Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

 

Лев ДЬЯКОВ

Библия в творчестве Доре

И сказал Бог: да будет свет! 1864-1866

Шестидесятые годы — наиболее плодотворный период в творчестве Доре. В это время, в 1865 г., была издана знаменитая двухтомная Библия с двумястами тридцатью гравюрами.

При работе над иллюстрациями к Библии Доре активно использовал все свои возможности: феноменальную зрительную память, необычайной силы воображение, визионерские способности, мотивы сновидений. Он очень серьезно относился к этой работе. Сохранились сотни эскизов, в которых он искал нужный ему образ. Так, при создании образа Христа были испробованы сотни вариантов, прежде чем художник нашел свой, прекрасный и светлый, образ Спасителя.

Иллюстрируя, а вернее, по-своему истолковывая Библию, Доре прибегает к двум трактовкам. Обращаясь к Ветхому Завету, он раскрывает его в плане некоего древнего космизма, стремясь передать масштабность переживаемого человечеством на заре цивилизации. Все в этих листах предельно безгранично: вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищных размеров деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу.

Особенно сильное впечатление производит лист «Да будет Свет!», открывающий цикл. Величественная, благородная фигура Творца, сливающаяся с клубящимися облаками над только что сотворенной Землей, — все исполнено могучей энергии и значительности.

Главное выразительное средство в библейском цикле Доре — свет. Причем не просто как «освещение», а как идея Божества, озаряющего всю землю, человека и его деяния. Радостными, радужными лучами свет озаряет фигуры Адама и Евы, заставляет вспыхивать алмазами капли росы на цветах и листьях («Сотворение Евы»). Полосы вечерней зари, медленно гаснущей в ночном небе («Переселение Авраама в землю Ханаанскую»), олицетворяют тревоги людей. Мягкий утренний рассеянный свет в листе «Елиезер и Ревекка» создает не только настроение безмятежного спокойствия, но и ощущение глубокой древности происходящего. В гравюре «Примирение Иакова с Исавом» яркий полдневный свет передает чувство радости, охватившее участников этого события.

В библейском цикле Доре предстает как гениальный мастер пейзажа. Но пейзажа особого, эпического, где будто сливаются воедино религия, миф, история. Этот одухотворенный пейзаж помогает раскрыть идею того или иного стиха Библии.

Обращаясь к Новому Завету, Доре прибегает к другой манере. Исчезает гигантизм форм, резкие контрасты, характерные для его листов к Ветхому Завету. Доре сдерживает свою бурную фантазию, он более академичен, сознательно «скован».

Героем композиции становится Иисус, с благородным, светлым ликом, спокойными, величественными жестами. Он излучает глубокую человечность. Христос у Доре соединяет всеведение пророка, святость первосвященника, кротость человека и могущество царя. Он может быть гневным и карающим, как в истории изгнания торгующих из храма, и ласково-заботливым, как в сцене благословения детей. Христос утешает, поддерживает, дает путеводную нить всем, внимающим Ему.

В листах к Новому Завету активную роль, как и прежде, играет свет. Здесь он как бы излучает настроение Божественной тайны, одухотворяет каждую сцену. Простыми и убедительными средствами художник передает символику света и тьмы.

Иллюстрации Гюстава Доре к Библии сразу же привлекли внимание своей ясностью, глубиной и доступностью. Библия словно бы обрела живую плоть, получила яркое образное воплощение.