Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

Фромантен о живописи Рубенса

Последствие войны . 1637-1638. Галерея Палантина, Флоренция

Выдающийся художественный критик XIX века, сам незаурядный художник, Эжен Фромантен во время своей поездки в Бельгию и Голландию глубоко изучил технику живописи Рубенса. Приводим отрывки из его книги «Старые мастера».

«Средства Рубенса просты, метод его элементарен. Стремительная страстность, обычно приписываемая Рубенсу, проявляется скорее в характере его ощущений, чем в беспорядочности письма. Кисть его настолько же спокойна, насколько пламенна его душа и стремителен его ум. У Рубенса столь точное соответствие и быстрое взаимодействие между зрением, чувством и рукой и такое совершенное повиновение рук друг другу, что впечатления, которые получает мозг, управляющий действием, сразу же передаются инструменту...

Четыре континента . 1615. Музей истории искусств, Вена

Сами цвета весьма элементарны и кажутся сложными благодаря эффектам, извлекаемым из них художником, и той роли, какую он заставляет их играть. Весьма ограничено у Рубенса и количество основных цветов, причем ничто не рассчитано так точно, как способ их противопоставления друг другу... Если вы возьмете его красный цвет, вам легко будет определить его формулу: он состоит из киновари и охры, одинаковым образом смешанных, почти без оттенков. Если вы будете рассматривать оттенки черного цвета, то увидите, что все они составлены из жженой слоновой кости и вместе с белилами дают все воображаемые комбинации глухих и нежно-серых оттенков.

Чтобы создать впечатление богатства огромного полотна, Рубенс вводит в коричневый подмалевок два-три активных цвета. С помощью неярких смесей он составляет сероватые градации — все промежуточные оттенки между самым черным и самым белым... Тот, кто видел хоть одну из его картин, знает их все... Рубенс не нагружает красок, не возводит из них сооружений, а пишет: ласкает холст, скользит по нему, едва нажимает...

Альберт и Николас Рубенс, сыновья художника. 1626-1627. Нициональная галерея , Лондон

Если бы рука Рубенса не была так стремительна, она не поспевала бы за мыслью; если бы импровизация была менее внезапна, то изображенная на полотне жизнь выглядела бы бледнее, если бы работа его была более нерешительна или менее наглядна... Обратите внимание на исключительную быстроту и ловкость исполнения у художника, на беззаботность, с какой он справляется с неблагодарным материалом и непокорными орудиями, на безупречное движение его кисти, уверенно направляемой рукой, на струю краски, которую она источает, на все это волшебство, свойственное великим мастерам, которое у других превращается в манерность, в аффектацию или в надуманность дурного тона. Все это волшебство, повторяю, является у Рубенса только следствием изощренной восприимчивости исключительно верного глаза, на редкость послушной руки и, наконец и главным образом, открытой, счастливо одаренной, доверчивой и великой души».