Человек познающий
По моему глубокому убеждению, предмет, имеющий стандартное, но достаточно безликое название «Мировая художественная культура», обязательно должен иметь подзаголовок, отражающий авторскую позицию, авторское видение, авторскую методологию в организации знания на страницах создаваемого учебника. Именно в этом заключается его вариативность, его многогранность и его значимость.
Если просмотреть и обобщить все сделанное автором этой статьи в названной области, то окажется, что уже вполне зримо и осязаемо проступают контуры инновационного учебно-методического комплекта, в который входят:
- учебная программа предмета «Мировая художественная культура», с принадлежащей автору частью «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения»;
- четыре книги учебника «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» для 6, 7, 8, 9-х классов, охватывающие практически всю ее историю и всю ее основную культурологическую базу;
- четыре части методического пособия к этим учебникам.
Создавая свой учебно-методический комплект предмета «Мировая художественная культура», я рассматриваю его не как историческое перечислению артефактов художественной культуры, а как зафиксированный средствами искусства результат процесса познания основ бытия, процесс вечного поиска ответа на всеобщий вопрос о смысле жизни, процесс неустанного созидания образа мира в себе. С этой точки зрения важен не факт, а человек, объективировавший себя в этом факте. Именно поэтому все мои учебники имеют обязательный подзаголовок — «ЧЕЛОВЕК В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ». Таким образом, не мировые шедевры, а человек в них и является главным стержнем, главной мыслью, главным кровеносным сосудом, который пронизывает весь учебный материал.
Теоретико-методологической базой созданного учебно-методического комплекта стала «Историко-типологическая модель учебного предмета «Мировая художественная культура» и разработанные на ее основе дидактические принципы организации учебного материала, которые кратко можно сформулировать следующим образом:
- Принцип историко-типологического единства (Древний мир);
- Принцип территориально-мировоззренческого единства (Средние века);
- Принцип рационально-эстетического единства метода и стиля (Новое время);
- Принцип субъектно-объектного единства мировой художественной культуры (Новейшее время).
Историко-типологическая модель учебного предмета «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» и дидактические принципы организации знания должны быть реализованы содержательно. Следовательно, неизбежно возникают проблемы отбора необходимого материала и его логических взаимосвязей в тексте учебника, которые можно разделить на четыре блока или уровня.
Первый уровень взаимосвязей — историко-типологический, осуществляемый между культурами, эпохами, искусствами и внутри отдельных искусств. Это означает, что хронологически удаленные цивилизации, например такие, как древнеегипетская, цивилизация инков, майя, ацтеков и даже, условно говоря, цивилизация древних славянских племен, имеют общие типологические признаки: многобожие, жертвоприношения, способы захоронения. Подобные взаимосвязи прослеживаются и в области искусства. Например, особенности художественных процессов европейского Возрождения и изменения, происходившие в искусстве России XVII в., при явном хронологическом несовпадении имеют ярко выраженную типологическую общность, так как в том и другом случае произошло качественное изменение в мировоззрении эпохи и в обновлении художественно-образного мышления.
Второй уровень взаимосвязей — социологический, осуществляемый между идеями и эпохами, искусством и эпохой, идеями и искусством. Например, такая архитектурная форма, как пирамида, имеется почти во всех древнейших цивилизациях, начиная от Египта и кончая пирамидами ацтеков. Главный ее признак — многоступенчатость, которая в зависимости от социокультурных условий может приобретать разные смыслы и наполняться новым содержанием. Многоступенчатость как знак, как образ тесно связана с идеей восхождения. В других социокультурных условиях идея восхождения как физического движения перерастает или трансформируется в идею нравственную, в идею самоусовершенствования, в идею восхождения к Богу. В XX в. идея лестницы как физического движения и как восхождения нравственного, как дань памяти реализована в мемориальных комплексах, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Третий уровень взаимосвязей — мировоззренческий, осуществляемый между художественной культурой и естественно-математическими науками, вытекающий из потребностей времени, уровня его научного познания, восприятия картины мира и человека, воплощенных в произведениях искусства.
Четвертый уровень взаимосвязей — семиотический, осуществляемый через трансформацию героя и образа, через трансформацию знака, через изменение художественно-образных средств. Этот уровень наиболее сложен, так как знаковая система художественной культуры складывается из языка искусства, его символики, трактовки времени и пространства, характера мышления в ту или иную эпоху. Например, несомненна связь между художественными «видениями» И. Босха и сюрреализмом С. Дали. Кроме того, можно наблюдать, что один и тот же сюжет, один и тот же образ, переходящий из одной культуры в другую, интерпретируемый языком другой эпохи, приобретает значение всеобщности, объединяющей художественную культуру в единое целое.
В заключение необходимо отметить еще три особенности выстраиваемого предмета, которые вытекают из способа его бытования в образовательном пространстве.
Первая особенность предмета. Новый вариант учебника «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» построен так, чтобы с наибольшей полнотой и одновременно с наибольшей краткостью доказать, что в МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ через все формы искусства ЧЕЛОВЕК познает и мир, в котором он живет, и самого себя, живущего в этом мире.
Вторая особенность предмета. Распределение материала, связанное с генезисом историко-типологических и культурно-логических связей, определяет постепенную «европеизацию» содержания, изложенного в учебниках «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» в виде некой закономерности движения от совокупности локальных очагов культуры, составляющих социологический фундамент мировой художественной культуры, к культуре, понимаемой как единство художественно-образного мышления.
Третья особенность предмета. Явно просматривающаяся визуализация предмета означает преобладание изобразительного искусства как наиболее яркого способа материального воплощения художественной картины мира, в которой закреплены итоги познания.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Условия реализации концепции
Создавая свой учебно-методический комплект, автор конечно же исходил из специфики предмета и возможности отбираемого материала раскрыть содержание предмета. Поэтому достаточно полная реализация авторской концепции на страницах учебника «Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре» возможна только при соблюдении следующих условий:
- Сохранение в качестве содержательного основания предмета эстетической триады «слово — звук — цвет», что означает существование в его образовательном пространстве литературы, музыки, изобразительного искусства.
- Выделение в качестве дидактической организации знания данного типа культуры не только ее «главной идеи», но и «главного артефакта эпохи» (изобразительное искусство, литература, музыка), в котором эти идеи нашли адекватное отражение.
- Выявление взаимосвязей артефактов художественной культуры, участвующих в создании художественной картины мира (синтез искусств) как в родственной им социокультурной среде, так и в последующих культурах (вечные темы, идеи, сюжеты).
Таким образом, учебный предмет «Мировая художественная культура» как необходимая составляющая образовательного пространства средней (полной) школы должен выполнять следующие задачи:
- Опора на ранее полученные знания в гуманитарной области (история, литература, искусство, музыка);
- Организация условий длясистематической самостоятельной образовательно-исследовательской работы (дополнительные задания с выходом в смежные области гуманитарного знания);
- Соединение исторического принципа с элементами культурологии и эстетики (художественная картина мира).
Для удобства восприятия и большей предметности наших размышлений вновь предложим некую обобщенную схему, в которой графическими средствами попробуем выразить суть понятия «образовательное пространство» и то, в каких отношениях состоит «Мировая художественная культура» с теми предметами, которые по своей сути и должны наполнить это образовательное пространство.
В качестве приглашения к дискуссии автор предлагает вариант построения учебного материала по базовому предмету «Мировая художественная культура» для 10-го класса из расчета 1 час в неделю.
Вариант построения учебного материала
Человек в мировой художественной культуре
История познания и самопознания
10 класс
Часть первая
Что есть мир?
или О том, как был поставлен первый главный вопрос эпохи
Раздел первый. Жизнь вместе с природой
§ 1. Путешествие в страну мегалитов. Стонхендж (первобытное)
§ 2. Река и солнце (Египет. Месопотамия)
§ 3. Горы и море (Древняя Греция)
Итоги раздела: Древнейшие цивилизации как тип культуры
Раздел второй. Храм и космос
§ 4. Гелиопольская девятка (мифология и храм Древнего Египта)
§ 5. Поэзия мифа и правда истории (мифология и храм Древней Греции)
§ 6. Восхождение к солнцу (пирамида ацтеков)
Итоги раздела: Картина мира в структуре храма
Раздел третий. В поисках бессмертия
§ 7. Жизнь после смерти (Египет)
§ 8. Царство мрачного Аида (Греция)
§ 9. Эпос о Гильгамеше (Месопотамия)
Итоги раздела: Мировое древо
Раздел четвертый. Боги — Герои — Человек
§ 10. Эпос Гомера
§ 11. В поисках идеала (человек в искусстве Древней Греции)
§ 12. Римский феномен (человек в искусстве Древнего Рима)
Итоги раздела: Конец древнего мира
Часть вторая
В чем смысл жизни?
или О том, как был поставлен второй главный вопрос эпохи
Раздел первый. Колесо бытия
§ 1. Начало всех начал (типология культуры Индии, Китая, Японии)
§ 2. Жизнь и учение царевича Гаутамы (возникновение буддизма)
§ 3. Учители жизни (Лао Цзы. Конфуций)
§ 4. Запретный город (древний и средневековый Пекин)
§ 5. Рукотворная вселенная (живопись, поэзия, буддийский сад)
Итоги раздела: Буддизм в культуре Передней и южной Азии
Раздел второй. В поисках истинного Бога
§ 6. Тайны римских катакомб (возникновение христианства)
§ 7. Преодоление тяжести (романская и готическая архитектура)
§ 8. Гармония пространства (художественный образ православного храма, русский
иконостас)
§ 9. Духовное делание (древнерусская икона и ее мастера)
§ 10. Последний пророк Аллаха (ислам)
Итог раздела: Мировые религии в культуре Запада и Востока
Раздел третий. Величайший переворот
§ 11. Последний поэт Средневековья (космос Данте)
§ 12. История, рассказанная во времени (фрески Джотто)
§ 13. Прорыв в действительность (Гентский алтарь)
§ 14. Sacra conversatione (Сикстинская капелла в Ватикане)
§ 15. Борьба за разум (гуманисты Возрождения)
Итог раздела: Портрет эпохи