Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

 

Григорий КЛИМОВИЦКИЙ

Версаль. Концерт искусств

Сегодня Франции принадлежит
самый великий памятник из земли.

Франсуа Рене де Шатобриан

А. Ленотр. План Версаля. Конец XVII в.

 Версаль. Этим шедевром невозможно не восхищаться. Мы видим, как яркое солнце заливает Версальский дворец и высвечивает во всей красоте и необъяснимой прелести полные изящества линии его строений на фоне беспокойной прозрачной зелени парка и светлых, словно наполненных воздухом, бассейнов.

Эпоха строительства

Когда-то на этом месте находилась деревушка Версаль, окруженная лесами и полями, в которых водилось множество дичи. В этих местах любили развлекаться соколиной охотой Генрих IV , а затем его сын Людовик X III . Желая проводить время с большими удобствами, чтобы, как говорит Сен-Симон, «не спать на соломе», Людовик X III в 1624 г. приказал выстроить в деревне Версаль маленький охотничий домик, который в 1631 г. был заменен небольшим замком. Работы осуществлял малоизвестный архитектор Филибер Леруа. Сен-Симон называет этот первый Версальский дворец карточным домиком. Вскоре по распоряжению короля он был перестроен архитектором Лемерсье. Снаружи дворец походил на средневековый замок с четырьмя павильонами по углам и широким рвом, окружавшим его со всех сторон. Внутри он состоял из четырех покоев, украшенных штофными обоямиикартинами. Этот замок сохранился до наших дней и составляет ядро нынешнего комплекса Версаля.

Но своей славой Версаль обязан прежде всего Людовику X IV , при котором небольшой охотничий замок превратился во всемирно известный дворец. При нем были произведены огромные строительные работы, построен город и создан садово-парковый ансамбль. Первоначальный замысел Версаля принадлежит Лево и Ленотру. Оба мастера начали работать над сооружением ансамбля с 1668 г. Этот ансамбль задуман как строго упорядоченная система, основанная на абсолютном композиционном господстве дворца над всем окружающим. В процессе работы замысел подвергся многочисленным изменениям. Окончательное завершение строительства связано с именем Ардуэна-Мансара.

В строительстве Версальского дворца выделяют три основных этапа и один дополнительный (уже на закате жизни Людовика X IV ). Первый этап начался, когда Людовику X IV исполнилось двадцать лет. Начало второго этапа совпадает с тридцатилетием короля (1668 г.) — тогда Лево создал новый дворец, или Конверт, как его называли. Старый замок Людовика XIII был сохранен, а новый образовал его оболочку. («Делайте что угодно, но только не разрушайте старый замок, — говорил Людовик X IV своим мастерам, — иначе я прикажу восстановить его в прежнем виде».) Кроме того, построенные ранее корпуса превратили в жилые и соединили с Конвертом. Получилось U -образное с выступами сооружение. В него входят два главных двора, маленький двор старого замка, называемый Мраморным (от старого замка лучше всего сохранился фасад, который как раз и выходит в этот двор) и двор между двумя боковыми корпусами дворца (Королевский двор). В Мраморном дворе впоследствии устраивались пиры, театральные представления, здесь впервые был поставлен «Мизантроп» Мольера. Украшением дворца как внутри, так и снаружи, руководил Лебрен.

Третий этап начался с сорокалетия монарха (1678 г.). Строительство возглавил Жюль Ардуэн-Мансар. Он взял на себя обременительную миссию ускорить темпы работ, чтобы осуществить королевское решение — переместить в Версаль правительство и двор, что и совершилось в 1682 г. Ардуэн-Мансар заметно изменил облик Версаля. Он преобразовал четыре павильона в два параллельных крыла, прозванных Министерскими, удачно включил конюшни в ансамбль дворцовых построек, наконец, он отстроил огромные Северное и Южное крылья на поперечной оси, где еще имелось пространство для увеличения сооружения.

В 1699 г. Ардуэн-Мансар был назначен суперинтендантом строительных работ. Началось откладывавшееся долгое время сооружение Королевской часовни. Это важное событие эпохи правления Людовика X IV совершалось в последнюю кампанию. Неизвестно, следует ли ее создание приписать Ардуэну-Мансару или его ближайшему коллеге Роберу де Котту, который один вел строительство после смерти суперинтенданта (1708 г.) и завершил его уже после кончины короля.

Период преобразования

В течение нескольких лет после смерти Людовика XIV дворец, заброшенный, но по-прежнему меблированный, принимал восхищенных визитеров со всей Европы. Настоящая жизнь возродилась в Версале в 1729 г. с рождением дофина, сына Людовика XV . Время правления Людовика XV , как и Людовика XVI , не нашло в архитектуре Версаля отражения, равноценного вкладу Людовика XIV , хотя Людовик XV правил страной шестьдесят лет (1715–1774). («Людовик XIV всегда там», — констатировал Шатобриан в 1786 году.) Однако короли не могли игнорировать изменения вкусов и обычаев – они отдавали дань моде.

С 1729 г. начинается период преобразования внутреннего декора дворца, которое непрерывно продолжалось вплоть до революции 1789 г. Людовик XV в честь рождения сына, чтобы выразить признательность своей жене Марии Лещинской, переделал парадную комнату супруги. Последовательно, комната за комнатой, работы охватили большую часть апартаментов королев. Последние усовершенствования внесла Мария-Антуанетта. Эти переделки не затронули больших апартаментов XVII в., однако во многих помещениях великолепные произведения этого времени были утрачены.

В 1668 г. Людовик XIV приобретает расположенную поблизости от Версаля деревушку Трианон и через два года возводит на ее месте павильон, украшенный сине-белой фарфоровой плиткой. В 1687 г. король решает заменить этот павильон дворцом с мраморной отделкой. Строительство дворца, названного Большим Трианоном, осуществил Мансар. Особенностью этого небольшого, но монументального по своему облику одноэтажного сооружения является свободная асимметричная композиция; парадные гостиные, галереи и жилые помещения группируются вокруг небольших зеленых двориков с фонтанами. Центральная часть Трианона скомпонована как глубокая лоджия со спаренными колоннами ионического ордера, поддерживающими перекрытия. Трианон был постоянной личной резиденцией королей. Через сто лет к ансамблю Версаля добавился еще один комплекс зданий: небольшой дворец, Ферма королевы и ряд других маленьких построек различного назначения, — получивший название Малый Трианон.

К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе, сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующие трезубец. Средний проспект продолжается по другую сторону дворца в виде главной аллеи огромного парка. Перпендикулярно к этой основной оси города и парка расположено сильно вытянутое в длину здание дворца. Средний проспект трезубца ведет в Париж, два других — в королевские дворцы Сен-Клу и Со, как бы связывая главную загородную резиденцию короля с различными областями страны.

Гармония форм

В отличие от архитектуры барочных фасадов дворца, а также перегруженных украшениями и позолотой интерьеров, выполненная Андре Ленотром планировка Версальского парка, который является наиболее выдающимся образцом французского регулярного парка, отличается удивительной чистотой и гармонией форм. В планировке парка и в формах его «зеленой архитектуры» Ленотр — наиболее последовательный выразитель эстетического идеала классицизма. Он видел в природном окружении объект разумной человеческой деятельности. Естественный ландшафт Ленотр преобразует в безупречно ясную, законченную архитектоническую систему.

Контраст жестких архитектурных линий парка и барочных форм архитектурного ансамбля выражает своеобразный дуализм версальского искусства. Он является основным признаком всего французского паркового стиля XVII в. Образцы своевольного обращения с декоративной зеленью можно найти в итальянских садах барокко, но, подстригая деревья, итальянские мастера придавали им причудливые и даже вычурные формы, оперировали пышными объемами, которые характерны для архитектуры барокко. В планировке же французского сада доминируют преимущественно прямые линии, кубические формы и гладкие плоскости.

Геометризм в Версале служит главнейшим средством сведения всего многообразия предметов к единому началу, к единой категории формы. Не раз отмечалось, что эволюция садов во Франции следовала за эволюцией идей и нравов. Монархия нашла в Ленотре своего официального «портретиста».

Парку в Версале была отведена первостепенная роль. Прежде чем приняться за перестройку дворца, Людовик XIV обратил свое внимание на планировку сада. Ленотр получил неограниченные полномочия, и можно сказать, что его идеи легли в основу дальнейших работ, на них опирались все последующие мастера Версаля.

«Место истинно аристократическое…»

Гегемония садового искусства объясняется в первую очередь назначением Версаля, потребностью в благоустроенном парковом ансамбле для увеселительных затей молодого короля. Но здесь были и другие, более важные причины. Сказался новый способ мышления в классическом искусстве XVII в., который исходил не из единичного, частного, а из целого, из системы, в которой заложены возможности дальнейшего роста.

Как дворец, так и особенно парк Версаля, с его широкими променадами, обилием воды, фонтанов, парковой скульптуры, служили великолепной «сценической площадкой» для самых разнообразных, необычайно красочных и пышных зрелищ — фейерверков, иллюминаций, балов, балетных дивертисментов, спектаклей, маскарадов, а каналы — для прогулок и празднеств увеселительного флота. Когда Версаль строился и еще не стал официальным центром государства, его «развлекательная» функция преобладала.

Весной 1664 г. молодой монарх учредил в честь своей фаворитки Луизы де Лавальер празднества под романтическим названием «Наслаждения очарованного острова». Вначале в этих восьмидневных фестивалях, в которых были представлены почти все виды искусств, было много непосредственности и импровизации. С годами они приняли грандиозный характер, достигнув апогея в 1780-е гг. Легенды о Версале и его праздниках разошлись по многим европейским странам.

Людовик XIV собрал в Версале значительную коллекцию живописи. Он унаследовал 150 картин, а к 1710 г. имел уже 2300. Многие части дворца специально обустроили для хранения и экспонирования произведений искусства. Большую часть этой коллекции составляли работы из поместья Во-ле-Виконт, конфискованные Людовиком после ареста суперинтенданта Фуке. Особое место в украшении интерьеров дворца занимали фресковые ансамбли Шарля Лебрена. В зале Дианы на стене находился погрудный портрет Людовика XIV работы Бернини, в зале Венеры — портрет короля в образе римского воина работы Варена.

В 1797 г. в Версале открылся специальный Музей искусства французской школы, в то время как Лувр хранил произведения иностранных мастеров. Наполеон, а затем Людовик XVIII мечтали превратить Версаль в свою резиденцию. Луи-Филипп хотел сделать из него музей истории Франции. Все три этих правителя отступили перед огромными затратами и, возможно, перед тенями прошлого, наполнявшими Версаль.

Этот выдающийся памятник живет в полном поэзии тексте Марселя Пруста: «Я бы не хотел после многих других возносить вам хвалу, Версаль, мягкое и покрытое патиной королевское кладбище листвы, широких вод и мраморов, место истинно аристократическое и лишенное морали. Я бы не хотел после многих других вам это произносить, и однако сколько раз я поглощал до дна алеющие кубки ваших бассейнов из розового мрамора и до неистовства пьянящую горькую сладость последних дней осени».