Лариса АЛЕКСЕЕВА, кандидат педагогических наук, ученый секретарь Института художественного образования РАО
Сегодня и завтра
На всем протяжении существования человеческой цивилизации образование как таковое было предметом постоянных дискуссий. Все разногласия, в сущности, сводились к поиску некоей идеальной системы, способной за довольно ограниченное по сравнению с глобальными процессами общественного развития время вырастить не просто грамотного человека, но интеллектуально-творческую личность, свободно ориентирующуюся в различных сферах знания и культуры, социально ответственную и глубоко духовную. Этот поиск продолжается и сегодня.
Главная цель — творчество
Современное отечественное образование не в первый и не в последний раз идет по нелегкому пути реформирования. И здесь есть определенные позитивные изменения.
Так, само появление Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции профильного обучения, новых государственных стандартов школьного образования и их последующее одобрение и утверждение на федеральном уровне свидетельствуют о фундаментальном подходе к реформированию российского образования как института общественного устройства.
Вместе с тем общеизвестная фраза о том, что «не стоит забывать уроки истории», вызывает в памяти показательную во всех отношениях мысль, высказанную более ста лет назад выдающимся хирургом, педагогом и общественным деятелем Н.И. Пироговым: «Для коренного преобразования чего бы то ни было нужны не одни новые законы… первое и главное условие прогресса есть твердая вера в образовательную, творческую силу человеческой личности (курсив мой. – Л.А.). Без нее все хитросплетенные уставы — мертвая буква».
Образовательная творческая сила человеческой личности, как правило, рождается не вдруг и не сама по себе. Безусловно, это результат значительных усилий многих социальных институтов, но в первую очередь, конечно, школы. Появление на третьей, завершающей ступени общего образования «системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся», на наш взгляд, и есть попытка повернуть школу лицом к растущему ребенку во имя главной цели — развития творчества как всеобщей и универсальной человеческой способности.
В связи с этим встает вопрос о возможностях реализации этой цели на современном этапе становления самого профильного обучения.
Работа по направлениям
В самом общем виде проблемы профильного обучения можно свести к его содержательной составляющей (в том числе и поиску наиболее эффективного соотношения образовательного и профильного уровней), учебно-методическому обеспечению образовательного процесса и постоянному его обновлению, оценке качества образования старшеклассников, подготовке и переподготовке педагогических кадров, совершенствованию механизмов организации специализированной подготовки.
Что касается учебно-методического обеспечения, то работа здесь идет достаточно активно как на федеральном, так и на региональном уровне. Федеральный институт развития образования, Российская академия образования, академии и региональные институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров вносят свой вклад в разработку теоретических основ профильного обучения, его программного и методического обеспечения.
В плане организации обучения старшеклассников стоит упомянуть о немалом отечественном опыте, который при сохранении лучших российских традиций образования и целенаправленной деятельности педагогической науки, заинтересованных государственных ведомств и самих образовательных учреждений, несомненно, даст наилучший результат.
Учителю в новых условиях предстоит проявить незаурядные профессиональные качества, открыть и развить в себе способность выхода за рамки своего предмета, осуществить, по сути, творческое преобразование собственной педагогической деятельности, но, наверное, не зря учителями славится Россия...
Образование, которое получают в школе наши дети, заставляет задуматься о многом, и прежде всего о том, что считать мерилом зрелости юношей и девушек, заканчивающих школу. Сегодня налицо все же преобладание количественной составляющей, присутствующей в виде определенного объема знаний, умений и навыков, хотя без этого обойтись невозможно. Качественная же характеристика, предполагающая наличие «человеческого образа», иначе говоря, духовности и высокой сознательности, социально значимой активности и творческого начала, чувства ответственности, морального долга и др., пока остается в стороне.
И эта проблема требует безотлагательного решения.
Три процента на культуру
Очевидно, что «за бортом» профильного обучения сегодня остается культурообразующий, художественный элемент образования. Для примера достаточно обратиться к учебным планам для некоторых возможных профилей, приведенным в новых государственных стандартах школьного образования. Так, изучение мировой художественной культуры как базового учебного предмета предусмотрено лишь в филологическом и социально-гуманитарном профиле, причем это приблизительно 3% (точнее, 2,8) от общего учебного времени. И это в то время, когда воинствующее невежество буквально захлестывает современное общество.
Конечно, можно возразить, что присутствие в учебных планах самого предмета не есть гарантия воспитания человека высокой нравственной культуры, но это скорее вопрос о формах и методах преподавания, нежели о содержательном наполнении профильного обучения. При таком положении дел «нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности», о более полном использовании которого заявлено в Концепции модернизации российского образования, видимо, так и останется невостребованным.
На всех этапах эволюции человека его жизнь была неразрывно связана с накоплением ценностей в сфере практически-духовного освоения мира, иначе говоря, с художественно-творческой деятельностью. Рождение такой деятельности было обусловлено насущной потребностью — сохранить и передать последующим поколениям нечто важное, общественно необходимое, от чего зависело само выживание человечества. В сознании наших далеких предков рациональное начало было неотделимо от живой творческой фантазии, которая стала универсальным способом познания и преобразования окружающего мира. Художественное творчество изначально было естественным всеобщим языком, независимо от выбранных средств выражения — слова, движения, рисунка, звучания голоса или инструмента.
И дело даже не в том, чтобы научить каждого ученика в школе красиво двигаться, заниматься изобразительным искусством, петь в хоре, играть на музыкальном инструменте или рассуждать о прекрасном в нашей жизни. Ключевое здесь — пробуждение его позитивной энергии, не побоюсь сказать, на благо российского общества, развитие умения напрягать творческую волю, реализовывать собственные творческие замыслы, а в конечном счете — привносить элемент новизны, оригинальности и уникальности в любую избранную сферу деятельности, что в целом и обеспечивает общественный прогресс.
Именно поэтому таяние художественной составляющей в образовании старшеклассников — именно в том возрасте, когда идет процесс мировоззренческого самоопределения юношей и девушек, — вызывает серьезную тревогу.
Вечные истины
Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной российской профильной школе. Вызывая сильное переживание, они просвещают растущего человека и изменяют все его существо, формируют представление об эстетическом идеале как основе творчества и критериях оценки прекрасногов искусстве и жизни. Но эти ценности необходимы еще и для того, чтобы раскрыть творческий потенциал школьника, дать «пространство для полета» его мыслей и воображения, создать атмосферу рождения нового, поощрить оригинальность мышления для личностного и общественного самоопределения. А в итоге — образовать Человека как такового.
Хотелось бы оспорить мнение, бытующее на различных уровнях системы образования, о якобы второстепенной роли искусства и культуры в жизни современной школы и их месте лишь в учреждениях дополнительного образования. Для примера можно коснуться значения искусства в плане коммуникации, понимаемой как общение с миром культуры и с другими людьми. Это общение, в ходе которого растущий человек не только узнает о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учится бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.
Общеизвестно, что искусство является универсальной и необычайно мощной коммуникативной системой. Оно обладает удивительным свойством — фокусировать всеобщие человеческие ценности, особым образом отражая многогранность жизни в художественных произведениях.
На протяжении тысячелетий исторического развития цивилизации сформировался «идеализированный язык эмоций», язык «всех и каждого», помогающий людям понимать духовно-нравственные стороны человеческого бытия, постигать разнообразные проявления эстетического в окружающем мире, устанавливать межкультурные контакты. Каждое новое поколение, заново открывая для себя мир во всем его духовном богатстве, выбирая и определяя свое будущее, получает возможность освоения универсального способа общения через искусство.
Непроизнесенный педагогический потенциал
В Концепции модернизации воспитание выделено как приоритет образования, а «воздействие искусством» на эмоционально-духовную сферу личности растущего человека трудно переоценить. Такое влияние искусства обусловлено его смыслом — воспроизведением окружающего мира в художественных образах. Именно художественный образ, многоплановый и ассоциативный, помогает раскрыть явления действительности в их глубине и целостности, разнообразии и взаимосвязи между собой, драматических столкновениях и гармонии.
Общеизвестно, что художественный образ имеет еще одну характерную особенность — разомкнутые границы воздействия на человека, потому что за сказанным в слове, пластике, ритме, интонации, цвете, остается непроизнесенное. И в этой недоговоренности заключается сильнейший источник глубоких истинно человеческих размышлений, духовных и эмоциональных переживаний, что и порождает эстетическое отношение к действительности, тонкое восприятие красоты, столь необходимое каждому поколению для достойного существования и дальнейшего процветания.
Хочется верить, что образовательная творческая сила научного коллектива разработчиков государственных стандартов школьного образования второго поколения не оставит без должного внимания огромный педагогический потенциал культуры и искусства.