Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2006

ТЕТ-А-ТЕТ

Н а ч и н а я   с   Х Х   в е к а

Марина ГУРИНА

МГУ им. М.В. Ломоносова на Воробьевых горах

Строительство здания МГУ оказалось частью большого плана, в соответствии с которым семь высотных зданий должны были стать сопровождением величественного здания Дворца Советов, которое задумывалось как главное в плане генеральной реконструкции Москвы.

Проект строительства высотных зданий, которые явились бы своеобразными символами-ориентирами, был выработан советским руководством в 1940–1950-е гг. Эта идея имела историко-градостроительное обоснование. Особенностью русских городов были объемные ориентиры — храмы с колокольнями. В старой Москве такие вертикали, искусно связанные с холмистым рельефом и перспективами долин, не только облегчали ориентацию, но и придавали неповторимое своеобразие виду города. Рядовая застройка со временем сменилась на более высокую, искусно расставленные строения тонули в массе этой застройки. Однако значительная часть вертикалей была снесена в 1933–1934 гг. по приказу руководства страны. Богатство силуэтов угасло, пространство города становилось аморфным.

Высотные здания должны были возродить особенности, исторически присущие Москве как пространственному целому.

Огромные для своего времени размеры здания на Ленинских горах были обусловлены социально-политическим запросом советского руководства и запросам времени. Вот строки из периодической печати того времени: «Как прекрасна станет столица, когда их (имеются в виду высотные здания. — М.Г.) настроят побольше, когда с любого перекрестка можно будет увидеть на фоне неба возвышающуюся над крышами гордую верхушку!»

Здание Московского государственного университета является одним из лучших памятников эпохи строительства общественных зданий, развернувшегося в 1940–1950-е гг. Над проектом работала группа архитекторов, в которую вошли С.Е. Чернышев, А.Ф. Хряков и П.В. Абросимов, во главе с академиком архитектуры Л.В. Рудневым.

Прототипами семи сталинских высоток, в том числе и здания МГУ, явились церковь Вознесения в Коломенском, башни Кремля (Спасская, Троицкая, Никольская, Водовзводная и Боровицкая), церковь архангела Гавриила, получившая название Меньшикова башня по фамилии ее строителя. Таким образом, будучи новаторским, здание университета на Воробьевых горах в то же время является произведением национальной русской архитектуры.

Необычен план здания — он вписан в продолговатый прямоугольник широкой буквой «Ж». У привычных для нас старых сооружений застроены обычно стороны прямоугольника, его границы, а внутри — пустой двор. Здесь же, вопреки всем обычаям, стороны прямоугольника остались незастроенными, а застроили, наоборот, центр и диагонали, идущие от центра к углам. Здание раскрылось наружу, нет никаких дворов, всюду — лицо, каждая стена — фасад, и все окна всех тысяч комнат смотрят на окружающие просторы Воробьевых гор. Во всех помещениях очень светло, из каждого окна открывается красивый вид.

В соответствии с последним вариантом боковые корпуса вытянулись в одну линию, слились и примкнули к центральной призме. Здание получилось единым и стало высотным, потому что центральная призма выросла в высотную башню и увенчалась шпилем. Это было родственно примерам шатровых строений древнерусской архитектуры. Центральная башня возвышалась над крыльями так же, как башни древнерусских кремлей над их стенами.

Сбоку дворец кажется особенно величавым. Корпуса разной высоты поднимаются один над другим. Впереди идут двенадцати- и девятнадцатиэтажные корпуса, над ними восемнадцатиэтажные, а венчает их верхушка в 32 этажа.

Очертания верхней границы главного здания — безусловная удача архитекторов. Верх здания получился не только пирамидальным, но и «бахромчатым». Кроме центральной, самой высокой башни, есть еще ряд башен и башенок пониже, и потому верх здания не отграничен от неба резкой прямой линией и создается такое впечатление, что оно постепенно тает, растворяется в воздухе.

Есть и другие напоминания о том, что университет — сооружение русское, московское. Все корпуса одеты светлой керамикой цвета слоновой кости, но на переходах от восемнадцати- к девятнадцатиэтажным крыльям стены окрашены в красный цвет совсем в духе московской архитектуры Х VII в. И такая же красная полоска проходит под карнизом поверху главного здания и отдельно от него стоящих факультетских корпусов. Словно все здания связаны воедино русским красным пояском, что смотрится очень хорошо.

Здание МГУ облицовано плиткой и украшено большим количеством скульптуры. Однако композиция отягощена избытком пластических деталей, контрастов цвета и фактуры материалов, обилием фигуративной скульптуры. Из-за того что она расположена очень высоко, скульптура плохо «читается», и это портит общее впечатление.

Однако в конечном счете несовершенства здания МГУ на Воробьевых горах не столь велики, чтобы существенным образом повлиять на общую высокую оценку этого памятника советской архитектуры.

Из истории строительства

В разное время возникало много больших и малых проектов постройки новых университетских зданий. Еще в 1920-х гг. зародилась мысль построить новое университетское здание на месте Страстного монастыря. Никаких реальных последствий этот план не имел.

В 1936 г . возник замысел построить новые здания в прилегающем к старому зданию университета районе. Над этим проектом до начала Великой Отечественной войны работала комиссия, была приглашена группа архитекторов. Авторы проекта предлагали снести жилые дома на огромном пространстве — от Моховой улицы до Тверского бульвара и от улицы Герцена до улицы Горького. Весь этот простор, площадью почти в квадратный километр, хотели занять под университет. Требования были слишком высоки и не встретили понимания.

Комиссия работала пять лет. Но когда в 1940 г . по соседству с университетом приступили к сносу малоэтажных и обветшалых домов, то освобожденные участки были отданы под застройку не университету, а другим организациям. На самой границе университетских владений начали строиться новые дома. Так университет «попал в окружение»: тремя рядами новых построек был плотно закупорен на своем прежнем участке.

Строительные замыслы были приостановлены войной и эвакуацией университета в Ашхабад. А по возвращении с площадью стало совсем плохо: в университет влились экономический, юридический, филологический и философский факультеты. И тогда возник замысел отобрать у соседей-застройщиков новые дома на улицах Белинского и Огарева, приспособив их, насколько возможно, для учебных целей. Однако это было уже невозможно.

О строительстве мечтали многие. Наиболее оригинален был замысел профессора физики Александра Савича Предводителева — достроить под университет казаковский дворец и многочисленные баженовские корпуса в Царицыне.

Замысел, послуживший первым толчком для практического осуществления идеи строительства, принадлежал академику Александру Николаевичу Несмеянову, профессору органической химии и декану химического факультета. Помогал Несмеянову заместитель директора факультетского научно-исследовательского института химии Михаил Алексеевич Прокофьев, молодой, энергичный ученый, бывший офицер флота. В результате ректором и министерством было принято решение о строительстве химического, а также механико-математического факультетов, до крайности нуждавшихся в лабораториях. Выбрали участок за Калужской заставой, на развилке Калужского и Воробьевского шоссе. Однако Несмеянову привелось строить не отдельный факультет, а целый университет.

В канун нового, 1947 года академик А.Н. Несмеянов был назначен ректором МГУ им. М.В. Ломоносова. Этот большой ученый и организатор вложил все свои силы в дело возведения нового здания. Первые студенты вошли в Московский государственный университет на Ленинских горах 1 сентября 1953 года.