Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2006

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Роза ЧАУРИНА

«Февральская лазурь»

Работа по картине И.Э. Грабаря

 

Февральская лазурь. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Одни любят зиму. Другие ждут не дождутся лета. Кому-то нравится осень. Я предпочитаю весну. А какое время года любите вы? На эти вопросы ответите после прослушивания текста.

Хороша зима-матушка, если ты сам духом и телом силен. Выйдешь утром из дома на свежий воздух, перехватит на миг дыхание, а потом уж полной грудью вбираешь эту живительную свежесть, и готов горы свернуть, так легко и радостно шагается по хрусткому снежному простору. А кругом все белым-бело, и такой чистотой веет от природы, что и самому хочется стряхнуть с себя последние пылинки осенней грусти и весело затянуть во весь голос какую-нибудь задорную зимнюю песню. Оно, конечно, верно, что вокруг все белым-бело, но в песне-то поется: «Ой, да не белы снежки...» А почему ж они не белы? А потому, что снега белыми кажутся лишь тому, кто видеть не умеет, а у кого глаз острый, тот всегда оттенок какой-либо на снегу узреет – то ли розовый, то ли голубой, то ли сиреневый... Снег ведь как все на свете – главное, как на него взглянуть... Так и зима. Для одного это просто холодное время года между осенью и весной, а для другого пора забав богатырских – снежных баталий, купаний в студеной проруби, полет с крутизны гор – все равно на лыжах ли, санках ли, главное, чтобы дух захватывало и в ушах свистело. Впрочем, и лирику зима впору – не грех залюбоваться тонким кружевом инея, хитрым рисунком льда на ставшей реке или простой снежинкой, непохожей ни на какую другую снежинку на свете. Падая с высоты, снежинки ложатся на землю теплой-теплой шубой и согревают зерно, что спряталось в борозде и сладко дремлет. Во сне ему видится трепетная весна и добротворное лето, когда предстоит тому зерну обернуться богатым урожаем и порадовать сеятеля за труды его...

Славное время – зима...

(А. Бочинин, Ю. Кривоносов)

А теперь послушайте отрывки из стихотворения поэта Эдуардаса Межелайтиса «Пейзаж России».

Обучены рябины и березки
Кольцом из тусклой меди ноября, –
Но их цвета лирически неброски,
Интимны, словно краски Грабаря.

 ...Расцвечена летучей, быстрой кистью,
Колышет осень серебро и медь,
Вздыхают элегические листья,
И весь пейзаж вот-вот готов запеть.

 Еще в венчальном золоте березки,
Но вьется снег, им косы серебря...
Они стоят, — мечтательны, неброски,
Как краски на полотнах Грабаря.

Найдите в отрывках из стихотворения ответы на следующие вопросы.

1. С картинами какого художника автор сравнивает пейзаж России?

(С картинами И.Э. Грабаря)

2. К числу каких художников относится И.Э. Грабарь: баталистов1, портретистов, анималистов2, пейзажистов3, маринистов4?

(Пейзажистов)

3. О каком дереве — символе России говорится в стихотворении?

(О березе)

О влюбленности художника в родную природу свидетельствуют его картины. И.Э. Грабарь был поэтом русской природы. Назовем лишь некоторые из его работ:

«Февральская лазурь», «Луч солнца», «Сентябрьский снег», «Белая зима» («Грачиные гнезда»), «Под березами», «Ясный осенний вечер», «Вешний поток», «Мартовский снег», «Снежные сугробы», «Иней», «Сказка инея и восходящего солнца», «Иней при заходе солнца», «Зимний пейзаж», «Разъ яснивается», «Рябинка», «Дельфиниум в саду», «Хризантемы», «Сирень и незабудки».

Художник продолжил и развил лучшие традиции русской пейзажной живописи, традиции Левитана, Серова, Коровина... Он обогатил свою палитру цветовыми и световоздушными достижениями искусства французских импрессионистов. И еще что очень важно — его картины способствовали дальнейшему развитию пейзажного жанра.

Грачиные гнезда. 1904. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Скажите, пожалуйста, что такое пейзаж?

1. Вид какой-либо местности (подмосковный пейзаж, волжский пейзаж).

2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид (в Третьяковской галерее, к примеру, можно увидеть множество великолепных пейзажей, созданных различными художниками).

3. Описание природы в литературном произведении.

Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа — это нечто неподвижное и молчаливое. Ведь неслучайно поэт Федор Тютчев писал:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

 А вы согласны с поэтом? Ответ аргументируйте.

Любимый мотив Игоря Грабаря — береза. Мастер пейзажа не переставал восторгаться этим дивом: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал».

Если вы посмотрите на картины художника, где изображены березы, то сразу поймете, что он хотел сказать (не словами, а красками!). А сказать он хотел то же, что и поэт Александр Прокофьев в одном их своих стихотворений.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками...

Самой известной картиной Грабаря является «Февральская лазурь» (1904). Вот что рассказывал об истории создания этого полотна сам художник: «В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба...»

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на березу «снизу вверх, как на хрустальный каскад, сотворенный природой, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок».

Иней. 1906. Художественный музей, Ярославль

«Февральская лазурь» поражает силой и чистотой цвета. Плотными мазками написан хоровод огромных белоствольных берез на переднем плане.

Какое дерево зимой сравнится по красоте с березой, когда она стоит, украшенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она похожа на громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.

Лазорево-синее небо, прописанное тончайшими лессировками4, уходит в бескрайнюю высь. Мастерское использование живописной фактуры5 увеличивает глубину пространства, наполненного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев.

Февраль — это такое время в природе, когда солнце пошло на лето, а зима — на мороз. Вот уж действительно праздник лазоревого неба и жемчужных берез!

Картина воспринимается зрителем как торжественный гимн во славу природы.

Домашнее задание

Ответьте на вопросы.

1. Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось?
(Да, его мечта осуществилась. «Февральская лазурь» завораживает: на нее хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен.)
2. Почему картина названа «Февральская лазурь», хотя в центре — береза, и она очень хороша?
(Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображен прекрасный солнечный февральский день с ослепляющей голубизной неба, белоствольной красавицей березой и сиреневым снегом. Все это представляет собой единое целое, радостное и праздничное по настроению.)

3. Что на картине и о чем эта картина?
(На картине зимний пейзаж в характерных бело-голубых тонах: лазоревом (лазурном, светло-синем), жемчужном (белом или желто-белом, как жемчуг), сапфировом (синем или голубом, зеленовато-синем). Сочетаясь, эти тона создают настроение праздника, который увидел художник в природе и передал на полотне. Передал не равнодушно, а с любовью. С восхищением ее красотой.)

Литература

  1. Азаркович В.Г., Егорова Н.В. Игорь Грабарь. — Л.: Аврора, 1974.
  2. Грабарь И.Э. Моя жизнь // Автобиография. — М.–Л.: Искусство, 1937.
  3. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. — М.: Наука, 1966.
  4. Кузнецова Э.В. Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) — художник и общественный деятель / В кн.: В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. Беседы о советских художниках. — М.–Л.: Просвещение, 1964. С. 86–89.
  5. Нестерова Н.Н. И.Э. Грабарь. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.
  6. Победова О.И. Грабарь И.Э. — М.: Советский художник, 1964.
  7. Стешенко Л.А., Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. — М.: Юридическая литература, 1977.

Мартовский снег. 1904. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Страницы биографии художника

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 г. в Будапеште в семье юриста. Уже с раннего детства он ощущал огромную тягу к живописи. Одно из самых ярких потрясений детства мальчик пережил, попав однажды в мастерскую художника. Позднее живописец вспоминал: «В руке он держал палитру с ярко горевшими на ней свежевыдавленными красками, на табурете лежал ящик, наполненный блестящими серебряными тюбиками с настоящими масляными красками. Он при мне выдавил несколько красок. Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь, особенно когда почувствовал сладостный чудесный запах свежей краски». Любовь к краскам как к живому одухотворенному существу осталась у Грабаря на всю жизнь.

В 1876 г. семья переехала в Россию. После окончания юридического и историко-филологического факультетов Петербургского университета Игорь Грабарь поступил в Академию художеств (1894). Учился у И.Е. Репина, П.П. Чистякова, А.И. Куинджи...

Творческий путь И.Э. Грабаря был многотруден и сложен. Успешно владеющий кистью, он вдруг решает ехать учиться за границу: сначала в Мюнхен, затем в Париж. За рубежом ему открылась тайна живописи импрессионистов — не смешивать краски на палитре, а накладывать их на холст раздельно, для того чтобы они смешивались в глазу зрителя. Игорь Грабарь так увлекся процессом обучения, что явил собой редкий в истории пример, когда, еще не став художником, начал работать преподавателем. Молодой экспериментатор настолько погрузился в алхимию живописи — секреты приготовления красок старых мастеров, что написал чуть ли не целое исследование. Все это очень пригодится ему впоследствии как художнику и как реставратору. Картины Грабаря уникальны не только по яркости и чистоте звучания красок, но и по тому, как они сохраняются.

Однако, находясь вдали от родины, Грабарь понимает, что его творческая судьба может сложиться только дома, в России — и сотни сожженных холстов, досок, картонов стали прощальным факелом...

Пройдет полвека, и живописец, вспоминая то далекое время, скажет: «Вернувшись в 1901 году в Россию, я был несказанно потрясен красотою русского пейзажа! Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней, сверкающих инеев».

И.Э. Грабарь входит в Союз русских художников и с упоением начинает работать. Только с 1901 по 1907 г. он создает такие шедевры, как «Белая зима» («Грачиные гнезда»), «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Сказка инея и восходящего солнца». Трудно было в эти годы на фоне всеобщего подражания И.И. Левитану создать что-то оригинальное в пейзаже, но Грабарю это удалось. Своеобразие его взгляда на пейзаж заключалось в умении сосредоточить внимание на одном предмете: дереве, луче солнца, золоте осенней листвы, снежных бриллиантах, инее — и передать всю значительность и яркость этих красок природы.

Художник работает в журнале «Мир искусства», печатает обзоры выставок, выступает как художественный критик. На выставках «Мира искусства» его великолепные пейзажи и натюрморты привлекают всеобщее внимание. Заметим, что натюрморты были написаны в пейзажном интерьере, — получалось, так сказать, «два в одном»: и пейзаж, и натюрморт.

Художника влечет и научная работа. Он мечтает написать историю русского искусства, которая представляется ему как широкая картина взаимодействия всех видов изобразительного искусства.

«Искусство, искусство и искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, единственное подлинное содержание жизни». Всю жизнь проводя в кипучей деятельности и переездах, Грабарь никак не мог обрести своего гнезда. Но в 1907 г. этот неуемный «очарованный странник» все-таки женился. Через некоторое время родились дети — сын и дочь. Жена художника Валентина Михайловна стала его добрым другом и тонким ценителем его искусства. На одном из автопортретов 20-х годов Грабарь изобразил себя с палитрой в руках вместе с женой за оживленной беседой о только что законченной картине.

В 1908 г. судьба решила испытать художника на прочность. Когда он поехал навестить своих родных, живших в Адлере, на него было совершено нападение: были повреждены череп и нервные центры, связанные со зрением. Благодаря своему недюжинному здоровью и силе воли И.Э. Грабарь преодолел болезнь, но зрение, этот важнейший «инструмент» художника, полностью не восстановилось. Прежнее уникальное чувство света и цвета, тонкость восприятия их малейших оттенков он во многом утратил. Так, например, в картине «Рябинка» (1910) обращает на себя внимание яркость цветовых сочетаний, но и некоторая монотонность, чисто декоративная цветовая условность.

И.Э. Грабарь — классик при жизни — по праву вошел в историю изобразительного искусства. Его имя стало почти легендарным. Ученик Репина. Современник Серова, Врубеля, Левитана. Друг Бенуа. Народный художник СССР. Автор блестящих исследований по истории искусства. Один из основоположников отечественной искусствоведческой науки. Выдающийся педагог, воспитавший целое поколение художников и искусствоведов. Основоположник современной теории и практики реставрационного дела. Крупнейший знаток музейного дела (он с 1913 по 1925 г. возглавлял Государственную Третьяковскую галерею). Академик...

Личность И.Э. Грабаря по размаху деятельности и разнообразию дарований поистине универсальна: художник, критик, историк русского искусства, создатель уникального научного труда о собственном творчестве, невиданного в истории искусства — книги «Моя жизнь. Автобиография». И в каждой из областей своей деятельности он проявил себя не только как энциклопедически образованный человек, но и как смелый новатор.

Вообще художнику-гражданину И.Э. Грабарю в смелости не откажешь. Только одно из свидетельств: в 50-е годы он находит в себе мужество выступить против ограниченного понимания реализма, который вырождался в убогий безвкусный натурализм, лакировавший действительность.

И.Э. Грабарь обладал, ко всему прочему, невероятной энергией, энтузиазмом и заражающим оптимизмом.

В последние годы он много работал в Абрамцеве на творческой даче. Умер в Москве в мае 1960 года. Он ушел из жизни как истинный художник: на мольберте остался недописанный этюд любимой им природы.

______________

1Баталист — художник, изображающий военные сюжеты.
2Анималист — художник, рисующий животных.
3Пейзажист — художник, который изображает природу.
4Маринист — художник, изображающий морские виды.
5 Лессировать — наносить тонкий слой прозрачной краски, через который просвечивают нижние слои высохшей непрозрачной (корпусной) краски, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовой тон.
6Фактура — совокупность различных технических приемов обработки поверхности, используемых как средства художественной выразительности: почерк линии и мазка, ведение кисти, пера или карандаша, удары резца.