Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

П р о ф и л ь н о е   о б у ч е н и е

Юрий СОЛОДОВНИКОВ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русистики
и сравнительного культуроведения

Кубанского государственного университета

Место в пространстве

 

Появление в образовательном пространстве средней школы нового учебного предмета под названием «Мировая художественная культура» было счастливым «изобретением». Существуя без малого уже около полувека, этот предмет все еще не перестает быть причиной вспыхивающих время от времени острейших дискуссий. И по-прежнему многое остается непроясненным.

Шесть лет из одиннадцати

Как известно, еще в 60-е гг. прошлого века композитор Д.Б. Кабалевский, художник Б.М. Неменский и историк Л.М. Предтеченская начали работу по обновлению содержания гуманитарного образования. Опираясь на мировой опыт, в котором отразилась еще в античные времена осознававшаяся важность художественного творчества и его воздействия на человека, они ввели в систему школьных дисциплин специальную область гуманитарного знания, которую назвали «Образовательная область «Искусство». Классическими предметами этой области стали «Музыка», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Мировая художественная культура».

Согласно вариативным учебным планам, предложенным Минобразования РФ, «Мировая художественная культура» как школьная дисциплина может существовать в «трех вариантах бытия» образовательного пространства школы — факультатив (средняя (неполная) школа), базовый предмет (средняя (полная) школа), профильный базовый предмет (полная средняя профильная школа). В каждом из этих трех вариантов полнота предмета определяется количеством учебных часов.

Факультатив

1 ч/нед.

Базовый компонент
1 ч/нед.

Профильный базовый компонент 3 ч/нед.

6 класс = 34 уч. недели

10 класс = 34 уч. недели

10 класс = 34 уч. недели

7 класс = 34 уч. недели

11 класс = 34 уч. недели

11 класс = 34 уч. недели

8 класс = 34 уч. недели

 

 

9 класс = 34 уч. недели

 

 

Всего: 136 часов

Всего: 68 часов

Всего: 204 часа

Если проанализировать повторяемость названия предмета в предлагаемом планировании, то окажется, что из одиннадцати обязательных лет обучения «Мировая художественная культура» занимает прочные позиции на протяжении целых шести лет. Причем согласно индивидуальным учебным планам общеобразовательных учреждений ученик может войти в пространство мировой художественной культуры начиная с шестого класса. Таким образом, «Мировая художественная культура» как учебный предмет достаточно активно заполняет образовательное пространство среднего и старшего звена полной средней школы.

Неустойчивость и неопределенность

Однако все три позиции, предлагаемые Минобразования РФ общеобразовательным учреждениям в качестве примера для индивидуального планирования, при рассмотрении каждого из них оказываются достаточно уязвимыми.

Как показывает практика, наиболее неопределенной оказывается позиция факультатива для неполной средней школы. Во-первых, факультатив по названному предмету может быть, а может и вообще не иметь места. Во-вторых, даже если названный факультатив где-то и существует, то его «личное пространство» сужено до предела и чаще всего ограничено только одним годом обучения. В-третьих, даже если и согласиться с предложенным одногодичным факультативом, то и здесь он не находит устойчивого места. Его могут ввести в любом из четырех классов среднего звена, но, как правило (и это широко распространенная практика), одногодичный факультатив по предмету «Мировая художественная культура» вводится лишь в 8-м классе.

Базовый компонент (в обоих его вариантах), предложенный для старшего звена полной средней школы, так же неопределенен и так же неустойчив.

Если базовый компонент опирается на факультатив, то в этом случае, согласно циклическому принципу, преподавание предмета на базовом уровне должно быть углублено и расширено. Этому вполне может соответствовать связка «Мировая художественная культура» как факультатив (один год преподавания в среднем звене) и «Мировая художественная культура» как базовый элемент (в старших классах). Тогда 34 учебных часа первичного погружения в «Мировую художественную культуру» получат углубленное продолжение в 68 учебных часах в старших классах. Возможен и другой вариант: четырехгодичный факультатив среднего звена (136 учебных часов) и профильный базовый элемент (204 учебных часа). И в том и в другом случае образовательное время «Мировой художественной культуры» на базовом уровне значительно увеличивается по сравнению с факультативом.

Но в случае полного отсутствия факультатива по предмету «Мировая художественная культура» в среднем звене, и на базовом, и на профильном уровне учащимся придется начинать знакомство с этим предметом практически с нуля. И тогда получится, что образовательное время предмета на базовом уровне сведено к минимуму, и лишь как профильный элемент этот предмет получает максимум учебного времени.

Из этого предварительного анализа приведенной выше таблицы с неизбежностью следует довольно пессимистический вывод — положение учебного предмета «Мировая художественная культура» в образовательном пространстве все еще неустойчиво. Пока юридическая основа предмета — учебное время и место в учебном плане — не станет законом, предмет «Мировая художественная культура» будет по-прежнему лишен необходимой ему стабильности.

Взаимотношения предметов

Классические предметы образовательной области «Искусство» — «Музыка», «Изобразительное искусство и художественный труд», «Мировая художественная культура», существуя совместно, долгое время развивались независимо друг от друга в русле педагогических идей их авторов.

Но если Д.Б. Кабалевский и Б.М. Неменский, создавая авторские программы, оставались в строгих границах своих «специальностей», выделив в них преимущественно творческое начало, то Л.М. Предтеченская, соединив в одно целое три области культуры — литературу, музыку, изобразительное искусство, сознательно ограничилась рамками исторического знания. При таком подходе творческое начало неизбежно заменялось социальным аспектом.

Кроме того, почти сразу же на автора посыпались упреки предметников — литераторов, музыкантов, учителей изобразительного искусства и даже историков, в учебных программах которых знакомство с явлениями культуры изучаемых исторических эпох является обязательным.

Приходится признать, что, несмотря на популярность термина «образовательное пространство», его на самом деле не существует. Ведь совершенно очевидно, что образовательное пространство образуют не предметы, разбитые на образовательные области, а их сосуществование в едином историческом континууме. Иначе говоря, если на уроках истории в данном классе изучают Древний мир, то и гуманитарные предметы в этом классе должны быть увязаны именно с Древним миром — мифология (литература), изобразительное искусство (живопись, архитектура), музыка (свидетельства древних о ней). Тогда, например, у историка, рассказывающего ученикам о Древней Греции, не будет острой необходимости рассказывать о греческой мифологии и Парфеноне, так как эти сведения ученик получит на других уроках.

Такого единства и такой взаимосвязи между предметами нет даже в такой образовательной области, как «Искусство».

На новом уровне целостности

Учебный предмет «Мировая художественная культура» традиционно включает три вида искусства — литературу, музыку, изобразительное искусство. Значит, содержание этого предмета неизбежно должно повторять содержание традиционных предметов. Но чтобы сделать его инструментом формирования «мыслящего мировоззрения» (А. Швейцер), чтобы выйти на иной, более высокий уровень, чтобы обобщить и переосмыслить ранее полученные знания, необходимо найти такой методологический подход, который бы сделал «Мировую художественную культуру» действительно новым, развивающим и самостоятельным предметом.

Благородное стремление расширить образовательную базу учащегося было актуальным для содержания образования второй половины XX в. Тогда казалось, что насыщение образовательного пространства фактологическим знанием и есть создание или формирование культурологической базы будущей личности. Развитие информационных технологий (компьютеризация) в начале XXI в. показало, что «информация о факте» стала вполне доступной и легко получаемой. Методологические подходы прошлого века к дидактической организации знания на страницах учебных программ и школьного учебника всегда строились именно на количестве фактов. Однако простое запоминание факта еще не создает образовательную компетентность обучающихся, не воспитывает в них потребность к непрерывному самообразованию, не формирует способность к самостоятельной творческой и созидательной деятельности.

Согласно современной концепции модернизации школьного образования необходимо устранить перегруженность предмета, сделав акцент на самостоятельной работе. Применительно к предмету «Мировая художественная культура» это означает, что артефакт, изложенный на страницах учебника, — всего лишь повод для самостоятельного анализа и размышлений.

Именно эта позиция и находит отражение в концепции школьного образования, принятой Министерством образования и науки РФ в начале XXI в., рассматривающей «Мировую художественную культуру» как самостоятельный и независимый предмет, который на новой спирали образования не только обобщает знания, полученные на уроках музыки, изобразительного искусства и литературы в начальной и средней (неполной) школе, но и создает на их основе целостную картину мира. Таким образом, перевод «Мировой художественной культуры» как обязательного предмета в старшее звено (полной) общеобразовательной и профильной средней школы (10–11-е классы) является вполне логичным и целесообразным.