В 2006 г. во всем мире прошли выставки,
посвященные 400-летнему юбилею Рембрандта,
призванные исследовать все грани творчества
художника и показать его гений и загадку. В
январе–феврале в Рейксмузее в Амстердаме
показывались «Все произведения Рембрандта» (из
коллекции музея). В марте–мае здесь же работала
выставка «Действительно ли это Рембрандт?», на
которой подлинные работы художника
сопоставлялись с ранее ему приписываемыми и с
подделками. В Музее старых мастеров в Берлине
демонстрировались 83 работы Рембрандта из
крупных мировых собраний, а на выставке
«Рембрандт-рисовальщик» в Кабинете гравюр и
рисунков Берлина (сентябрь) был сделан акцент на
рисунках великого живописца.
Другой путь избрали организаторы выставки
«Рембрандт. Его предшественники и последователи
(живопись, рисунок, офорт из музеев России, США и
Франции)» в Музее изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина в Москве. Выставка вводит в
лабораторию Рембрандта, позволяет проследить
три стороны его творчества и сделать любопытные
сопоставления произведений мастера и его
учеников.
Последняя выставка Рембрандта в Москве и
Лениграде проходила 40 лет назад. Поэтому так
важно взглянуть на творения великого мастера с
точки зрения современной эпохи, тем более что за
этот период в результате исследований сделаны
новые атрибуции произведений Рембрандта и его
учеников.
«Для своего времени он свершил работу Данте (ХIII
в.), работу Шекспира и Микеланджело (ХVI в.), а
иногда он заставляет вспоминать о пророках. Он
стоит на тех высотах, которые господствуют над
вершинами, расами и странами. Нельзя сказать,
откуда он происходит, так как его родина — весь
мир», — писал Э. Верхарн. Таинственным,
необыкновенным, великим, презревшим границы
условностей, предрассудков, равно гениальным в
живописи, рисунке, офорте предстает великий
голландец на московской выставке. Три шедевра
помещены в апсиде: знаменитая картина «Ассур,
Аман и Эсфирь» — жемчужина московского музея и
две картины из музея Метрополитен. Среди них —
Саския в образе Флоры. После женитьбы на Саскии в
1634 г. художник часто писал ее, преображая то в
Вирсавию, то в Данаю, то во Флору. Не случайно
рядом с «Флорой» помещен «Портрет Хендрикье»,
обаятельной подруги Рембрандта в поздний период
жизни, в котором, как и в других полотнах этого
периода, он добивается исключительной гибкости в
переходах и оттенках одного и того же цвета.
Фауст. 1652
Это один из самых загадочных художников с очень
противоречивым характером. Мир Рембрандта на
выставке предстает во всем многообразии: зрители
открывают его новаторство, совершенное владение
разными техническими приемами. И в рисунках
обнаруживаются поразительная наблюдательность,
свобода и экономность линии, художник с помощью
света выявляет духовную и эмоциональную
сущность изображения. Иногда перовые рисунки он
дополнял работой кистью. Достаточно легких
касаний кисти — и возникает прелестный набросок
Саскии в профиль или женщины с ребенком спиной к
зрителю. Как чутко схвачено ее состояние!
60 офортов Рембрандта из собрания Музея
изобразительных искусств показывают, каких
высот достиг мастер и в гравировании. Один из
величайших граверов всех времен, он работал над
гравюрами как над картинами, используя разные
тональные эффекты, работал на медной доске как на
листе бумаги, заменяя карандаш офортной иглой.
Удивляет необычайное тематическое богатство его
офортов: портреты, пейзажи, религиозные и
мифологические сюжеты, глубоко очеловеченные и
одухотворенные. Это сложные картинные
композиции в стиле новаторского рисуночного
наброска.
Ни один живописец прошлого не оставил столько
изображений себя, как Рембрандт, писавший
автопортреты всю жизнь. В пытливом изучении
своего лица, в физиогномических наблюдениях, в
фиксировании разных проявлений собственных
чувств сказывается присущая художнику сила
самоанализа. Он любил писать себя, улавливая лишь
скользящий отсвет или резкие полутона на круглом
лице. В молодости он закручивал усы, ерошил
вьющиеся волосы, надевал тюрбаны, береты,
фетровые шляпы, камзолы. В зрелые годы он
предстает на автопортретах в более строгом виде,
с грустным лицом. Он достиг больших высот в
раскрытии разных сторон своей личности. Мудрым и
сосредоточенным выглядит Рембрандт на небольшом
«Автопортрете в берете» (1659) из Музея Гране
(Экс-ан-Прованс), написанном смело, с очень
свободной лепкой лица (портрет оставался
незавершенным), с подчеркиванием контрастно
освещенных деталей.
Поместье взвешивателя золота. 1651
Особенность выставки в том, что она позволяет
помимо эволюции творчества мастера проследить
его контакты с учениками и последователями. У
него собирались ученики со всей Голландии. С
одними его связывали лишь несколько
профессиональных уроков в студии, с другими —
длительные дружеские отношения. Он даже
подписывал работы некоторых учеников своим
именем, желая оказать помощь, и из-за этого у
исследователей всегда возникали проблемы с
атриубцией.
Московская выставка «Рембрандт. Его
предшественники и последователи» вносит весомый
вклад в чествование великого мастера. Она
открывает какие-то новые грани в его творчестве и
заставляет по-новому осмыслить огромное влияние
его искусства на творчество последующих
поколений.