В искусствоведческой литературе до сих пор бытует мнение о том, что Рубенс не был крупным портретистом, что его портреты «улавливают лишь внешние черты его моделей, он не в силах проникнуть в глубину личности».
Давно пора распрощаться с этим несправедливым мнением. Рубенсу принадлежит более ста портретов его современников. Где бы ни появлялся художник, он тут же получал заказы на портрет.
Портреты Рубенса необычайно разнообразны по стилю, манере, задачам. Наряду с конными парадными портретами тогдашних правителей Европы, знатных вельмож, придворных дам встречаются небольшие портреты, тонкие и проникновенные. Рубенс считается одним из создатей парадного конного портрета, «семейного портрета», «сюжетного портрета». К лучшим относятся «Конный портрет герцога Лерма», «Автопортрет с Изабеллой Брант», «Четыре философа».
Конный портрет герцога Лерма . Ок . 1603. Прадо , Мадрид
Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609-1610. Старая Пинакотека, Мюнхен
Еще в юности, работая при мантуанском дворе, Рубенс копировал по просьбе герцога портреты «самых красивых женщин». Превосходным психологическим портретом кисти Рубенса является «Портрет Марии Медичи» (Прадо, Мадрид). С портрета на нас смотрит хитрая и энергичная королева Франции, лучшего образа которой не удалось создать ни одному художнику. Живая, свободная манера этого сознательно незаконченного портрета делает его еще более интимным. Недаром художник хранил его в своей коллекции до конца дней.
Портрет Марии Медичи, королевы Франции. Ок . 1622. Прадо, Мадрид
В последнем своем «Автопортрете» (ок. 1640, Будапешт) Рубенс, используя схему парадного портрета, создает глубокий, многоплановый образ вельможи, умного, тонкого, ироничного.
С равным блеском художник мог писать громадные парадные портреты и портреты-миниатюры. Вспоминаю, как, работая в реставрационной мастерской им. И.Э. Грабаря, я имел счастье держать в руках маленький портрет десятка полтора сантиметров в высоту, приписываемый кисти Рубенса, написанный на шифере маленькой кисточкой и вызывавший ощущение подлинной реальности.
Настоящий шедевр портретного творчества Рубенса – «Портрет камеристки» из Эрмитажа. Это некий портрет-воспоминание. Художник незадолго до этого потерял любимую дочь Клару Серену.
В ясном кротком лице, каком-то прозрачно-жемчужном, затаилась печаль. Это лицо-греза, вечно возрождаемая памятью и вечно уходящая.
Наш замечательный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов проникновенно писал об этом портрете: «Образ построен на тончайшей гармонии музыкальных линий, с их ритмической волнистостью, мерными колебаниями, сопровождаемыми легким нажимом. От этого образ оживляется, наполняется движением, жизнью. И в то же время портрет камеристки построен по законам золотого сечения, точнее, глаза камеристки будто рассекают картину надвое, что придает образу сдержанное величие и спокойствие».