Когда-то в середине 1860-х годов И.С.
Тургенев в предисловии к иллюстрированному
изданию на русском языке «Волшебных сказок»
Шарля Перро писал: «Имя гениального рисовальщика
Гюстава Доре стало слишком громким и не
нуждается ни в каких похвалах». Однако в наше
время эта потребность «в похвалах» по отношению
к творчеству знаменитого французского мастера
вновь актуальна.
Уже в 1930-х годах Александр Бенуа отмечал, что
«Доре — кумир наших отцов и старших братьев
пережил с конца XIX века и до нашего времени
настоящий период гонения. Имя его стало
посмешищем, роскошные книги с иллюстрациями
продавались за грош».
Иллюстрации к «Божественной комедии».
1861-1869
Главной причиной этого Бенуа считал снижение
вкусов публики, общей художественной культуры. В
то же время Бенуа, веря в возвращение Доре к
широкому зрителю, восклицал: «В добрый час! На
Доре не мешает как раз в наши дни поглядеть и им
насладиться».
Во всем искусстве XIX в. нет, наверное, художника,
менее исследованного, чем Доре. Кажется, все
пришли к единому мнению, что «Гаргантюа и
Пантагрюэль», «Дон Кихот», «Сказки» Перро не
знают лучшего интерпретатора, чем Доре. Однако
это ничтожно малая часть его художественного
наследия. Он оставил около сотни тысяч
графических листов, неисчислимое количество
картин, акварелей, скульптур. Многое исчезло,
затерялось среди журнальной продукции второй
половины XIX в., многое просто пропало.
Иллюстрации к «Божественной комедии».
1861-1869
«В настоящее время лишь немногие люди отдают
себе отчет в том космосе, который нашел свое
отражение в его огромной творческой силе», —
писал Г. Гартлауб, автор одной из лучших
монографий о творчестве Доре. И для этого мнения
имеются серьезные основания. Есть Доре,
рисовавший легкие, брызжущие остроумием и
находчивостью литографии «Подвиги Геркулеса» и
тяжеловесные гравюры к «Неистовому Роланду»
Ариосто, делавший блистательные наброски и
писавший громадные холсты на библейские и
антивоенные темы. Существует еще Доре —
создатель великолепных эпических пейзажей
маслом и Доре, выставлявший чудовищные по
размерам салонные скульптуры. Он же — мастер
тонких, проникновенных акварельных портретов и
автор помпезного памятника Александру Дюма.
Современно ли искусство Гюстава Доре? Сейчас
этот вопрос кажется риторическим. Трудно
перечислить всех мастеров современного
искусства, на которых творчество французского
художника оказало благотворное влияние.
Вспомним Винсента Ван Гога и его трогательную
восторженность по отношению к искусству Доре,
лист которого из цикла «Лондон» является
прообразом картины «Круг заключенных».
Творчество Гюстава Доре неизменно будит
интерес зрителя и сегодня.
Гюстав Доре родился в Страсбурге 6 января 1832
года. Мать его, урожденная Александрина Плюшар,
происходила из зажиточной буржуазной семьи. Его
отец, Пьер-Луи Доре, был сыном офицера
наполеоновской армии, погибшего при Ватерлоо.
Квартира семьи Доре находилась в старом доме с
высокой крышей на одной из улиц, выходивших к
готическому собору. Узкие улицы, высокие
старинные дома с двумя-тремя слуховыми окнами,
увенчанные черепичными крышами, — вот типичный
облик Страсбурга первой половины XIX в.
От детских впечатлений о величественном соборе
Доре унаследовал чувство необъятности
пространства. Так возникла романтическая любовь
к архитектуре прошлых веков, что позднее
скажется в его творчестве, и особенно сильно в
ранних работах — иллюстрациях к Рабле и
Бальзаку.
Иллюстрации к басням Лафонтена.1867
В 1841 г. семья Доре переезжает в Бур, куда
переводят отца — инженера-мостостроителя. Бур,
окруженный со всех сторон громадами Вогез и
сосновыми лесами, извилистые улочки города,
монастыри, старинный собор — все будило
воображение юного художника. Гюстав рисовал все
свободное время, покрывая стены и полы рисунками.
Отец с тревогой следил за артистическими
упражнениями сына — он хотел, чтобы Гюстав
поступил в политехническую школу. Чтобы отвлечь
его от рисования, отец покупает ему скрипку, но
это только способствовало выявлению другого
дара Гюстава — музыкального. До конца своих дней
он виртуозно владел скрипкой.
Во время одной из поездок в Париж мать показала
некоторые из рисунков сына знаменитому
художнику Орасу Берне, который отметил
талантливость юного мастера.
В 1847 г. пятнадцатилетний Доре вместе с
родителями приезжает в Париж. Втайне от них юноша
отправился к издателю Шарлю Филипону и показал
свои рисунки. Филипон сразу же угадал в нем
многообещающее разностороннее дарование и
посоветовал родителям оставить сына в Париже. Но
только через несколько месяцев, после
скоропостижной кончины отца, Доре вместе с
матерью переселяется в Париж. Юный художник
сразу же отправляется к Филипону с новой серией
рисунков «Подвиги Геркулеса». Филипон принимает
его в число сотрудников газеты «Карикатюр».
Работа карикатуриста помогла Доре глубже
изучить жизнь. Несомненно, что, работая у
Филипона, он овладел изумительным мастерством в
изображении массовых сцен.
В 1853 г. Доре добивается одобрения своего
издателя на иллюстрирование сочинений Рабле
(согласно договору, Доре имел право рисовать
только карикатуры), которые должны были выходить
в виде серий. Так, в 1854 г. появляется дешевое
издание «Сочинения Рабле с иллюстрациями
Гюстава Доре». «Это была, — вспоминал позднее
художник, — первая моя вещь, которая произвела
сенсацию».
Вслед за этими листами Доре создает циклы
гравюр к «Озорным рассказам» Бальзака,
«Божественной комедии» Данте, к «Дон Кихоту»
Сервантеса, «Сказкам» Перро, которые сразу же
выдвинули его в число ведущих мастеров
иллюстрации XIX века.
Большую роль в жизни и творчестве Доре сыграла
поездка в Англию в конце 1860-х гг., результатом
которой явился замечательный цикл гравюр к
альбому «Лондон». Работа над этим циклом была
прервана в 1870 г. из-за начавшейся франко-прусской
войны. Большинство работ, созданных Доре в эти
годы, составляют аллегорические картины на
библейские и антивоенные темы.
Творческая активность не покидала Доре до
конца его жизни. В течение последнего
десятилетия он создавал не только графические
листы и иллюстрации, но и полотна колоссальных
размеров, гигантские скульптуры, среди которых
наиболее интересен памятник Александру Дюма,
выполненный в 1882 г. и торжественно открытый в 1884
г. в Париже. Дюма изображен сидящим в кресле: на
одной стороне цоколя представлена группа людей,
читающих книги Дюма, на другой изображен
д’Артаньян.
Умер Доре в 1885 году от апоплексического удара в
возрасте пятидесяти одного года.