Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

П р о ф и л ь н о е   о б у ч е н и е

Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник Института художественного образования РАО

Место предметов художественно-эстетического цикла в других профилях

Таблица, отражающая наличие МХК в разных профилях среднего (полного) общего образования

физико
-матема
тический

физико
-хими
ческий

химико
-биоло
гический

биолого
-геогра
фический

социа
льно
-экономи
ческий

социа
льно -гумани
тарный

филоло
гиче
ский

–-

+

+

инфор
мационно
-техноло
гический

агро
техно
логический

инду
стриа
льно
-техноло
гический

художе
ственно
-эстети
ческий

обо
ронно
-спорти
вный

универ
сальное обучение

–-

–-

–-

++

–-

+

В список возможных профилей входят тринадцать названий (см. таблицу). Из них только три можно считать гуманитарными: социально-гуманитарный, филологический и художественно-эстетический профили. Еще глаз отдыхает на таком названии, как «универсальное обучение», под котором значится система старой непрофильной школы с профильным обучением по отдельным предметам за счет компонента образовательного учреждения. Девять профилей имеют чисто естественно-научную направленность, что свидетельствует о сохранении в целом старой ориентации школы на негуманитарные предметы. Некоторое недоумение вызывает такая специализация, как агротехнический и индустриально-технологический профили, которая подменяют существующую систему профессионально-технического образования.

В федеральном базисном учебном плане для среднего (полного) общего образования мировая художественная культура значится в списке предметов вариативной части. На базовом уровне (70 часов, 1/1, Х–Х I классы) мировая художественная культура входит в блок базовых учебных предметов примерного учебного плана двух профилей (социально-гуманитарного и филологического) и школ универсального типа. На профильном уровне (210 часов, 3/3, Х–Х I классы) мировая художественная культура изучается только в художественно-эстетическом профиле. Получается, что к мировой художественной культуре обязаны приобщиться будущие филологи, художники-музыканты и загадочные представители социально-гуманитарного профиля (возможно, социологи или социальные работники). Всем остальным: будущим инженерам, химикам, физикам, экономистам, юристам, работникам агротехнического комплекса и программистам, педагогам не филологам и др. — «искусства» даже в том минимальном объеме, который отпущен базовому уровню (напомним: 70 часов за два года), знать необязательно. Их знания и вкусы в области искусства и эстетики могут оставаться на том зачаточном уровне «картинок в твоем букваре», о котором поется в песне «С чего начинается Родина?».

Как известно, страницы учебников прочно оккупировали произведения передвижников, так что массовые вкусы продолжают воспроизводиться на уровне стилистических особенностей критического реализма Х I Х века. При этом нельзя сказать, что родина совсем забыла об эстетических потребностях своих подрастающих граждан. На ступени основного общего образования в девятом классе накинули еще один урок искусства, отдав его содержательное наполнение на откуп школ (здесь, впрочем, возможно появление внятных программ и учебников). Благая идея состояла в том, чтобы сделать непрерывным художественно-эстетический цикл в школе с первого по одиннадцатый класс, а затем сомкнуть его с курсом культурологии, который является общеобразовательной, обязательной к изучению, дисциплиной в высших учебных заведениях. Мировая художественная культура в этой системе смотрится логической составной частью общей системы «школа—вуз». С одной стороны, по отношению к основной школе МХК играет роль обобщающего предмета, где разрозненные знания по музыке и изобразительному искусству приводятся в некую систему на основе хронологии и стилистической общности. С другой стороны, по отношению к курсу культурологии в вузе МХК является некоей фактографической базой, необходимой для минимального понимания последующих культурологических обобщений.

Итак, если профильное образование имеет целью ориентировать учащихся в выборе вуза, то любой профиль (памятуя о таких фундаментальных принципах нашего образования, как непрерывность и преемственность) должен включать в себя мировую художественную культуру хотя бы на базовом уровне. Иначе на культурологии нечего будет обобщать — предмет будет или провисать, или исправлять огрехи школы, что невозможно из-за ограниченного количества часов. Если же учащийся после 11-го класса не пойдет в гуманитарный вуз, то по крайней мере будет иметь минимальные знания в области художественной культуры, что позволит ему более осознанно организовать свой досуг, а в дальнейшем более квалифицированно заниматься воспитанием собственных детей.

Конечно, прямой корреляции между изучением МХК и снижением алкоголизации населения или улучшения криминогенной обстановки в стране нет. Особенно в краткосрочной перспективе. Культура — вещь, требующая выхода на категории вечности. Но даже если исходить из чисто прагматических соображений развития современного высокотехнологичного производства, что является одним из приоритетов российской политики, то именно оно требует не простого исполнителя, а человека с высоко развитой личной культурой.

В конечном счете, опять же обходясь без высоких слов о гуманистических ценностях и идеалах гармоничного развития человека, хочется указать на то, что ограничение перспектив той же сельской молодежи агротехнологическим профилем без всяких «культурных излишеств», чревато полным коллапсом социальной мобильности населения и ростом социального напряжения.