Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2007

УРОК ИЗО

У р о к    И З О

Анна ВАЧЬЯНЦ,
кандидат педагогических наук

Проект «Мир моря»

на уроках изобразительного искусства в начальной школе

 Участники проекта — учащиеся 2–4-х классов школы № 1205 г. Москвы

Руководитель проекта — Вачьянц Анна Михайловна, учитель ИЗО и МХК школы № 1205 г. Москвы

Красота — это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство.

Василий Сухомлинский

Первый сентябрьский урок изобразительного искусства в начальной школе традиционно был посвящен летним каникулам. Дети делились впечатлениями, с удовольствием рассказывая об отдыхе и путешествиях, а затем стали рисовать на тему «Как я провел лето». Работали увлеченно и совершенно самостоятельно, однако результат меня не порадовал. Многие рисунки получились вялыми и однообразными: море — синее, небо — голубое, песок — желтый… И это несмотря на яркие и эмоциональные рассказы об отдыхе!

На следующем уроке я решила вернуться к теме летнего отдыха и поговорить с детьми о том, какого цвета море и небо. Хотелось показать, как совершенно по-разному видели и изображали море известные художники. Класс был оформлен репродукциями художников-маринистов (Слайды 39 — 54). (Иван Айвазовский, Алексей Боголюбов, Сильвестр Щедрин, Константин Богаевский, Евгений Лансере, Аркадий Рылов, Уильям Тёрнер, Клод Лоррен, Клод Моне, Поль Синьяк, Ван Гог).

Ребята отметили, что каждый художник изображает море по-своему, в своей особой манере, и передает в картине свое настроение.

Потом мы читали стихи о море, которые были проиллюстрированы живописными фотографиями. (Стихи и фотографии были заранее подготовлены учителем).

Я рисую море

Я рисую море, голубые дали!
Вы такого моря просто не видали!
У меня такая краска голубая,
Что волна любая просто как живая!
Я сижу тихонько около прибоя —
Окунаю кисточку в море голубое.

В. Орлов

 

Для чего морю наряды?

В ночь любую, в день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем — одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
По ночам на черной глади —
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
Море, если не секрет,
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
— Чтобы люди были рады!

В. Орлов

После чтения стихов дети копируют понравившиеся картины.

Работа так понравилась, что ребята решили продолжить ее на следующем уроке. Я предложила принести свои фотографии с изображением моря и написать впечатления о встрече с морем. Мне хотелось, чтобы дети воспринимали море как целый мир, похожий на мир человека; поняли, что у моря, как и у человека, есть свой характер — оно может быть ласковым и грозным, спокойным и шумным, задумчивым и шаловливым.

Вот некоторые примеры детского литературного творчества.

Море

Я люблю море. Я люблю его потому, что оно теплое, ласковое, синее, иногда зеленое, а иногда и черное. Море бывает и спокойным. Тогда в нем хорошо плавать с трубкой и маской, потому что прекрасно видно все, что происходит на дне. Там лежат камни самой разной формы, колышутся водоросли и плавают красивые рыбки.

Еще море бывает бурным. Если волны не очень большие, то здорово бегать и прыгать через них около берега. А если волны очень большие, то это шторм. Тогда увлекательно смотреть, как с шумом и грохотом волны разбиваются о берег. Бывают в море медузы. Я их не боюсь, но не люблю.

Мне очень нравится плавать по морю на катере и купаться в открытым море, когда под тобой глубина с десятиэтажный дом.

Жалко, что в Москве нет моря!

Даша Золотухина, 4 «А» класс

 Удивительный мир моря

Море — это нечто замечательное. Когда плаваешь в нем, то не хочется вылезать из волн, и тебе становится грустно. Ты знаешь: придет момент, и ты услышишь звучный мамин голос. Но ведь волны еще вокруг тебя! Ты еще можешь плескаться!

Смотреть на море тоже здорово. Говорят, что если смотреть на воду, то все твои печали уносятся прочь! Морская вода удивительно быстро смывает грусть.

В море много удивительных рыб. Одну из них часто можно встретить в зоомагазинах. Это рыба-зебра. Странное название для желтой рыбки. Но если приглядеться к ее яркой чешуе, можно увидеть полоски, напоминающие узор на шкуре зебры.

Море — удивительный мир. Оно хранит такие тайны, которые никогда не узнать человечеству!

Маша Пичугина, 4 «А» класс

 Море

Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.

Мария Жучкова, 4 «Б» класс

Так родилась идея проекта «Мир моря в художественном творчестве». Его целью стало развитие творческих способностей, ассоциативного и образного мышления, художественного вкуса детей младшего школьного возраста в процессе знакомства с произведениями искусства и создания собственных художественных работ о море.

В процессе проектной деятельности наметились следующие задачи:

1) расширить представления детей о мире природы, развить умение видеть, понимать и ценить его красоту;
2) познакомить учащихся с творчеством художников, поэтов, музыкантов, посвятивших свои произведения морю;
3) способствовать созданию детьми собственного художественного образ моря в литературе и живописи;
4) приобщить детей к творческому сотрудничеству в процессе групповой и коллективной работы.

Следующим этапом в работе над нашим проектом стал поиск информации об истории кораблестроения. Сначала дети подбирали и структурировали иллюстративный материал о кораблях. Были выполнены макеты парусных кораблей. Затем проходила индивидуальная работа детей по созданию рисунков кораблей и был сделан коллективный коллаж «Морская флотилия».

Дальнейшая работа над проектом началась с поиска информационного и иллюстративного материала о морских обитателях. Каждый ребенок рисовал жителей морей и потом был сделан коллективный коллаж «Подводный мир».

Интересным этапом работы стал подбор материала о мифологических и сказочных морских персонажах, а также сказок разных стран и народов о море. Дети с большим удовольствием выполняли иллюстрации понравившихся сказок.

Работа над нашим проектом сопровождалась прослушиванием аудиокассеты «Наедине с природой. Море»; знакомством с творчеством Н. Римского-Корсакова, К. Дебюсси; с живописью и музыкой М. Чюрлениса. Дети выполнили иллюстрации к опере «Садко».

Результатом нашего проекта стали школьная выставка творческих работ учащихся 2–4-х классов, викторина (см. с. 4 настоящего номера), а также запись и презентация диска.

Таким образом, изучая мир моря, дети познакомились с творчеством поэтов, музыкантов и художников, посвящавших свои работы морю, узнали многое о жизни морских обитателей, познакомились с историей морского флота. Но, главное, научились видеть, чувствовать и ценить красоту окружающего нас мира. Умение ценить красоту приходит не сразу. Этому надо учиться с самого раннего детства. И если все люди на нашей планете научатся понимать и ценить красоту, то мир станет добрее, исчезнут войны и терроризм, ненависть и злость.

МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ

Книги:

  1. Айвазовский Иван. Большая коллекция (Серия «Подарочные альбомы»). — М.: Белый город, 2001.
  2. Беляев Ю.А. 100 чудовищ древнего мира. Мифологическая иллюстрированная энциклопедия. — М., 1997.
  3. Ермильченко Н. Морская картина. — М.: Белый город, 2004.
  4. Мифы народов мира. – М.: Советская энциклопедия, 1992.
  5. Морские сказки. – М., 1982.

Диафильмы:

  1. Легенды морей (автор А. Москвин).
  2. Синдбад-мореход. Арабская сказка.
  3. Сказка о рыбаке и рыбке. А.С. Пушкин.
  4. Садко. Русская народная былина.
  5. О морях и маяках.

Аудиокассеты:

Римский-Корсаков Н.

  1. Море и корабль Синдбада (из Симфонической сюиты «Шехерезада»).
  2. Садко. Музыкальная картина (Песня Варяжского гостя).

Дебюсси К.

Море. Эскиз для симфонического оркестра. «Разговор ветра с морем».

Равель М.

Игра воды.