Главные герои этой картины — Диоскуры, братья-близнецы, сыновья Зевса и Леды, жены спартанского царя Тиндарея.
Кастор славился как укротитель коней, а Полидевк — как кулачный боец. Кастор считался существом смертным, Полидевк — бессмертным. Созвездие Близнецов, получившее в их честь свое название, служило путеводителем моряков. Их считали покровителями мореплавателей.
Изображен момент похищения дочерей царя Левкиппа — Гилаейры и Фебы, обрученных с Идасом и Линкеем Афаретидами, сыновьями мессенского царя Афарея. Афаретиды соперничали со своими двоюродными братьями Диоскурами, которые и похитили у них невест. Соперничество кончилось трагедией. Во время засады, устроенной Афаретидами, Идас убил Кастора, а Полидевк — Линкея. Но Идас камнем сразил Полидевка. За это Зевс поразил его перуном.
Скопас. Вакханка (Менада). IV в. до н.э. Государственная художественная коллекция, Дрезден
Все удивительно в этом шедевре Рубенса: сочетание естественности, широты с тонким композиционным расчетом, необычайного колористического размаха со скрупулезной точностью в деталях, ощущение непосредственности, реальности происходящего и четкая заданность скульптурной монументальной группы.
Все здесь подчинено круговому ритму: контуры фигур идут по часовой стрелке, образуя причудливую игру. Всё сведено в единую группу необыкновенной пластической выразительности и красоты, которая благодаря низкому горизонту господствует над бескрайним пространством пейзажа как некий образ всепобеждающей страсти и красоты
Диоскуры. IV в. до н.э. Нициональный археологический музей, Таранто
Рубенс, пристально изучая памятники античной скульптуры, зарисовывал рельефы на триумфальных арках, на саркофагах, рисовал бюсты, камеи, монеты. Он стремился постичь канон античной красоты, мастерство обобщения образов, созданных древними художниками. И часто в его «античных» картинах мы замечаем жесты и движения, которые он повторяет вслед за древним памятником. Так, поза Гилаейры напоминает образ Леды с эллинистической скульптуры, конь, вставший на дыбы справа, близок знаменитой античной конной группе «Диоскуры». Рубенс будто оживляет античные статуи, облекая их в живую плоть.
Изображая обнаженное тело, Рубенс, как справедливо отмечал Ипполит Тэн, «глубже всякого другого постиг существенный характер органической жизни... Он чувствует, что тело — это текучее, постоянно обновляющееся вещество, а таково по преимуществу тело фламандское, лимфатическое, более других жидкое, быстрее слагающееся и разлагающееся, нежели те, в которых сухие волокна и природная умеренность поддерживают ткани всё в одном и том же положении. Вот почему никто не передавал так рельефно свежесть животрепетного тела».
Леохар, Скопас и др. Амазономахия. Восточный фриз Галикарнасского мавзолея. IV в. до н.э. Фрагмент. Британский музей, Лондон