Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и    к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Легкость бытия

Цветы

«Я — за искусство, которое развевается, подобно флагу, или помогает сморкаться, как носовой платок», — говорил американский мастер поп-арта Клаас Ольденбург. Звездный дуэт Александр Виноградов и Владимир Дубосарский поставил перед собой похожую задачу: с 1994 г. они осуществляют «народный» проект, стремясь к искусству «простому, как мычание», понятному и доступному народу, и избрали для этого принцип советского художественного комбината, производящего поточную продукцию. Они создают качественные полотна в стиле псевдосоцреализма, придумывая для себя заказы, народу, однако, не очень понятные.

Барби, 2003

Конечно, это «русский проект», ориентированный на отечественную историю, прославление национальных стереотипов, народных кумиров и любимцев, с обыгрыванием голливудских штампов, с использованием образов и приемов рекламы. Художники выстраивают свои большие гламурные картины так, будто снимают триллер или порно или устраивают перформанс. Получается весело, смешно, порой вызывающе, с нарочитым налетом пошловатости («Пикассо», «Уорхол в Москве», «Птица-тройка»). И герои у них положительные, оптимистичные, уверенные в себе (Ельцин и Лебедь на картине «Триумф»).

А. Виноградов и В. Дубосарский

Стратегия Дубосарского и Виноградова оказалась успешной. Они участвуют в крупных международных выставках, их произведения хранятся в престижных зарубежных музеях. О том, что доступно-недоступный «русский» проект тандема развивается и обретает гигантский размах, свидетельствует выставка «Легкость бытия» в загородном комплексе «Пирогово» на Клязьме. Впечатляют не только 50 новых больших полотен, но и само пространство, где они представлены, манера их подачи.

Семья гепардов

Картины демонстрируются в семи оригинальных павильонах в просторном эллинге для катеров и яхт (архитектор Евгений Асс). Специально для выставки Юрий Аввакумов спроектировал небольшой город — с площадями и павильонами, которые соответствуют объединению холстов по темам: «Девушки и оружие», «Космос и мы», «Спорт и танцы», «Человек и дегенеративное искусство», «Веласкес и фауна»…. Семь минималистских павильонов, сооруженных из дощатых поддонов, использующихся на складах, вполне подходят для преизбытычных, витиеватых, порой сложных и чрезвычайно нагруженных, эффектных полотен дуэта. Имитация промышленной выставки получилась очень зрелищной.

Пушкин

Что правит миром? Чем одержим человек? Что его пугает? Что манит? В каждом павильоне художники играют со штампами, стереотипами, переиначивая фрагменты реальности, балансируя порой на грани китча, то устрашая зрителя, то погружая его в фантасмагорические космические ландшафты, то заставляя задуматься о бренности своего существования.

Русская тройка

В павильоне «Веласкес и фауна» художники вступают в диалог с искусством прошлого — вместо людей на известных портретах позируют животные, слишком красивые, нарочито трогательные или грозные, в неоклассицистических, помпезных мизансценах. Здесь представлен парафраз знаменитой картины Веласкеса «Менины», где действующими лицами выступают олени, обезьяны, жирафы…

Здесь и сейчас

Самая странная, ставящая в тупик, даже зловещая — серия картин «Человек и дегенеративное искусство» в павильоне с тем же названием, с динамическими, яркими, красочными изображениями: «Термограмма грудной клетки», «Ангиограмма почек»... Гвоздем программы, по замыслу организаторов, является картина «Здесь и сейчас» размером 3 х 8 м, в которой художники наконец-то осуществили свою мечту: в создании картины участвовала бригада творцов-олигархов, подписавших ее. В том же павильоне демонстрируются и фотографии, запечатлевшие процесс работы над полотном, и белые халаты соавторов, испачканные краской.

Барби

Последний павильон выставки «На дне и метафизика предмета» воспринимается как невеселые размышления о суетности жизни. Кажется, авторам надоели слава и успех, они стремятся к уединению. Не случайно персонажи на картинах отсутствуют. На пустой сцене среди плавающих золотых рыбок появляются кем-то выброшенные предметы: кресло, качели, старый школьный глобус и лестница, ведущая в никуда. Что это? Ностальгия по погибшей цивилизации? Или усталость от прославления «радостного идиотизма»?