Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

Питер Пауль Рубенс

 1577-1640

Творчество гениального фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577–1640) является наиболее ярким примером стиля барокко в живописи.

Стиль и мировоззрение

Барокко для некоторых исследователей — это направление в европейской живописи, архитектурный стиль, культурное явление, которое нашло свое лучшее отражение в изобразительном и прикладном искусстве. Для них понятие «барокко» относится главным образом к визуальным формам выражения. На самом деле барокко — это мировоззрение, сформировавшееся под влиянием культуры эпохи Возрожде­ния, от которой его отделяет духовный и религиозный кризис, вызванный Реформацией. Вот почему для искусства барокко характерны резкие конт­расты: художники наслаждаются чувственной красотой предметов, сочно рисуют мельчайшие детали и в то же время размышляют о вечности и тайнах бытия.

Во всех видах искусства мировоззрение барокко воплотилось в динамичном сочетании трех элементов: мастерское владение формой, желание создать бурное движение и увлечение орнаментикой. После периода крайнего аскетизма, сменившего вычурность маньеристов, церковь стала проявлять меньшую строгость по отношению к художникам, наступил расцвет всех искусств. Синтез живописи, скульптуры, архитектуры породил новое отношение к пространству. Рим дал начало новому стилю, который распространялся иезуитами и поддерживался церковью, видевшей в изо­бразительных искусствах средство утверждения догматов веры.

В XVII в. появилась живопись нового типа. Итальянский критик Луиджи Салерно так определил ее главный принцип: «Изображение отныне не сводится только к линии и цвету, художник хочет передать нечто выходящее за пределы линий, краски и перспективы, воздействующее на чув­ства и воображение зрителя».

Чтобы пробудить фантазию, художник стре­мится разрушить барьер между зрителем и произведением искусства и придать картине беспредельность.

Все эти качества характерны для творчества Рубенса.

Адам и Ева. 1600.Антверпен, Дом-музей Рубенса

Азбука искусств

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г . в небольшом городке Зигене, в Германии. Будущий художник происходил из буржуазной семьи. Его дед был владельцем аптеки и торговцем пряностями, отец — извест­ным юристом, мать, Мария Пейпелинкс, — дочерью купца.

В 1568 г . семья Рубенсов переехала из Антверпена в Кёльн, где Ян Рубенс получил должность секретаря при дворе Анны Саксонской, жены Вильгельма I Оранского.

Рубенс учился в католической школе, где его учителями были иезуиты. Отсюда блестящее знание латыни и античной мифологии — Рубенс позднее считался одним из лучших ее знатоков. Он свободно писал по-итальянски, по-французски, владел немецким, испанским и английским. Чтобы обучить сына хорошим манерам, его мать определила мальчика в пажи к принцессе Маргарите де Линь. Здесь Рубенс, помимо того что научился изящно писать, хорошо говорить, уверенно держаться, основательно ознакомился с филологическими и теологическими науками.

В 1591 г . Питер Пауль начал учиться живописи. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта, около четырех лет — у Адама ван Норта, еще два года — у Отто Вениуса. В 1598 г . его принимают в Гильдию художников св. Луки.

«Если у Верхахта Рубенс обучился азбуке искусств, — отмечает Фромантен, — а у Вениуса прошел среднюю школу, то ван Норт дал ему нечто боль­шее: он предстал перед Рубенсом как натура исключительная, непокорная, как единственный из живописцев, оставшийся фламандцем в то время, когда фламандцев по духу во Фландрии уже не осталось».

Отто Вениус, посе­тивший Флоренцию, Рим, Венецию и Парму, вызвал у молодого художника страс­тное желание посетить Италию.

Сохранилась одна из немногих ранних картин Рубенса «Адам и Ева в Раю» (1600), выставленная в Доме Рубенса. Здесь еще ничто не предвещает бурный темперамент, живописную мощь и неистовое движение будущего мастера. Довольно суховатые, изысканные формы, эмалевидные тела, статичность фигур, спокойная, ровная манера живописи, безмятежные лица, — одним словом, типичный маньеристический стиль, составляющий особенность фламандского маньеризма конца XVI в., который позднее Рубенсу предстояло преодолеть.

Италия

В 1600 г . двадцатитрехлетний Рубенс едет в Италию. Здесь он активно изучает творения Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Корреджио, Д. Романо, Тициана, Тинторетто, Веронезе, болонцев и Адама Эльсхеймера, современного ему немецкого художника, тонкого и оригинального. Сильно влияют на молодого Рубенса картины Караваджо с его мощными земными фор­мами и грубоватой натуралистичностью. Он изучает античное искусство, вра­щаясь в кругу римских археологов и ученых, обсуждая с ними сложнейшие вопросы классической истории и филологии. Его имя становится известным.

В том же году Рубенса приглашают ко двору Винченцо Гонзага, герцога Мантуанского, который назначает его придворным живописцем. В 1601 г . Рубенс в Риме, в 1603-м отправляется по поручению Винченцо Гонзага в дипломатическую поездку в Испанию. Здесь его заваливают заказами: он пишет конный портрет всесильного герцога Лерма и ряд религиозных ком­позиций. С 1605 по 1607 г . художник живет в Риме, в 1607 г . сопро­вождает герцога Мантуанского в Геную, где тщательно изучает архитектуру генуэзских дворцов, результатом чего явилась позднее изданная большая двухтомная работа «Дворцы Генуи». В 1608 г . Рубенс едет в Рим, где по­лучает известие о болезни матери и срочно возвращается в Антверпен, но увидеть свою мать живой ему уже не довелось.

Из Италии Рубенс привез огромное множество своих рисунков и ко­пий с картин Рафаэля, Леонардо, Микеланджело и Тициана, которого он особенно ценил.

Водружение креста. Ок. 1610–1611. Кафедральный собор, Антверпен

Пламенные страницы

С 1608 г . начинается антверпенский период жизни Рубенса. В сентябре 1609 г . эрцгерцоги Альберт и Изабелла, правившие тогда Фландрией от имени испанской короны, делают его своим придворным художником. Именно с этого момента Рубенс становится центральной фигурой всего фла­мандского искусства. В октябре 1609 г . художник женится на дочери антверпенского городского писца Изабелле Брант. В следующем году он покупает большой дом в Антверпене.

Он приехал во Фландрию в тот момент, когда перемены в политической жизни способствовали бурному развитию национального искусства. До 1609 г . Фландрия, или Южные Нидерланды, вела длительную войну с Северными Нидерландами, освободившимися от испанского владычества. Перемирие 1609 г . позволило начать восстановление того, что пострадало от войны. Это в первую очередь касалось храмов. На протяжении следующего десятилетия Рубенс активно участвовал в этой работе, создавая множество великолепных алтарных образов. Художник украшает стены и алтари, видимые из всех частей храма, он обращается к обширной аудитории и поэтому должен быть услышан отовсюду, должен поражать, захватывать и очаровывать. Отсюда вытекает необходимость настойчиво подчеркивать, усиливать ху­дожественные средства своей живописи, возвышать свой голос. Этим тор­жественным искусством большого масштаба управляют особые законы пе­рспективы, композиции и колорита.

Среди этих многочисленных алтарных образов особенно выделяются «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» из Кафедрального собора в Антверпене. О них вдохновенно писал Фромантен: «В числе литературных жанров есть жанр героический, обычно называемый одой... Никакой порыв, никакое богатство слога не кажутся здесь чрезмерными в восходящем движении строф, никакой избыток света не будет неуместным на их вершине. Я мог бы назвать вам такую картину Рубенса, озаренную светом, задуманную и выполненную как лучшие отрывки в пиндаровском стиле. «Воздвижение креста» послужило бы мне первым примером... Эта пламенная страница вся написана в риторическом стиле, начиная от стремительных линий, ее пронизывающих, от идеи, которая с подъемом к вершине становится все ярче, и вплоть до изумительно выполненной головы Христа, являющейся кульминационной и самой выразительной нотой поэмы».

Мастерская художника

Так как количество заказов увеличивается из года в год и Ру­бенс не мог все их выполнить самостоятельно, он организует большую мастерскую. С 1616 г. у него работает Ван Дейк, с 1617-го — Иорданс, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный, сын великого Питера Брейгеля Старшего. Он выпускает картины тысячами (сохранилось около трех тысяч работ Рубенса и его мастерской), он работает с раннего утра и до вечера.

В письме от 11 мая 1611 г. Рубенс сообщает: «Я до такой степени оса­жден просьбами со всех сторон, что многие ученики уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы я мог принять их к себе. Я могу сказать, что я был принужден отклонить более ста кандидатов, хотя многие из них мои родственники или родственники моей жены, и некоторые из этих отказов, как мне известно, обидели лучших моих друзей».

У Рубенса много помощников. Имена их могут меняться, но правила для всех одни. Глава мастерской делает наброски — они воспроизводят их на холсте или на дереве в увеличенном масштабе в соответствии с за­данными размерами. Точно полководец на поле сражения, Рубенс наблюда­ет за ходом работы — здесь исправит деталь, тут закончит фигуру. В боль­ших композициях он особенно тщательно исправляет нижнюю часть — ту, что прежде всего рассматривают зрители. Остальное предоставляется помощникам.

В 1611 г . Рубенс покупает дом, сделав из него роскошное пала­ццо в итальянском стиле. В саду возводится триумфальная арка, куполь­ное строение для художественных коллекций и различные павильоны, где часто устраиваются роскошные приемы. В 1618 г . Рубенс приобретает зна­менитое собрание антиков у английского посланника в Голландии сэра Карлтона.

Снятие со креста. Ок. 1611–1614. Кафедральный собор, Антверпен

«У каждого свой дар»

Племянник Рубенса сохранил свидетельство о том, как художник распределял свое время. Он вставал в 5 часов утра и шел в церковь к ранней мессе. По возвращении он тотчас же приступал к работе. Пока он писал, ему читали Плутарха, Сенеку и Тацита — его любимых авторов. Одновременно он мог диктовать письма и любезно беседовать со всеми посети­телями. В еде он был крайне умерен, прерывав свою работу лишь одной скромной трапезой. К вечеру он совершал обычно верховую прогулку на одном из своих испанских скакунов, а вечерние часы уделял светской жизни.

Период с 1610 по 1620 г . — время наибольшего размаха декоратив­ного гения Рубенса. В письме Уильяму Трамболлу Рубенс сообщает: «Признаюсь, что по врожденному чувству я более склонен писать огромные полотна, чем маленькие вещицы. У каждого свой дар: мой талант таков, что как бы огромна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил».

Главное место среди этих работ занимают огромные алтарные образы: тридцать девять плафонов и три алтаря для церквей иезуитов, двадцать одно декоративное панно из жизни Марии Медичи и эскизы для двенадца­ти гобеленов из жизни императора Константина, эскизы для пятидесяти гобеленов с изображением триумфа Евхаристии. В тот же период Рубенс создает огромные композиции «Битва с амазонками», «Обращение Савла», «Страшный суд» (Мюнхен). И одновременно появляются идиллические сцены: «Юпитер и Каллисто», «Возвращение Дианы с охоты» (Дрезден), «Венера, Амур, Вакх и Церера» (Кассель).

В 1626 г . умирает Изабелла Брант. «Воистину я потерял, — писал Рубенс, — превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола: она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивали мертвую».

Дипломат и коллекционер

Чтобы избегнуть одиночества, Рубенс обращается на путь дипломатии. В Испании он был испанцем, потому что не только прекрасно говорил по-испански, но и хорошо знал все тогдашние проблемы дипломатии, был сведущ в этикете и «табели о рангах». Приехав в Испанию, Рубенс подружился с Веласкесом, еще только начинающим художником, разглядел его гениальное дарование, посещал вместе с ним королевские собрания искусств, подолгу беседовал с ним. Именно благодаря ходатайству Рубенса перед королем Веласкес смог дважды побывать в Италии и познакомить­ся с шедеврами итальянской живописи.

В 1630 г . между Испанией и союзницей Голландии Англией был заключен мир, во многом подготовленный стараниями Рубенса, утверждавшего в одном из своих писем: «Я человек мирных вкусов и заклятый враг войны, тяжб, столкновений и ссор».

Пятидесятитрехлетний Рубенс женится на Елене Фоурмен — шестнадцатилетней племяннице Изабеллы Брант. В 1634 г . он покупает замок Стен в Элевсейте. Это обширные владения — поля, леса и река. Замок Стен — большой загородный особняк, к нему для забавы пристроены игрушечные башенки и подъемный мост. Художник теперь использует его как декорацию для своих картин. В Антверпене он живет во дворце, кото­рый ломится от сокровищ. Рубенс — один из самых богатых коллекционеров города: у него есть замечательные картины, мраморная скульптура, скуль­птура из слоновой кости, изделия из агата, золота, серебра, дорогие мини­атюры, книги, гравюры. Он владеет домами, землей, большим количеством цен­ных бумаг.

Любимым жанром в этот период становится пейзаж. Это особый национальный фламандский пейзаж, воспевающий богатство и изобилие природы. Сюда относятся «Возвращение с полей», «Осенний пейзаж с замком Стен», «Возчики камней», «Пейзаж с радугой», «Пейзаж с птицеловом».

Вулканический гений

Сердце художника остановилось, не выдержав мучительного приступа подагры, 30 мая 1640 г . В часовне, ему посвященной, поместили одну из его последних картин – «Святой Георгий», где были изображены его близкие, уже ушедшие и еще живые. В образе святого Георгия угадывается сам Рубенс.

О великом фламандском мастере с восторгом писали сотни исследователей. «Гомером живописи» называл его великий французский роман­тик Эжен Делакруа. В 1921 г . в своей книге «Сонеты» замечательный русский ученый, коллекционер и большой знаток искусства старых масте­ров Алексей Алексеевич Сидоров восклицал в сонете «Рубенс»:

Художник пишет, властная рука /
Вселенную окутывает дымом.
Круговоротом невообразимым
Свивайся красок ярая река...

Тебе ли правила писал Витрувий,
О Рубенс — огнедышащий Везувий,
Великолепный белокурый лев!

Только поэтическая метафора может передать поистине вулканический гений великого фламандского мастера.