Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Московского института открытого
образования
Язык искусства:
как раскрыть детям тайну
архитектуры
Продолжение. № 12, 13, 15, 18, 21, 22/2006
Западный портал церкви аббатства
Сен-Мадлен. Ок. 1125. Везле, Франция
В предыдущих статьях цикла мы рассуждали
вместе с читателем о том, как выстроить материал
по изучению такого вида искусства, как
архитектура. Мы ввели понятие «архитектурная
форма», рассуждали об основных конструктивных
системах. Сегодня мы продолжаем разговор об этом
виде искусства. Речь пойдет о материалах,
используемых в строительстве, о художественной
стороне архитектуры.
Материалы, используемые в
строительстве
Камень и кирпич
Устойчивость и ограниченность свойств
материала объясняют неизменность большинства
архитектурных форм, приверженность человечества
к стоечно-балочным и сводчатым конструкциям.
В Древней Греции самым распространенным
материалом был камень, для которого более всего
подходила стоечно-балочная система конструкции.
В Риме стали применять кирпич и бетон, и
соответственно меняется конструкция — теперь
стали возможными сводчатые перекрытия.
В Средние века возвращаются к камню, но
стоечно-балочная конструкция Древней Греции уже
никого не устраивает: растут города, возводятся
большие соборы. Для их перекрытия балки уже не
подойдут, поэтому возникает новый тип
конструкции — каркасная. Она основана на целой
системе средств, облегчающих силу тяжести
сводов. Арка стала стрельчатой, что уменьшило
распор и давление на стены, тяжесть свода со стен
с помощью аркбутанов переместилась на
контрфорсы. Элементы этой системы и составляют
каркас здания, который, в свою очередь,
предопределил художественное оформление, его
легкость и ажурность.
Если, как мы уже говорили, для камня подходили
плоские перекрытия стоечно-балочной
конструкции, то кирпич давал возможность создать
арку, свод, купол. Вот почему в готических
сооружениях арки и своды возводились из кирпича,
а сами стены, их внутренние и наружные части
делали из камня.
На Руси с древних времен самым
распространенным материалом было дерево. Именно
дерево определяло основу архитектурной формы —
восьмерик на четверике, покрытый шатром, с
пристроенными помещениями.
Флорентийский собор. XIII-XIV вв.
Принятие христианства положило начало
каменному строительству. Наши предки
заимствовали у Византии ее строительную технику
— с плинфой (плоским киричом) и большим слоем
штукатурки между ее рядами. Здания с таким
эффектом выглядели полосатыми, так как между
рядами плинфы клали раствор с кирпичной крошкой,
отчего он становился розовым. Такие памятники
архитектуры сохранились на Украине и на
юго-западе России.
Во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Ростове
Великом, Ярославле, Новгороде, Пскове создавали
свою строительную технику, использовали для нее
местный белый камень, украшая стены причудливой
каменной резьбой.
Применение в более позднее время сочетания
кирпича и белого камня привело к характерному
для зодчества Руси цветовому строю —
красно-белой окраске зданий, характерной для так
называемого нарышкинского барокко.
В отличие от камня кирпич — материал менее
выразительный, поэтому его декорируют разными
способами:
— прибегают к узорной кирпичной кладке;
— комбинируют архитектурные формы в
пространстве, как это любили делать в готике,
моделируя различные объемы, созданные из кирпича
(костел Св. Анны в Вильнюсе);
— сочетают цветной кирпич с глазурью
в мусульманских постройках или используют
поливной изразец в России, который вставлялся в
кирпичс помощью специального выступающего
объема;
Колизей в Риме. 75-80 н.э.
— скрывают ряды кирпича штукатуркой,
декорируют фасады колоннами и скульптурой. Это
чаще всего делали в XIX в., когда кирпич считался
простым, неэстетичным материалом и его пытались
скрыть, придав зданию подобающий вид.
Кирпич, наряду с камнем, применялся в
строительстве с эпохи Возрождения и вплоть до XIX
в. С XIX в. начинают использовать железобетон и
металлические конструкции, затем сборные
конструкции, которые более экономичны и
технически совершенны. Постройка здания
заменяется его монтажом из крупных элементов
заводского изготовления. Эти новые конструкции
оказывают влияние и на внешний вид зданий,
меняется их художественное оформление.
Церковь Грундвиг. 1913. Копенгаген
Бетон, цемент, железобетон
Бетон, оказывается, был известен уже в Древнем
Риме, и это не случайно, ведь действующий вулкан
Везувий находится на Апеннинском полуострове.
Вулканический песок, смешиваясь с водой,
образует скалообразный материал. Римляне
использовали его для строительства гаваней, так
как под воздействием морской воды материал
становился еще прочней. Но где взять столько
вулканического песка? Многие пытались решить эту
проблему. Так был разработан рецепт из глины и
извести.
Песок с Везувия (а потом стали находить похожий
на него и в других местах) назвали битумом. Чтобы
экономить это первое в истории вяжущее средство,
в битум (бетон) стали добавлять кусочки обычного
камня, и назвали эти добавки цементум.
Современный состав цемента был изобретен
каменщиком Джозефом Эспидином в 1824 г. Он состоит
из ряда минералов, которые размалывают, везут на
стройку, где смешивают с гравием и водой для
получения бетона. Если мы посмотрим под
микроскопом, как «работает» бетон, то увидим, что
песок и другие наполнители покрываются сначала
пленкой, которая очень быстро превращается в
кристаллы, растущие прямо на глазах. Эта
структура похожа на самый твердый материал —
мартеновскую сталь. Бетон затвердел.
К концу XIX века стала ощущаться сильная
потребность в новом строительном материале,
который сочетал бы в себе достоинства железа и
бетона. Применяя по отдельности бетон и железо,
строители долго не задумывались над тем, что их
можно соединить. К этому пришли опытным путем.
Один французский садовник по имени Жозеф Монье
изготовлял из бетона длинные горшки для цветов.
Он очень расстраивался, когда его длинный горшок,
поставленный на две опоры, ломался. Однажды,
когда он из дерева сделал опалубку и влил туда
состав для бетона, ему на глаза попались железные
прутья. Он не долго думая сунул их в бетон — так
был создан прочный строительный материал, а сам
Монье превратился из садовника в богатейшего
изготовителя железобетона.
Новый материал очаровал архитекторов. Один
англичанин так поверил в него, что, создав
водонапорную башню, поклялся, что встанет под
ней, дабы доказать прочность железобетона. В день
открытия сооружения архитектор в новом костюме
кофейного цвета гордо встал под своим детищем. В
резервуар стала набираться вода, и вдруг она
хлынула мощным потоком. Зрители застыли в
изумлении. А промокший до нитки архитектор
твердо и непоколебимо стоял на своем месте.
Оказалось, что дал течь резервуар, постройка же
была незыблема.
МакГро Хиллбилдинг. 1928-1932. Нью-Йорк
Железобетон завоевал сердца строителей и
архитекторов еще и тем, что он позволял скреплять
опоры и несомые ими конструкции, а от этого
постройка становилась прочнее, поскольку все
части конструкции работали вместе.
В зависимости от цели
В архитектуре ХХ в. основным материалом
строительства является железобетон, с его
конструктивной гибкостью и выносливостью,
способностью к созданию грандиозных сооружений.
Кроме того, немалую роль играют такие материалы,
как чугун, сталь, литое ковкое железо, алюминий,
позволяющие перекрывать громадные пролеты, и
стекло, создающее ощущение бесконечности
пространственных объемов.
Материал имеет большое значение для
архитектора, но он не господствует безраздельно.
Язык материала многообразен, мастер может
подвергнуть его обработке в зависимости от своих
эстетических взглядов. Например, камень требует
сплошных, простых, полнозвучных форм. Однако в
готике, которая отвергает принципы египетской
архитектуры, любящей монолитность и цельность,
поверхность собора изрезана многочисленными
нишами, арками, огромными окнами, а из камня
выполнены скульптуры.
Необработанная поверхность гранита выглядит
олицетворением мрачной, таинственной силы.
Циклопическая кладка стен замков-цитаделей
придает им примитивно-суровый характер.
Распиленный и полированный гранит создает
ощущение официальности, чопорности, стена имеет
строго организованную, симметричную, статичную
структуру (стоит вспомнить станции метро,
облицованные гранитом). Рустовка, наоборот,
создает ощущение светотени, рождает чувство
динамики.
Материал часто определяет цвет архитектуры, а
цвет играет решающую роль в эмоциональном
восприятии. Известно, что древние греки,
например, раскрашивали свои соборы: нижняя часть
оставалась белой, горизонтали верха
окрашивались в красный цвет, вертикали-триглифы
— в черный или темно-синий, выделялся фон
фронтона, чтобы скульптуры смотрелись четче.
Предприятия Фагус. 1911-1912.
Альфред-на-Лейне под Хильдесхаймом, Германия
Белый цвет камня и штукатурки отличает русские
храмы. Цвет дерева делает наши церкви теплыми,
уютными, а блестящие лемехи куполов будто служат
опознавательным знаком храма. В барочной
архитектуре огромную роль играют золоченые
детали.
Цвет и фактура материала могут подчеркнуть
форму, а могут и разбить ее. Так, камуфляж, крупная
неравномерная фактура или большой рисунок
разбивают форму, а однотонность и гладкость
подчеркивают ее.
Связь архитектуры и техники
На архитектурное сооружение влияет не только
конструкция и материал, но и уровень развития
техники.
Чтобы понять это, приведем такой пример. Раньше
дома строили со сравнительно небольшими окнами,
в которых обязательно были прорезаны форточки.
Потом от этого отказались — окна стали больше, а
форточки исчезли. Окна пропускают теперь намного
больше света, их легче мыть. Вечером, когда окна
освещены, дом приобретает вид огромного корабля.
Почему же раньше этого нельзя было сделать?
Проблема в том, что дома с окнами нового типа
требуют более мощной и экономичной системы
центрального отопления. При печном отоплении в
домах с такими окнами было бы холодно.
Или еще пример. Люди позапрошлого века, увидев
высотный дом, стоящий на бетонных колоннах,
удивились бы и испугались его неустойчивости. Мы
же, прекрасно понимая возможности бетона,
любуемся этим зданием, как атлетом, взявшим
рекордный вес. Таким образом, очевидно, что
техническая мысль определяет облик современных
архитектурных сооружений. Это касается и новых
конструкций и материалов.
Но архитектура — это не только материалы, не
только технические возможности. Есть еще одна
немаловажная сторона — художественная. Об этом
— в следующей статье.
Материалы, применяемые в архитектуре:
дерево;
кирпич (первоначально необожженный,
впоследствии обожженный), разновидность кирпича
— саман (в глину добавляются различные примеси, в
том числе солома);
необработанный или тесаный камень;
бетон;
железобетон;
алюминий, чугун, железо;
стекло.
Параметры здания, определяемые материалом:
— размеры (деревянные чаще всего будут меньше
каменных, а железобетонные массивнее последних);
— особенности конструкций (деревянные и
каменные церкви Руси имеют совершенно разные
конструктивные принципы);
— цвет;
— внешний вид (каменные создают чаще всего
ощущение большей монументальности);