Профильное обучение в образовательной области «Искусство» должно помогать формированию художественной культуры личности как части общей духовой культуры, приобретению необходимых знаний, умений, навыков, способов художественной деятельности, универсальных по своему содержанию и необходимых учащимся в процессе их дальнейшего профессионального самоопределения.
Содержание профильной подготовки в этой образовательной области должно быть комплексным по своей природе, объединять различные учебные базовые предметы (музыка, изобразительное искусство, МХК), программы дополнительного образования, факультативы, элективные курсы, внеаудиторные формы общения с культурой и искусством.
В процессе поиска
Подготовка педагогического коллектива к профильному обучению предполагает: создание образовательной карты города, региона, информационного сайта образовательного учреждения; разработку диагностических материалов для учащихся и родителей (выявление их художественных интересов, эстетических предпочтений, вкусов, профессиональных установок); проектирование индивидуального образовательного «маршрута» для каждого обучающегося на основе результатов мониторинга; определение содержания портфолио – портфеля достижений учащегося (разделы портфолио, способы сбора и комплектации материалов, определение его значимости в ситуации выбора профессии; содержание портфолио как фактор формирования образовательного рейтинга); анализ содержания и технологий урочных и внеурочных форм художественно-эстетической деятельности старшеклассников (в том числе и элективных курсов по выбору).
Как показывает практика, в регионах существует ограниченное количество общеобразовательных школ с углубленным изучением искусства, а также учреждений дополнительного образования типа детских школ искусств. Именно эти образовательные учреждения и пытаются сегодня выстроить систему предпрофильной подготовки и профильного обучения. Возможно, что одним из путей распространения идеи профильного обучения в образовательной области «Искусство» может стать идея создания профильных центров, на базе которых будут решаться вопросы профориентации старшеклассников, чьи интересы лежат в области культуры и искусства (такого рода эксперимент проводится в гимназии «Тарасовка» Московской области, директор Ф.Г. Челенгир). Понятно, что для эффективного внедрения художественно-эстетического профиля придется решать немало юридических, финансовых и организационных вопросов. Главное — совместными усилиями создать и апробировать разнообразные вариативные модели профильного обучения.
Особое место в профильном обучении должна занять проектная деятельность учащихся. Этапедагогическая технология ориентирована на приобретение старшеклассниками новых знаний путем самообразования, на активизацию познавательной деятельности, развитие креативного мышления, исследовательских умений и навыков, на общение в коллективе, формирование личностных качеств. Важно также выявить культурологическую и межпредметную направленность исследовательских проектов школьников, определить роль учащихся и учителя в подготовке и защите проекта, сочетать коллективные творческие дела с индивидуальным участием старшеклассников в проекте, разработать критерии его эффективности.
В процессе профильного обучения рекомендуется обращаться к экскурсионно-туристической и музейной деятельности старшеклассников, вычленяя и региональный компонент. Это потребует планомерной работы по соотнесению этапов изучения художественно-исторических достопримечательностей региона с содержанием профильного обучения. Перспективным может быть использование «Листков активности» для учащихся как формы контроля за музейно-экскурсионной работой.
Хотелось бы остановиться на содержании элективных курсов и других форм изучения музыкального искусства в профильной школе.
Музыка мира
Предполагается, с учетом остроты проблемы межнациональных отношений в обществе, создать элективный курс «Музыка мира: диалог культур», в котором будут выделены четыре пласта культуры мира: фольклор (аутентичный и стилизованный), искусство религиозной традиции, классическое наследие, современная музыка (академическая и популярная). Согласно делению «карты мира» на несколько территориальных зон, принятому ЮНЕСКО, в структуре программы будет выделена музыкальная культура следующих регионов: европейского (с блоком «Русская музыкальная культура»), арабо-мусульманского, азиатского, африканского, индийского, Северной и Латинской Америки.
Содержание элективного курса предполагается объединить в три блока: «ближний» – русская музыкальная культура и культура стран, соседствующих с Россией; «средний» – западноевропейское музыкальное искусство в его связях с русской музыкой; «дальний» – музыкальная культура внеевропейских цивилизаций.
Основополагающими критериями для отбора материала в программу курса должны стать: его художественная ценность; широта охвата историко-культурных ценностей региона; универсальность жизненного содержания, воплощенного в музыкальных образах; педагогическая целесообразность (адекватность его особенностям музыкального восприятия старшеклассников); современность звучания сочинений народного и композиторского творчества.
Эта программа нацелена на расширение границ исторического сознания старшеклассников, развитие чувства сопричастности с музыкальной культурой других стран и народов мира, формирование толерантного отношения к художественному сознанию, языку выражения мыслей, чувств, переживаний других людей («Я и другой»). Интеграция искусств поможет формированию прочных представлений учащихся о жизненном содержании, образном строе, жанрах, стилях, языке, художественных направлениях искусства разных стран прошлого и настоящего времени. Только во взаимосвязях музыкального искусства с другими формами художественной деятельности людей из разных регионов мира можно решить задачу приобщения школьников к разноликой и многогранной культуре других народов.
Подтверждением этого могут быть слова академика Д.С. Лихачева: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответы на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины».
Современная музыка
Не менее востребованным среди старшеклассников может стать элективный курс «Современная музыка: проблемы, поиски, находки» (36 часов). Изучение данного курса подразумевает самостоятельность и активную деятельность учащихся, опору на их индивидуальный жизненно-музыкальный опыт. Цель курса: актуализация предшествующих музыкальных впечатлений школьников; разрушение стереотипов музыкального мышления относительно преобладания в современной жизни поп- и рок-музыки, знакомство с особенностями академической и популярной музыки на основе выявления сходных и различных черт, особенностей бытования в обществе.
-
В этот курс предполагается включить следующие темы:
-
Что значит современность в музыке? Музыка «серьезная» и «легкая».
-
Особенности развития академической музыки XX – XXI вв.
-
Тенденции развития современной популярной музыки разных направлений, жанров и стилей.
-
Функции музыки в театре, кино, на телевидении.
-
Компьютерная музыка – господство разума или чувства?
-
«Вторая жизнь» классических произведений (классика в современной обработке).
-
Кумиры и звезды современного шоу-бизнеса.
Завершением изучения этого элективного курса может стать исследовательский проект на тему: «Вечные темы искусства и жизни в современной музыке».
Семейная филармония
Система воспитательной работы образовательного учреждения может также органично включиться в процесс профильного обучения. Одной из форм внеурочной деятельности старшеклассников может стать проект «Семейная филармония культуры и искусства».Деятельность филармонии должна быть направлена на организацию семейного досуга учащихся и их родителей, формирование позитивного отношения семьи к концертно-просветительской деятельности учащихся.
Задачи проекта: развитие эстетических потребностей семьи; актуализация концертно-исполнительского опыта учащихся, направленного на пропаганду музыкального искусства силами педагогов школы и учащихся; стимуляция самостоятельной деятельности учащихся; развитие познавательно-просветительских интересов школьников; повышение мотивации учебной деятельности.
Заметим, что к реализации этой идеи целесообразно привлекать не только старшеклассников (учитывая большой объем их учебной нагрузки), но и учителей-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования – руководителей различных студий, кружков художественно-эстетической направленности, учащихся младшего и среднего возраста, родителей. Старшеклассники должны стать в этом проекте генераторами определенной идеи, ее разработчиками и организаторами. Эти обязанности в определенной степени усилят их ответственность за подготовку общешкольных мероприятий, будут способствовать развитию коммуникативных качеств личности, приобретению социальных компетенций.
В процессе создания театрально-музыкальных программ и композиций, которые могут составлять основу цикла встреч для учащихся, родителей и педагогов, формируются представления о социальной роли музыки в жизни человека, ее духовно-нравственных идеалах, основных жанрах музыкального искусства и этапах их исторического развития, происходит знакомство с музыкальными инструментами, выдающимися исполнителями, с особенностями создания музыкальных образов.
Реализация проекта «Семейная филармония культуры и искусства» подразумевает:
-
подготовку в исполнительских классах и художественных коллективах концертно-просветительских программ, направленных на знакомство семьи с основными направлениями развития музыкального искусства – фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классического наследия, современная (академическая и популярная) музыка;
-
расширение информационного поля учебных предметов художественно-эстетической направленности в целях актуализации музыкально-исполнительского опыта школьников на основе интеграции различных видов художественной деятельности;
-
приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной деятельности, их реализация в содержании филармонических встреч;
-
развитие коммуникативных умений учащихся на основе создания атмосферы концертного зала, спектакля, значимого художественного явления, направленных на расширение эстетических потребностей семьи.
В процессе подготовки встреч в семейной филармонии интегрируются различные области художественно-эстетической деятельности, которыми занимаются школьники. Учащийся может выступать в роли: сценариста (разработка содержания отдельных блоков программы, подбор информационных текстов, литературного ряда, вопросов и заданий творческого характера для слушателей филармонии – учащихся и родителей), исполнителя (индивидуальные, групповые и коллективные формы музицирования, чтецы, конферанс и пр.), художника-оформителя (эмблема концерта, афиша, билеты, программа, зрительный ряд, световые эффекты, элементы декораций и др.), костюмера (изготовление элементов костюмов), звукорежиссера (отбор звукового материала, его монтаж, распределение в контексте концерта-представления), журналиста, репортера (интервьюирование сверстников, родителей, педагогов, гостей; видео- и фотосъемка объектов, создание web-презентаций материала, газеты, бюллетеня).
Концертно-просветительская работа призвана активизировать исполнительскую деятельность педагогов школы, способствовать развитию творческих взаимоотношений между преподавателями и учащимися, укреплять связи семьи и школы.
Проект «Семейная филармония культуры и искусства» имеет ярко выраженную культурологическую направленность, которая позволяет в процессе концертно-просветительской деятельности не только раскрывать духовно-нравственный потенциал разнообразных явлений культуры и искусства, но и формировать эстетический вкус, эстетические потребности, эстетические взгляды и оценки школьников. Встречи учащихся, педагогов школы, родителей помогут создать благоприятную почву для формирования культурного образа жизни школы, семьи, стимулировать развитие потребности в посещении концертов, выставок, спектаклей, музеев. (Возможные темы проекта приведены в Приложении 3.)
С помощью информационных технологий
В процессе профильного обучения важно активно использовать цифровые образовательные ресурсы и мультимедийные технологии. Потенциал информационных технологий направлен на формирование практических умений и навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами, к которым относятся познавательные компьютерные программы, Интернет, а также учебники на электронных носителях.
В процессе освоения компьютерных технологий актуализируется опыт старшеклассников по нахождению и переработке информации в разных источниках; «переводу» визуальной информации в вербальную и наоборот; установлению ассоциативно-образных связей между информационными сообщениями; «прочтению» смысла художественных произведений, не раскрытого в определенной информационной форме; творческому моделированию ситуаций, художественной среды, процесса развития; критическому восприятию и оценке информационного потока с выделением в нем личностно значимых элементов.
Интерес учащихся старших классов к информационным технологиям, к интернет-ресурсам можно поддержать, разработав ряд элективных курсов практико-ориентированной направленности для тех, кто хорошо владеет персональным компьютером. Так, в элективном курсе «Обработка и редактирование музыкального звука» (6 часов) следует познакомить старшеклассников с понятием «электронные музыкальные средства», представить особенности программ для создания и редактирования звука ( Wave Lab 5 b ; Finale 00.5; Cubase 3; аудио-редактор Sound Forge ; технология работы с нотными редакторами Sibelius , Finale ), обучить работе с MIDI -клавиатурой.
При изучении элективного курса «Работа над музыкальной фонограммой» (6 часов) учащимся даются понятия о звуке, его природе, о возможностях оцифровки звука, о синтезе звука. Происходит знакомство с программами секвенсорами Cubase и Cakewalk, а также программами цифровой обработки звука (Sound Forge, Awave); цифровой звукозаписи и монтажа (CoolEdit, Wavelab). Учащиеся осваивают основы аранжировки на персональном компьютере, методику создания «минусовок» и «плюсовок», особенности редактирования фонограмм.
Элективный курс «Создание мультимедиа-презентаций в редакторе Microsoft Offis Power Point » (6 часов) дает возможность познакомить старшеклассников с планированием сценария презентации, определением параметров поиска различных составляющих – текстовых, звуковых, зрительных и др. в Интернете, сканированием материалов и введением их в содержание мультимедийного проекта, составлением дополнительных заметок к слайдам презентации, применением шаблонов оформления, световых схем, эффектов анимации и др.
Интересным для учащихся профильной школы может стать и элективный курс «Технология создания музыкального видеоклипа» (6 часов). В процессе обучения преподавателю необходимо п оследовательно изложить технику создания фонограмм, принципы моделирования графических объектов и их анимации, основы трехмерной графики и анимации, подробно рассмотреть заключительный этап создания готового клипа – совмещение видеоряда и фонограммы. Завершиться изучение данного курса может презентацией анимационных клипов, созданных самими учащимися под руководством педагога.
При наличии в школе или учреждении дополнительного образования специалистов по компьютерным технологиям можно предлагать разнообразные наборы элективных курсов, например: «Основы игры на синтезаторе», «Познавательные возможности музыкально-компьютерных программ», «Интернет на уроке музыки (изобразительное искусство, МХК) и во внеурочной художественно-эстетической деятельности» и др. Количество часов на эти курсы определяет каждое образовательное учреждение исходя из своих возможностей.
Хотелось бы рекомендовать учителям и педагогам дополнительного образования при разработке различных форм профильной подготовки направить свое внимание на создание персональных сертификатов для обучающихся, которые могут фиксировать успешность освоения того или иного элективного курса, участия в воспитательных мероприятиях, внешкольных событиях. Эти сертификаты станут составной частью портфолио старшеклассников.
Завершить статью хочется словами музыкального критика А.Н. Серова: «Музыка – это в звуках выраженная жизнь души». Пусть это высказывание будет одухотворять работу педагогов-музыкантов, направленную на создание содержания музыкального образования для профильной школы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методологической основой разработки содержания и технологий профильного обучения в образовательной области «Искусство» может стать философская концепция развития личности А.Г. Спиркина – известного отечественного ученого-философа. В основу этой концепции положена идея становления и развития универсальных способностей личности:
а) способности индивида к концептуальному образному мышлению, то есть целостному видению мира сквозь призму самореализации;
б) способности к «сопереживанию» общему благу, деятельностное «сочувствование» природе, человеку, обществу;
в) способности воплощения целостного представления о мире в осмысленной творческой деятельности.
Приложение 2
Содержание элективных курсов предполагается выстраивать на следующих принципах:
– познание нравственно-эстетических ценностей музыки прошлого и настоящего времени через образ человека и окружающей его действительности;
– понимание закономерностей музыкального искусства: жанры, интонационная природа, стиль (исторический, национальный, индивидуальный), музыкальный язык, своеобразие музыкальных образов в контексте художественной картины мира; специфика основных видов музыкальной деятельности (композитор–исполнитель–слушатель), взаимодействие народной и профессиональной музыки, особенности интеграции искусств в разнообразных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, мюзикл, киномузыка, музыка к драматическим спектаклям, компьютерная музыка и др.), традиции и новаторство в музыкальном искусстве, особенности исполнительской интерпретации; влияние классического наследия на развитие современной музыки и др.;
– широкое использование интеграции музыки с различными искусствами – литературой (проза и поэзия), изобразительным искусством (живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, скульптура, графика и др.), театром, кино, современными массовыми зрелищами;
– овладение практическими умениями и способами творческой деятельности, направленными на формирование мотивации профессионального выбора;
– применение для усвоения содержания элективных курсов интерактивных методик обучения, которые имеют следующие характеристики: проблемность, адекватность деятельности природе искусства, диалоговый характер, взаимообучение, индивидуализация, исследование, эмоциональное воздействие;
– разработка критериев оценки художественно-эстетической деятельности школьников;
– сочетание внеурочных и внешкольных форм музыкально-эстетического образования (внутришкольные творческие объединения, клубы по интересам, фестивали искусств, конкурсы, марафоны, турниры знатоков искусства, а также посещение театров, выставок, музеев и пр.).
Приложение 3
Предлагаемые варианты тем для встреч в «Семейной филармонии культуры и искусства» нацелены на разнообразные формы участия в работе детей и родителей (составлено с учетом культурных возможностей Москвы).
- Классика на мобильных телефонах.
- Мир русского романса.
- Музыка в кино, театре, на телевидении.
- В мире музыкальных инструментов (от клавесина до синтезатора).
- Авторская песня: прошлое, настоящее, будущее.
- Музыкальный фольклор: от традиций к новациям.
- «Музы водят хоровод…»: музыка и литература.
- «Музы водят хоровод…»: музыка и изобразительное искусство.
- «Древний храм златой вершиной блещет»: музыка в храмовом синтезе искусств.
- Хоровое искусство: от григорианского хорала до рок-оперы.
- Путешествие в музыкальный театр: опера.
- Путешествие в музыкальный театр: балет.
- Путешествие в музыкальный театр: оперетта.
- Путешествие в музыкальный театр: мюзикл, рок-опера.
- В концертном зале: симфония, сюита, соната, инструментальный концерт.
- Москва музыкальная.
- Музыкальные адреса нашего города (района, региона).
- Памятные даты: к юбилеям известных отечественных и зарубежных композиторов, исполнителей.
- Государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (экскурсия).
- Государственный музей театрального искусства им. А.А. Бахрушина (экскурсия).
- Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Посещение концерта и Музея им. Н.Г. Рубинштейна, создателя консерватории.
- В мире музыкальных профессий: встречи с интересными людьми (с привлечением родителей).
- «Мама, папа и я – музыкальная семья!» (конкурс, КВН, музыкальный ринг).
- Популярные интерпретации шедевров музыкальной классики.