Статья опубликована при поддержке Интернет-проекта «Карта Знаний». В современном мире образование играет огромную роль в жизни человека, не говоря уже о высшем образовании предоставляемом ВУЗами. Любой человек хочет узнать больше об учреждении, в котором ему предстоит учиться, и здесь ему помогут дни отрытых дверей в ВУЗах. Дни отрытых дверей на www.kartaznaniy.ru помогут узнать всю необходмую информацию о любых ВУЗах Москвы и Московской области. Удобные сервисы помогут вам подобрать подходящий ВУЗ, репетиторские услуги и многое другое. Все это вы сможете найти на сайте www.KartaZnaniy.ru.
М. ФОМИНОВА,
кандидат педагогических наук, заведущая
кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО
Примеры реализации
Профильное обучение является важным
направлением в модернизации образования. Каждая
школа создает собственную оптимальную модель
организации профильного обучения и
предпрофильной подготовки. Главное — идет
процесс создания новой модели российской школы,
в которой должны органически соединиться новое
содержание образования, новые формы организации
образовательного процесса, новые
образовательные технологии, новые критерии
оценки качества образования, личностная
значимость и доступность содержания
образования, индивидуализация образовательного
процесса.
Опыт работы московских школ демонстрирует
устойчивый интерес к развитию вариативных форм
профильного художественно-эстетического
образования. Здесь представлен широкий спектр
профилизации в области музыкального,
художественного и театрального образования. Но
при этом ведущей задачей в этих образовательных
учреждениях остается прежде всего задача
художественно-эстетического развития личности
ребенка в процессе обучения.
Художественно-эстетическое профильное обучение
помогает учащимся раскрыть свой творческий
потенциал, обрести уверенность в своих силах,
пройти путь самоопределения и социализации в
активной творческой деятельности.
* * *
ЦО № 1637 г. Москвы, в течение ряда лет
разрабатывающий свою модель профильного
обучения, видит свою задачу прежде всего в
формировании у учащихся
художественно-эстетического типа мышления,
активизирующего процесс самоопределения в этой
сфере. Этому способствует целостная система мер
по созданию профориентационной
художественно-эстетической среды, позволяющая
учащимся раскрыть и развить свои способности к
художественному творчеству. За основу
профилизации взяты такие
практико-ориентированные направления, как
дизайн и реклама. В данном случае выбор профиля
связан прежде всего с изобразительным
искусством, освоение которого осуществляется в
центре на всех ступенях обучения.
Преемственность образовательных программ
дошкольного, начального, среднего и среднего
профессионального образования, реализуемых в
дошкольном отделении, школе и колледже
Международного института рекламы способствует
ранней профориентации и профессионализации
учащихся.
Многоступенчатость образовательных форм
позволяет педагогическому коллективу школы на
деле осуществить идеи опережающего и
поддерживающего образования в средней школе, что
имеет исключительное значение в условиях
сокращения срока обновления знаний. Это
достигается благодаря тому, что учащиеся в
процессе выполнения реальных художественных
проектов или изготовления рекламной продукции
находятся в постоянном творческом поиске,
обращаются за консультациями по самым
современным техникам и технологиям
изобразительного искусства как к
педагогам-консультантам, так и к современным
информационным источникам, изучают рынок
рекламных товаров и услуг.
В свою очередь такая организация обучения
требует от учителя необходимости всегда
находиться «в форме», словом и делом помогая
воспитанникам в художественно-эстетическом
освоении мира, выработке профессиональных
навыков.
Совместная проектная деятельность учителей и
учащихся была отмечена дипломами Департамента
образования г. Москвы, всероссийских конкурсов
«Школа года». Модель профильного обучения была
представлена во Всероссийском выставочном
центре в рамках выставки «Образование третьего
тысячелетия».
Схему реализации такой модели можно
представить в следующем виде:
Профильные классы,
функционирующие в системе «школа–вуз»
Классы
(группы) углубленного изучения профильных
предметов
Профильные группы,
использующие индивидуальный учебный план
10–11-е классы
Профильные классы
Гуманитарный профиль
художественной направленности
Технологический
профиль, направление — дизайн
Социально-экономический
профиль, направление — реклама
Осуществление профильного
обучения идет посредством:
— реализации
общего учебного плана школы с углубленным
изучением предметов
художественно-эстетического цикла;
— предпрофессиональной ориентации учащихся в
рамках профиля;
— прикладного характера общего художественного
образования
9-е классы
Предпрофильные классы
Введение элементов
дифференциации образования в соответствии с
самоопределением учащихся направлено на:
— изменение содержания образования;
— введение в учебный план профильных дисциплин;
— организацию проектно-исследовательской
деятельности в рамках профильного обучения
7–8-е классы
Профориентационные
классы
Создание условий для
самоопределения в соответствии с профилями
включает в себя:
— сохранение единого
учебного плана;
— усиление индивидуальной работы учителей с
детьми (педагогика поддержки) для продвижения
детских инициатив;
— внеурочная работа через реализацию
дополнительного образования учащихся;
— психолого-педагогическая поддержка для
самоопределения учащихся
5–6-е классы;
1–4-е классы (начальная школа)
Формирование
базовой художественно-эстетической культуры
Дошкольное
отделение
Проявление и
развитие способностей художественного освоения
мира
Реализация модели требует гибкого учебного
плана, учитывающего направления профилей.
Художественно-эстетический
профиль художественной направленности
Информационно-технологический
профиль, направление дизайна
Социально-экономический
профиль, направление рекламы
1. Базовые
общеобразовательные предметы
(определяются стандартом базового
образования)
2. Профильные
дисциплины (учитывают требования вуза,
направления)
Рисунок
Дизайн
Основы рекламы
Живопись
Черчение
Графический
дизайн в рекламе
Черчение
Компьютерная
графика
3.
Развивающие курсы, обязательные для изучения
История искусств
Мировая художественная культура
Графический дизайн
Компьютерная графика
Графический дизайн
Компьютерная графика
Основы видеосъёмки
Основы черно-белой фотографии
Психология рекламы
4.
Развивающие курсы по выбору
Музейная
педагогика, «Юный экскурсовод»
Композиция
Архитектура: пространство и время
Психология делового общения
Техническая эстетика
Техническая графика
История предметного мира, костюм
Знак и знаковые системы
Технология и разработка рекламного продукта
Основы копирайтинга
Модель, реализующую музыкально-театральную
направленность в рамках
художественно-эстетического профиля, может
продемонстрировать Колледж
музыкально-театрального искусства, сложившийся
на базе учебно-воспитательного комплекса
«Галина Вишневская» (КМТИ № 61). Структура КМТИ
является оригинальной авторской идеей его
директора Е.Ю. Трацевской. Колледж
музыкально-театрального искусства имеет пять
отделений: общеобразовательное отделение
(школа), отделения вокального искусства,
инструментального исполнительства,
театрально-декорационного искусства и
хореографического искусства.
Особенностью данной модели выступает
обеспечение личностного перехода от одного
этапа системы непрерывного образования к
другому: общеобразовательная школа с
музыкально-театральным компонентом — Колледж
музыкально-театрального искусства. Цикл
многолетнего обучения в единой образовательной
системе показывает эффективные результаты.
В рамках четырех отделов школы (балетного,
оперного, оркестрового,
театрально-художественного) создана особая
культурно-образовательная среда.
Музыкально-театральный компонент, существующий
наряду с общеобразовательным циклом, имеет
продолжение в исполнительской практике
(музыкальном театре). В учебный план включены все
предметы общеобразовательной школы и предметы
музыкально-театрального цикла. Таким образом,
учебный план традиционен в рамках базового
компонента и скорректирован для
профессионального изучения предметов
музыкально-театрального цикла: сольфеджио,
фортепиано на оперном, оркестровом, балетном
отделениях и нетрадиционных предметов,
отражающих профессиональную направленность
отделений (например, сольное пение, специальный
инструмент, классический танец, живопись,
рисунок и др.).
Часы школьного компонента распределяются на
изучение предметов общеобразовательных
областей (филологии, математики, естествознания)
и музыкально-театрального цикла. Основой
программно-методического обеспечения учебного
процесса являются государственные программы по
общеобразовательным предметам.
Специальные предметы на оперном отделении
преподаются по государственным и авторским
программам, на оркестровом отделении — по
государственным программам, адаптированным для
данной школы на основе программ для музыкальных
школ и средних специальных музыкальных учебных
заведений, на балетном отделении — по
государственным программам по классическому и
народному танцу, на художественно-театральном —
по государственным и авторским программам (с
учетом возрастных особенностей учащихся школы).
Прием в общеобразовательный отдел колледжа
проводится на конкурсной основе при наличии у
ребенка требуемых природных особенностей, а
также необходимого уровня знаний и умений по
преподаваемым дисциплинам, при отсутствии
медицинских противопоказаний. В 1-й класс прием
осуществляется с 6,5–7 лет. Конкурсный отбор
состоит из трех туров: просмотр и прослушивание,
собеседование, выполнение творческих заданий в
зависимости от выбранной специальности. В случае
успешного прохождения ребенком конкурсного
отбора родители (или лица, их заменяющие) обязаны
заключить договор с директором колледжа.
После 9-го класса учащиеся имеют возможность
поступить на отделения колледжа или продолжить
обучение в общеобразовательной школе. По
окончании 11-го класса выпускники получают
аттестат о среднем (полном) общем образовании и
сертификат о начальной музыкально-театральной
подготовке, а также могут поступить на отделения
колледжа для получения диплома о среднем
профессиональном образовании.
Обучение в колледже 3 года 10 месяцев — как на
базе основного общего образования, так и на базе
среднего (полного) общего образования. Форма
обучения очная. Подготовка ведется по
специальностям: 0502 «Вокальное искусство»
(квалификация — артист академического хора,
ансамбля); 0501 «Инструментальное
исполнительство», специализация: «Оркестровые
струнные инструменты», «Оркестровые духовые и
ударные инструменты» (квалификация: артист
оркестра, ансамбля; преподаватель игры на
инструменте);0510 «Театрально-декорационное
искусство», 0512 «Живопись» (квалификация:
художник-технолог); 0506 «Хореографическое
искусство» (квалификация: артист балета),
продолжительность обучения на этом отделении — 7
лет 10 месяцев (с 5-го класса общеобразовательной
школы).
Высокий уровень подготовки выпускников школы
обеспечивается непрерывностью обучения на всех
ступенях образования. Выпускники успешно
продолжают обучение в музыкально-театральных и
художественных учебных заведениях (РАТИ, ВТУ им.
Щукина, Школа-студия МХАТ, ВТУ им. Щепкина, ИСИ,
АХИ им. Строганова, Академия им. Сурикова, МГТУ им.
Косыгина, ГМУ при Московской консерватории, ГМУ
им. Гнесиных, Колледж им. Шнитке и др.), в
педагогических университетах на факультетах
гуманитарного профиля.
Концепция модели школы построена на
равноценности обучения и воспитания. В школе
сложилась система воспитательной работы,
направленная на эмоционально-нравственное,
общекультурное развитие личности. За основу
системы работы педагогов-воспитателей школы
берется модель руководителя разновозрастного
коллектива, объединенного единым
профессиональным интересом. Важнейшую роль в
воспитательной деятельности играет
музыкально-театральная детско-юношеская студия,
являющаяся центром мотивационного развития
личности, ее самореализации и профессионального
самоопределения. Школа способствует
формированию высококультурной духовной и
творческой личности, способной реализовать себя
в современных социокультурных условиях.