Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

П р о ф и л ь н о е   о б у ч е н и е

М. ФОМИНОВА,
кандидат педагогических наук, заведущая
кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО

Общие положения

 2006/2007 учебный год знаменуется переходом на стандарты общего образования, основная задача которых обеспечить равные возможности в получении качественного образования, единство образовательного пространства, дающее возможность структурировать содержание обучения на каждой ступени и обеспечить учащимся возможность продолжать обучение в образовательных учреждениях разного типа на основе полученных знаний.

Стандарты образовательной области «Искусство» впервые вводятся в педагогическую практику.

 Цели и уровни

Федеральный компонент общего среднего образования направлен на реализацию следую­ щих основных целей:

1. формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоя­ тельности, инициативности, способности к успешной социа­ лизации в обществе;

2. дифференциация обучения с широкими и гибкими возможно­ стями построения старшеклассниками индивидуальных обра­ зовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

3. обеспечение обучающимся равных возможностей для их по­следующего профессионального образования и профессио­нальной деятельности, в том числе с учетом реальных потреб­ ностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровняхбазовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентирова­ны на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с ми­ровоззренческими, воспитательными и развивающими задачами об­ щего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирает­ ся исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориен­ тирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения, исходя из своих возмож­ ностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровне).

Личный выбор

Концепция профильного обучения явилась естественной реакцией на изменения, произошедшие в современном социуме. Введение профильного обучения является попыткой ответить на ускоренный темп развития общества активной подготовкой выпускников к условиям реальной жизни после окончания школы, развитием у них целого ряда образовательных компетенций, коммуникабельности и толерантности. Профильное обучение отвечает на потребность общества в квалифицированных кадрах и профессиональной мобильности; оно предполагает расширение поля выбора профессий, социальный заказ государства, предприятий; подразумевает воспитание в каждом члене общества ответственности за собственное благосостояние и состояние общества,

Старшеклассники мечтают о престижной профессии, об успешности на рынке труда, и сегодня школа должна взять на себя определенную обязанность и ответственность в решении этой проблемы.

Профильная ориентация школьников старших классов предполагает помощь в профессиональном самоопределении, формирование социально-экономических знаний о профессиях, психолого-педагогическую подготовленность, производственно-техническую осведомленность.

Если старшеклассник уже в школе получит сведения о том, какими профессиональными и деловыми навыками должен обладать человек, чтобы работать по той или иной специальности, то это поможет ему раньше начать работать над собой, чтобы осуществить свою мечту. Поэтому профессиональные консультации, включающие психологическую помощь, советы, необходимые представления о требованиях по данной профессии также помогут старшекласснику в выборе профессии.

Не меньшую значимость имеет и профессиональная диагностика учащего, которая позволит определить его индивидуальные наклонности и способность к выбранной сфере деятельности. В профильном обучении важное место должна занять экономическая и юридическая культура, функциональная грамотность учащегося. Это будет способствовать формированию его деловых качеств.

От индивидуальности к среде

Профильное обучение в образовательной области «Искусство», так же как и в других предметных областях, — это система специализированной подготовки в старших классах, которая ориентирована на индивидуализацию обучения с учетом потребностей рынка труда, связана с кооперацией школы и вузов, школы и производства.

Профильное обучение базируется на углубленном изучении отдельных предметов, создании индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, направлено на личностно-ориентированный учебный процесс и предполагает вариативное претворение полученных знаний в разных профессиях.

Многие школы решают актуальные для современного образования проблемы, связанные с формированием художественно-эстетической культуры школьников, направленностью образовательного процесса на самоопределение учащихся и их сформированную способность к самообразованию. Эти проблемы решаются путем активного освоения школьниками основных видов искусства, с которыми они знакомятся в школе: музыки, изобразительного искусства, литературы, хореографии, театра в их неразрывном единстве.

Единое пространство художественно-эстетического образования на основах обновления содержания образовательной области «Искусство» складывается постепенно, с учетом изменений, происходящих в системе образования в целом, включающих переход на образовательный стандарт и профильное обучение.

В школах постепенно создается единая художественно-эстетическая среда, основанная на взаимодействии базового и дополнительного образования, где дополнительное образование органично интегрировано в единый образовательный процесс. Многие выпускники школ продолжают свое художественное образование в колледжах, училищах, вузах Москвы, поэтому обращение к художественно-эстетическому профильному обучению с разработкой собственной модели является процессом закономерным, направленным в том числе и на подготовку к будущей профессии.