переносное жилище называется яранга. Яранга — удивительное сооружение, внешний вид и строение ко­торого подсказала людям сама природа.

Чукчи весь мир представляли одной огромной тундрой, над которой раскинулся купол неба. Именно так и строится яранга: на поддерживающие жердины (треноги) натягиваются шкуры оленей или моржей в два слоя летом и в четыре зимой. Яранга поднимается легко и быстро, за несколько часов уже готово жилье, к которому относятся с огромным уважением.

Шкуры животных располагались в несколько ярусов. На самом верху яранги натягивались свежие шкуры. У дымохода они около года коптились, становясь непромокаемыми. На следующий год их опускали на средний уровень или шили из них одежду. В чукотском быту ничего не пропадало даром. Со старых ветхих кухлянок отпарывались украшения, бисер, и эти шкурки шли на самый нижний ярус яранги, который часто был засыпан снегом.

Чукчи укрепляли свой дом от пурги, чтобы сильнейшие порывы ветра не сорвали шкуры. Яранга обвязывалась тонкими ремнями из шкуры и жил животных, к которым прикреплялись тяжелые камни, прижимавшие шкуры. Она служила многим поколениям. Только в случае если род заканчивался, ее сжигали. Установка яранги была праздником, сопровождавшимся танцами и заклинаниями.

 

Корякский мужской костюм. Середина XX в.

3. Мир людей и мир животных

Учитель. Издавна на Чукотке живет искусство резьбы по кости моржей и оленей. Раньше небольшие фигурки вырезали оленеводы и охотники, а теперь это делают мастера и художники.

(Показ предметов или фотографий. Обращается внимание на то, как точно переданы пропорции и движения животных и человека.)

Как вы думаете, что это могло быть? Зачем они это делали?

Дети. В наши дни это декоративные предметы, а раньше они могли служить для каких-нибудь обрядов. (Ребята вспоминают занятие по древнему искусству, разговор о магических действиях первобытного художника перед охотой.)

У. Почему жители Чукотки так трепетно относятся к животным тунд­ры и моря?

Д. Без этих животных невозможна жизнь. Охотники побережья все необходимое для жизни получают от моржей и нерпы, а оленеводы тундры от оленя — еду, шкуры для жилища и одежды.

У. Совершенно верно. Жизнь этих людей целиком зависела от промыслового зверя. Но для чукчей было главным не это, они не отделяли себя от природы, в которой жили, они растворялись в ней, считая себя ее частью. Для чукчей вся природа была живой, все ее обитатели были ценны и связаны между собой незримой нитью. Люди считали себя потомками животных (для прибрежных охотников это был кит), а мир вокруг для них был полон злых и добрых духов, которые следят за тем, чтобы человек не причинял вреда окружающему миру.

Очень интересные обычаи, которые нам могут показаться странными. Например, охотник обязательно останавливал нарты перед ярангой, возвратившись с добытым морским зверем, и поливал его голову чистой водой. Это объяснялось тем, что морского обитателя, пока везли до стойбища, замучила жажда, и если его не напоить, дух морских зверей рассердится на охотника и ему больше не будет удачи. А когда осенью чукчанки отыскивают мышиные кладовые со сладкими клубнями тундровых растений, они обязательно в знак благодарности кладут вместо припасов табачную жвачку, думая, что зимой мышь сможет обменять ее на еду.

Удачная охота всегда была праздником, на который приглашали соседей, чтобы отблагодарить дух убитого зверя. Попробуйте понять, о чем идет речь в таком приглашении: «Удача посетила нашу ярангу, приходите и воздайте должное хозяину ледяных просторов — умке». (Ребята догадываются, что речь идет о приглашении на праздник, посвященный добыче белого медведя.)

 II. Творческая работа учащихся

Ребятам предлагается создать свой образ тундры. Вариантов работы может быть несколько.

Вариант 1. Ребята составляют собственную композицию в живописной или графической технике.

Вариант 2. Живописная работа может быть коллективной. В этом случае одни дети изображают саму тундру: снега, небосвод, северное сияние, море и льдины, а другие — арктических животных, яранги, людей. После завершения работы, необходимые элементы вырезаются и наклеиваются на общий фон.

Вариант 3. Работа выполняется самостоятельно или малыми группами по два-три человека в технике аппликации из ткани, меха и кожи.

Во время работы учитель может рассказывать детям чукотские и эскимосские сказки, что не только стимулирует их фантазию и создает благоприятный эмоциональный фон, но и четко соответствует чукотской традиции: сказитель не только рассказывал сказку, но при этом еще рисовал прутиком на земле.

Трубка.Камчатка. Конец XIX - начало XX в.

III . Подведение итога занятия

Общее обсуждение работы. Ребятам можно предложить дома составить небольшой рассказ или сказку, используя сюжеты, которые они изобразили.

Тема: «Образ человека в искусстве народов Крайнего Севера»

В ходе подготовки эта тема вызвала ряд трудностей. Дело в том, что образ человека не разработан в народном искусстве Крайнего Севера. Общественное сознание коренных жителей не отделяло человека от природы, в которой он существует. Человек как бы сливался с животными, растениями, явлениями природы, его не изображали. Ученым известны церемониальные фигурки зверей, птиц, бытовой утвари, духов — все эти предметы имеют возраст около тысячи лет, но среди них нет изображений человека. Все изменилось в 30-е годы XX в., когда началось активное освоение Заполярья и при­общение коренного населения к «плодам цивилизации». В этот период стали создавать артели народных художественных промыслов (резьба и гравировка по кости), которые были нацелены на развитие народного искусства. Основ­ной темой работ мастеров стал быт местных жителей («Охота на медведя», «Разделка кита», «Народные сказки» и др.). Именно в таких сюжетных композициях стали появляться изображения людей, но художественный образ не сложился. Национальные черты нашли свое отражение только в костюме и роде деятельности.

Оборудование: фотографии коренных жителей Чукотки и Крайнего Севера, изображение национальной одежды, образцы меха полярных животных, лоскуты ткани и кожи, клей ПВА, ножницы, цветной картон, гуашь, кисти, бумага для рисования.

Колчан для стрел. Камчатка

I. Вступительная беседа

1. Природа диктует облик человека

(На доске развешаны работы, выполненные на предыдущих занятиях: изображение тундры и ее обитателей.)

Учитель. Мы с вами попытались рассказать в картинах об удивительном и красивом северном крае. Как вы думаете, удалось ли нам создать полный самобытный образ Крайнего Севера?

Дети. Мы не создали образ человека, живущего здесь.

У. Действительно, увидеть и почувствовать красоту природы, осмыслить и одухотворить ее способен только человек. Без него нет искусства.

Что же заставило людей более двух тысяч лет назад прийти в эти холодные неприветливые места и остаться здесь жить? Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно, что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособившись к ней.

(Учитель показывает портреты представителей разных народностей.)

Ребята, можете ли вы определить, кто является коренным жителем Севера? Почему?

(Этот вопрос обычно не вызывает затруднений.)

Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские носы, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являют глаза — черные и узкие. Чукотская пословица гласит: «Наш врожденный прищур — от снежной белизны и бурь». Как вы это понимаете?

Д. Чукчи живут в условиях, где очень долго лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.

(Учитель может показать фотографии костяных или кожаных защитных чукотских «очков», которыми пользовались чукчи, когда природная защита была недостаточной.)

 2. Особенности национальной чукотской одежды

Учитель. Мы с вами уже говорили, что северные народы, как никто, умеют ценить тепло. Это и повлияло на особенности их национальной одежды.

(Показ фотографий элементов национального костюма.)

Покрой одежды, ее внешний вид и материал диктовались природными условиями и основными занятиями людей.

Каковы требования к одежде на Севере?

Дети. Она должна быть теплой, в ней должно быть легко передвигаться по снегу, пасти оленей, ездить на нартах и ходить на охоту.

У. Что интересного вы подметили в национальной одежде Севера, в чем ее особенности?

Д. Одежда очень свободная, без пуговиц, напоминает шубу, нет отличия мужской одежды от женской.

У. Действительно, мужская и женская одежды очень похожи. Это меховая верхняя одежда — кухлянка, которая надевалась через голову, штаны, сшитые ворсом книзу, чтобы не налипал снег, головной убор — малахай, меховые сапоги — торбаса. Эта одежда очень удобна: при необходимо­сти, втянув голову и руки вовнутрь, человек в таком облачении может спать прямо на снегу и не замерзнуть. Получается как бы маленькая палатка, внутри ко­торой можно согреться своим дыханием и теплом своего тела. Зимняя одежда была многослойная: нижняя шилась мехом к телу, а верхняя — мехом наружу.

Что еще интересного вы можете сказать, глядя на эту одежду?

Д. Она очень нарядная: оторочена пушистым мехом и украшена орнаментом.

(Дети подмечают, что узор идет по горловине, краю рукавов и опуш­ке — в тех местах, где одежду украшают и другие народы, например русские.)

 3. Элементы чукотского орнамента

Учитель. Зачем украшалась одежда?

Дети. Все народы обязательно украшают свой костюм или его элементы, издавна это несет в себе магическую функцию и служит оберегом от недобрых сил.

У. Из каких элементов состоит чукотский орнамент? Мы с вами уже говорили на примере русского народного костюма о том, что геометрический орнамент является «посланием» из далекого прошлого. Давайте попробуем «прочитать» северный орнамент.

(Показ укрупненных образцов орнамента.)

Д. Все чукотские орнаменты очень разные, хотя и состоят из нескольких геометрических фигур:

— квадраты — четыре стороны света;

— ромбы — земля (хотя очень похожи на плавающие льдины);

— треугольники — снежные горы или рябь волн океана;

— круги и кресты — символы солнца;

— »рогатинки» (напоминают рога северного оленя) — источник богатства и благополучия.

У. Совершенно верно. Обратите внимание на солнечные «розетки» с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. Это самые настоящие солнышки, но они не только исполняют оберегающую функцию. Интересно, что в народном костюме нет ничего, сделанного просто так, чтобы было красиво. Эти маленькие розеточки выполняют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.

А что вы можете сказать о подборе цветов, почему выбраны именно они?

Д. Все узоры состоят из белых, серых, черных и коричневых фрагментов. Это цвет меха северного оленя и полярных животных.

У. Вы правы, но мастерицы умели не только делать прекрасные аппликации из меха и замши для украшения одежды, вышивать волосками шерсти северного оленя, они еще знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета — желтый и оранжевый. Для окраски исполь­зовался отвар коры полярной ольхи.

Умение шить одежду было одним из очень важных, потому что от сохранения тепла зависела жизнь человека. И, конечно, самым ценным предметом в семье была металлическая иголка. Иголки появились у северных народов только тогда, когда их стали привозить из России и Америки и обменивать на мех, так как металл местные жители не умели добывать.

Вот как об этом рассказывает одна северная легенда.

По тундре кочевал один человек, были у него жена, ребенок и огромное стадо оленей. Как-то раз отправился он на охоту. Когда он вернулся, то застал свою жену горько плачущей. Она рассказала, что пришли злые люди, угнали всех оленей, а она с ребенком чуть не погибла, спаслась чудом. На эти слова муж облегченно вздохнул: «Ох, как ты меня напугала, я-то подумал, что ты потеряла иголку». В старинные времена женщина имела только одну иголку, если она терялась, нечем было шить одежду, и вся семья погибала.

 II. Творческая работа детей

Вариант 1. Ребята индивидуально создают образ жителя Крайнего Севера в графической или живописной технике.

Вариант 2. На прошлом занятии ребятами уже было создано коллективное панно с изображением тундры и ее фауны. Теперь можно заселить ее людьми, причем необходимо обратить внимание на то, что фигуры не долж­ны быть статичными, каждый человек чем-то занят: охотник притаился в засаде, рыболов терпеливо ждет улова, дети играют с животными, люди танцуют на празднике и так далее. Важно показать, что природа и человек составляют единое целое, а не противопоставляются друг другу.

Вариант 3. Можно предложить ребятам выполнить в технике аппликации из бумаги или ткани декоративную работу по составлению узоров в полосе и квадратах, розеток с бахромой. Это в дальнейшем может быть использовано для оформления рамы коллективной работы «Тундра» или выставки работ, посвященных Северу.

 III. Подведение итога занятия

Ребята вместе с учителем обсуждают работы, рассказывают о сво­их задумках. Все вместе решают, что было бы интересно показать и о чем рассказать товарищам, не посещающим занятия ИЗО, о культуре и искусстве маленького народа, живущего на самой восточной окраине нашей страны, в царстве вечной мерзлоты и студеного моря и умеющего нежно чувствовать и понимать суровую красоту своей родины — Крайнего Севера.

Пищулин Н.П. Философия образования: законы, доктрины, принципы. — М.: Центр «Школьная книга», 2001. С. 35.

Рытхэу В. Время таяния снегов. М.: Известия, 1969. С. 377.