Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

П р о ф и л ь н о е   о б у ч е н и е

Статья опубликована при поддержке Интернет-проекта «Карта Знаний». В современном мире образование играет огромную роль в жизни человека, не говоря уже о высшем образовании предоставляемом ВУЗами. Любой человек хочет узнать больше об учреждении, в котором ему предстоит учиться, и здесь ему помогут дни отрытых дверей в ВУЗах. Дни отрытых дверей на www.kartaznaniy.ru помогут узнать всю необходмую информацию о любых ВУЗах Москвы и Московской области. Удобные сервисы помогут вам подобрать подходящий ВУЗ, репетиторские услуги и многое другое. Все это вы сможете найти на сайте www.KartaZnaniy.ru.

М. ФОМИНОВА,
кандидат педагогических наук, заведущая
кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО

Примеры реализации

Профильное обучение является важным направлением в модернизации образования. Каждая школа создает собственную оптимальную модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Главное — идет процесс создания новой модели российской школы, в которой должны органически соединиться новое содержание образования, новые формы организации образовательного процесса, новые образовательные технологии, новые критерии оценки качества образования, личностная значимость и доступность содержания образования, индивидуализация образовательного процесса.

Опыт работы московских школ демонстрирует устойчивый интерес к развитию вариативных форм профильного художественно-эстетического образования. Здесь представлен широкий спектр профилизации в области музыкального, художественного и театрального образования. Но при этом ведущей задачей в этих образовательных учреждениях остается прежде всего задача художественно-эстетического развития личности ребенка в процессе обучения. Художественно-эстетическое профильное обучение помогает учащимся раскрыть свой творческий потенциал, обрести уверенность в своих силах, пройти путь самоопределения и социализации в активной творческой деятельности.

 * * *

ЦО № 1637 г. Москвы, в течение ряда лет разрабатывающий свою модель профильного обучения, видит свою задачу прежде всего в формировании у учащихся художественно-эстетического типа мышления, активизирующего процесс самоопределения в этой сфере. Этому способствует целостная система мер по созданию профориентационной художественно-эстетической среды, позволяющая учащимся раскрыть и развить свои способности к художественному творчеству. За основу профилизации взяты такие практико-ориентированные направления, как дизайн и реклама. В данном случае выбор профиля связан прежде всего с изобразительным искусством, освоение которого осуществляется в центре на всех ступенях обучения.

Преемственность образовательных программ дошкольного, начального, среднего и среднего профессионального образования, реализуемых в дошкольном отделении, школе и колледже Международного института рекламы способствует ранней профориентации и профессионализации учащихся.

Многоступенчатость образовательных форм позволяет педагогическому коллективу школы на деле осуществить идеи опережающего и поддерживающего образования в средней школе, что имеет исключительное значение в условиях сокращения срока обновления знаний. Это достигается благодаря тому, что учащиеся в процессе выполнения реальных художественных проектов или изготовления рекламной продукции находятся в постоянном творческом поиске, обращаются за консультациями по самым современным техникам и технологиям изобразительного искусства как к педагогам-консультантам, так и к современным информационным источникам, изучают рынок рекламных товаров и услуг.

В свою очередь такая организация обучения требует от учителя необходимости всегда находиться «в форме», словом и делом помогая воспитанникам в художественно-эстетическом освоении мира, выработке профессиональных навыков.

Совместная проектная деятельность учителей и учащихся была отмечена дипломами Департамента образования г. Москвы, всероссийских конкурсов «Школа года». Модель профильного обучения была представлена во Всероссийском выставочном центре в рамках выставки «Образование третьего тысячелетия».

Схему реализации такой модели можно представить в следующем виде:

Профильные классы, функционирующие в системе «школа–вуз»

Классы (группы) углубленного изучения профильных предметов

Профильные группы, использующие индивидуальный учебный план

10–11-е классы

Профильные классы

Гуманитарный профиль художественной направленности

Технологический профиль, направление — дизайн

Социально-экономический профиль, направление — реклама

Осуществление профильного обучения идет посредством:

— реализации общего учебного плана школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла;
— предпрофессиональной ориентации учащихся в рамках профиля;
— прикладного характера общего художественного образования

9-е классы

Предпрофильные классы

Введение элементов дифференциации образования в соответствии с самоопределением учащихся направлено на:

— изменение содержания образования;
— введение в учебный план профильных дисциплин;
— организацию проектно-исследовательской деятельности в рамках профильного обучения

7–8-е классы

Профориентационные классы

Создание условий для самоопределения в соответствии с профилями включает в себя:

— сохранение единого учебного плана;
— усиление индивидуальной работы учителей с детьми (педагогика поддержки) для продвижения детских инициатив;
— внеурочная работа через реализацию дополнительного образования учащихся;
— психолого-педагогическая поддержка для самоопределения учащихся

5–6-е классы;

1–4-е классы (начальная школа)

Формирование базовой художественно-эстетической культуры

Дошкольное отделение

Проявление и развитие способностей художественного освоения мира

Реализация модели требует гибкого учебного плана, учитывающего направления профилей.

Художественно-эстетический профиль художественной направленности

Информационно-технологический

профиль, направление дизайна

Социально-экономический профиль, направление рекламы

1. Базовые общеобразовательные предметы

(определяются стандартом базового образования)

2. Профильные дисциплины (учитывают требования вуза, направления)

Рисунок

Дизайн

Основы рекламы

Живопись

Черчение

Графический дизайн в рекламе

Черчение

Компьютерная графика

3. Развивающие курсы, обязательные для изучения

  • История искусств
  • Мировая художественная культура
  • Графический дизайн
  • Компьютерная графика
  • Графический дизайн
  • Компьютерная графика
  • Основы видеосъёмки
  • Основы черно-белой фотографии
  • Психология рекламы

4. Развивающие курсы по выбору

Музейная педагогика, «Юный экскурсовод»

  • Композиция
  • Архитектура: пространство и время
  • Психология делового общения
  • Техническая эстетика
  • Техническая графика
  • История предметного мира, костюм
  • Знак и знаковые системы
  • Технология и разработка рекламного продукта
  • Основы копирайтинга

Модель, реализующую музыкально-театральную направленность в рамках художественно-эстетического профиля, может продемонстрировать Колледж музыкально-театрального искусства, сложившийся на базе учебно-воспитательного комплекса «Галина Вишневская» (КМТИ № 61). Структура КМТИ является оригинальной авторской идеей его директора Е.Ю. Трацевской. Колледж музыкально-театрального искусства имеет пять отделений: общеобразовательное отделение (школа), отделения вокального искусства, инструментального исполнительства, театрально-декорационного искусства и хореографического искусства. Особенностью данной модели выступает обеспечение личностного перехода от одного этапа системы непрерывного образования к другому: общеобразовательная школа с музыкально-театральным компонентом — Колледж музыкально-театрального искусства. Цикл многолетнего обучения в единой образовательной системе показывает эффективные результаты.

В рамках четырех отделов школы (балетного, оперного, оркестрового, театрально-художественного) создана особая культурно-образовательная среда. Музыкально-театральный компонент, существующий наряду с общеобразовательным циклом, имеет продолжение в исполнительской практике (музыкальном театре). В учебный план включены все предметы общеобразовательной школы и предметы музыкально-театрального цикла. Таким образом, учебный план традиционен в рамках базового компонента и скорректирован для профессионального изучения предметов музыкально-театрального цикла: сольфеджио, фортепиано на оперном, оркестровом, балетном отделениях и нетрадиционных предметов, отражающих профессиональную направленность отделений (например, сольное пение, специальный инструмент, классический танец, живопись, рисунок и др.).

Часы школьного компонента распределяются на изучение предметов общеобразовательных областей (филологии, математики, естествознания) и музыкально-театрального цикла. Основой программно-методического обеспечения учебного процесса являются государственные программы по общеобразовательным предметам.

Специальные предметы на оперном отделении преподаются по государственным и авторским программам, на оркестровом отделении — по государственным программам, адаптированным для данной школы на основе программ для музыкальных школ и средних специальных музыкальных учебных заведений, на балетном отделении — по государственным программам по классическому и народному танцу, на художественно-театральном — по государственным и авторским программам (с учетом возрастных особенностей учащихся школы).

Прием в общеобразовательный отдел колледжа проводится на конкурсной основе при наличии у ребенка требуемых природных особенностей, а также необходимого уровня знаний и умений по преподаваемым дисциплинам, при отсутствии медицинских противопоказаний. В 1-й класс прием осуществляется с 6,5–7 лет. Конкурсный отбор состоит из трех туров: просмотр и прослушивание, собеседование, выполнение творческих заданий в зависимости от выбранной специальности. В случае успешного прохождения ребенком конкурсного отбора родители (или лица, их заменяющие) обязаны заключить договор с директором колледжа.

После 9-го класса учащиеся имеют возможность поступить на отделения колледжа или продолжить обучение в общеобразовательной школе. По окончании 11-го класса выпускники получают аттестат о среднем (полном) общем образовании и сертификат о начальной музыкально-театральной подготовке, а также могут поступить на отделения колледжа для получения диплома о среднем профессиональном образовании.

Обучение в колледже 3 года 10 месяцев — как на базе основного общего образования, так и на базе среднего (полного) общего образования. Форма обучения очная. Подготовка ведется по специальностям: 0502 «Вокальное искусство» (квалификация — артист академического хора, ансамбля); 0501 «Инструментальное исполнительство», специализация: «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты» (квалификация: артист оркестра, ансамбля; преподаватель игры на инструменте);0510 «Театрально-декорационное искусство», 0512 «Живопись» (квалификация: художник-технолог); 0506 «Хореографическое искусство» (квалификация: артист балета), продолжительность обучения на этом отделении — 7 лет 10 месяцев (с 5-го класса общеобразовательной школы).

Высокий уровень подготовки выпускников школы обеспечивается непрерывностью обучения на всех ступенях образования. Выпускники успешно продолжают обучение в музыкально-театральных и художественных учебных заведениях (РАТИ, ВТУ им. Щукина, Школа-студия МХАТ, ВТУ им. Щепкина, ИСИ, АХИ им. Строганова, Академия им. Сурикова, МГТУ им. Косыгина, ГМУ при Московской консерватории, ГМУ им. Гнесиных, Колледж им. Шнитке и др.), в педагогических университетах на факультетах гуманитарного профиля.

Концепция модели школы построена на равноценности обучения и воспитания. В школе сложилась система воспитательной работы, направленная на эмоционально-нравственное, общекультурное развитие личности. За основу системы работы педагогов-воспитателей школы берется модель руководителя разновозрастного коллектива, объединенного единым профессиональным интересом. Важнейшую роль в воспитательной деятельности играет музыкально-театральная детско-юношеская студия, являющаяся центром мотивационного развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Школа способствует формированию высококультурной духовной и творческой личности, способной реализовать себя в современных социокультурных условиях.