Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Григорий КЛИМОВИЦКИЙ

Зеркальная галерея

1678

Зеркальная галерея не входила в число первых крупных строительных объектов, возведенных в Версале архитектором Лево. В проекте каменной застройки вокруг небольшого замка Людовика XIII , предложенном им в 1668 г., это место было отведено для террасы. И только через несколько лет архитектор Ж. Ардуэн-Мансар представил королю 26 сентября 1678 года, в год подписания Нимвегенского мирного договора, проект строительства Зеркальной галереи. Строительство завершилось в том же году.

Зал Войны, Зеркальная галерея и Зал Мира представляют собой единый ансамбль с декором, посвященным военным и политическим успехам Людовика XIV . Здесь торжествует анфиладный принцип планировки. Живописные медальоны кисти Лебрена на коробовом своде галереи длиной 75 метров и шириной 10 метров прославляют военные победы Людовика XIV .

Версаль со стороны дворов

Мраморная отделка словно излучает холодный голубой свет и подчеркивает строгость и величие этого парадного зала. Арочным высоким окнам на внутренней продольной стене вторят аналогичные по форме и размерам зеркала, и это создает впечатление безграничной ширины зала, который в концах замыкается Залом Мира и Залом Войны.

На первых порах Людовик XIV приказал поставить в Зеркальную галерею серебряную мебель, изготовленную по эскизам Шарля Лебрена. Однако в 1689 г. эту мебель переплавили, чтобы пополнить государственную казну, опустевшую в результате военных кампаний. В гарнитур входили высокие канделябры, круглые низкие столики под светильники и большие вазы тончайшей чеканной работы, исполненные лучшими ювелирами того времени. Камин, изготовленный по эскизу Лебрена, украшен барельефом работы Антуана Куазевокса. Большой медальон над ним посвящен одному из главных событий Голландской войны: здесь Людовик XIV представлен в костюме античного воина на коне во время перехода войск через Рейн 2 июня 1672 года. Внизу на рельефе изображена покровительница истории муза Клио, записывающая в анналы историю короля Франции.

В эпоху дореволюционной монархии Зеркальная галерея вела в Большие королевские покои. Здесь собирались придворные в надежде увидеть короля, каждое утро проходившего в часовню. Некоторые пользовались случаем подать прошение. Когда во время особенно торжественных аудиенций Людовик XIV принимал иностранных послов, как, например, посла Сиама в 1686 г., в Зеркальной галерее устанавливался серебряный трон монарха, который переносили из Салона Аполлона. Здесь также устраивались пышные празднества, парадные балы и балы-маскарады, которые давались в честь королевских бракосочетаний. Посол Венеции, присутствовавший на одном из таких приемов, писал, что в галерее было светлее, чем днем, и глаза отказывались верить, что такое яркое невиданное зрелище происходит наяву.

Зеркальная галерея Версальского дворца явилась результатом поисков новых пространственных и световых эффектов, и кроме того она должна была продемонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией.

28 июня 1919 года в Зеркальной галерее был подписан договор о прекращении Первой мировой войны.