Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2006

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

1625, Эрмитаж, Санкт-Петербург

В искусствоведческой литературе до сих пор бытует мнение о том, что Рубенс не был крупным портретистом, что его портреты «улавливают лишь внешние черты его моделей, он не в силах проникнуть в глубину личности».

Давно пора распрощаться с этим несправедливым мнением. Рубенсу принадлежит более ста портретов его современников. Где бы ни появлял­ся художник, он тут же получал заказы на портрет.

Портреты Рубенса необычайно разнообразны по стилю, манере, задачам. Наряду с конными парадными портретами тогдашних правителей Европы, знатных вельмож, придворных дам встречаются небольшие портреты, тонкие и проникновенные. Рубенс считается одним из создатей парадного кон­ного портрета, «семейного портрета», «сюжетного портрета». К лучшим относятся «Конный портрет герцога Лерма», «Автопортрет с Изабеллой Брант», «Четыре философа».

Конный портрет герцога Лерма . Ок . 1603. Прадо , Мадрид

Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609-1610. Старая Пинакотека, Мюнхен

Еще в юности, работая при мантуанском дворе, Рубенс копировал по просьбе герцога портреты «самых красивых женщин». Превосходным психологическим портретом кисти Рубенса является «Портрет Марии Медичи» (Прадо, Мадрид). С портрета на нас смотрит хитрая и энергичная королева Франции, лучшего образа которой не удалось создать ни одному художнику. Живая, свободная манера этого сознательно незаконченного портрета делает его еще более интимным. Недаром художник хранил его в своей коллекции до конца дней.

Портрет Марии Медичи, королевы Франции. Ок . 1622. Прадо, Мадрид

В последнем своем «Автопортрете» (ок. 1640, Будапешт) Рубенс, используя схему парадного портрета, создает глубокий, многоплановый образ вельможи, умного, тонкого, ироничного.

С равным блеском художник мог писать громадные парадные портреты и портреты-миниатюры. Вспоминаю, как, работая в реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря, я имел счастье держать в руках маленький портрет десятка полтора сантиметров в высоту, приписываемый кисти Рубенса, написанный на шифере маленькой кисточкой и вызывавший ощущение подлинной реальности.

Настоящий шедевр портретного творчества Рубенса – «Портрет камеристки» из Эрмитажа. Это некий портрет-воспоминание. Художник неза­долго до этого потерял любимую дочь Клару Серену.

В ясном кротком лице, каком-то прозрачно-жемчужном, затаилась печаль. Это лицо-греза, вечно возрождаемая памятью и вечно уходящая.

Наш замечательный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов про­никновенно писал об этом портрете: «Образ построен на тончайшей гармонии музыкальных линий, с их ритмической волнистостью, мерными колеба­ниями, сопровождаемыми легким нажимом. От этого образ оживляется, на­полняется движением, жизнью. И в то же время портрет камеристки по­строен по законам золотого сечения, точнее, глаза камеристки будто рассекают картину надвое, что придает образу сдержанное величие и спокойствие».