Уже в ранних работах мастера заметны основные черты его будущего стиля: переплетение гротескно-фантастического с сатирическим, необычайная точность детали, доходящая до натурализма, и общее ирреальное настроение. Таковы листы его серии «Похождения Телемаха», выполненные пером в 1845 г. Скучная «лицейская античность» оживает здесь в комически-гротесковых образах. Листы «Телемаха» полны неистового движения, озорного юмора, буйной фантазии. Герои этой серии постоянно обнаруживают привычки и замашки горожан Бура, а некоторые детали прямо взяты с натуры.
Литографии следующей серии — «Подвиги Геркулеса» (1847) отличаются той же гротесковой трактовкой античной темы. Художник создает серию забавных картинок (своеобразный прообраз комиксов), объединенных общим героем, которого Доре представляет в виде толстого старика с могучими бицепсами, необъятным чревом и кривыми короткими ногами.
Версаль и Париж
«Подвиги Геркулеса» следует рассматривать пристально, неторопливо, и тогда перед зрителем раскроются россыпи юмора. Так, история с киренейской ланью начинается с листа, где мрачный, насупленный Геркулес, одетый в шкуру немейского льва, видит бегущую лань. Чтобы передать ее необычайную скорость, художник изображает лань в виде тонкого, змееподобного завитка, особенно контрастного рядом с массивным Геркулесом.
«Жанр искусства, именуемый карикатурой, — вспоминал Доре, — в течение долгого времени привлекал меня. Но хотя за четыре года я исполнил тысячи рисунков, единственное, что издатель допускал к печати, — это карикатура».
Издатель Шарль Филипон старался развить журнально-сатирическую грань необычайного дарования молодого мастера. Но здесь таилась опасность превращения Доре просто в карикатуриста. Этого, к счастью, не произошло — уж очень богат и разнообразен был художественный дар Доре.
Об этом разнообразии свидетельствует альбом литографий «Парижский зверинец» (1854). Образы Доре с их методом сатирического гротеска перекликаются с бальзаковской «Человеческой комедией». В предисловии к своему циклу Бальзак признавался, что идея его родилась из сравнения человечества с животным миром.
"Подвиги Геркулеса". 1847
Название серии Доре — «Парижский зверинец» — говорит само за себя. Так, в листе «Волки», изображающем парижских биржевых дельцов, серые сюртуки, хищные взгляды, настороженные позы — всё удивительно напоминает волчью стаю.
Альбом Доре «Галльские безумства» (1852) представляет уже новый тип издания — не альбом карикатур, а своеобразное историческое исследование в картинах. Изображая отдельные эпизоды истории Франции, художник далек от всякой романтической идеализации. Он широко использует прием экспрессивной и сатирической деформации образа, но это, как ни странно, убедительно передает атмосферу истории. При этом каждый лист решен в соответствии с художественным стилем изображаемого времени.
"Парижский зверинец".1854
Новый цикл Доре — пятьсот ксилографий альбома «История святой Руси» (1854) — является исторической пародией, легкой, остроумной, озорной. К нему нельзя подходить с критерием исторической достоверности, Эти листы следует сравнивать не с источниками, а с литературными пародиями, И прежде всего со знаменитой «Историей государства Российского от Гостомысла до Тимашева» А.К. Толстого, где авторская шутливая мысль противопоставляется помпезным официальным концепциям русской истории. Особенно впечатляют листы, изображающие Ивана Грозного, Петра I, Николая I.
Гравюры «Истории святой Руси» представляют особый тип издания, предваряющий начало деятельности Доре — иллюстратора классической мировой литературы.