Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Григорий КЛИМОВИЦКИЙ

Французский парк

Было болото. И были архитекторы и садовники.
И были линии, углы, треугольники,
прямоугольники, окружности и пирамиды.
И стал парк, и в этот парк вдохнул душу Ленотр.

Жан Кокто

Французы очень аккуратны и методичны. Эти черты их характера сказались в архитектуре французских городов, в планировке полей, садов и виноградников. Самый крупный монарх франков Карл Великий (768–814) умело управлял королевством, он создал отличную правовую систему и поощрял развитие просвещения и искусств. Карл начал переписку с Гарун-аль-Рашидом и получил семена лучших сортов бобовых растений, дынь, персиков и инжира. Король собственноручно начал выращивать во Франции более семидесяти видов новых для страны плодовых и лекарственных растений. Именно в это время во Франции были заложены первые сады и виноградники.

Начиная с XV в. садово-парковое искусство Франции испытывало на себе влияние итальянских садов Ренессанса, о чем свидетельствуют искусство фигурной стрижки садовых деревьев и использование скульптуры. Однако это не было простым заимствованием. Французский сад обрел свои особые черты. Необычайно благоприятное сочетание большого таланта художника Ленотра и покровительство Людовика XIV сделало Францию в XVII в. законодательницей мод в садоводстве.

Сады Версаля заложены при Людовике XIII в 1631 г. Теперь нет четкой границы между садами Людовика XIII и Людовика XIV . Почти квадратный ансамбль разделен на прямоугольники аллеями, образующими решетку. Центральную аллею с западного конца замыкал бассейн «Рондо», который позже был заменен бассейном Аполлона. Прямоугольники покрыты боскетами. У самого дворца расположен «вышитый» партер, названный Западным, — один из первых партеров во Франции. Авторство оспаривают два версальских садовника: Жак Буассо де ла Бародье и Клод Молле. Они были первыми французскими теоретиками устройства садов удовольствий.

Буассо — автор «Трактата по садоводству», где обосновывается необходимость союза природы и искусства. Молле — автор «Театра растений и садов, содержащего секреты и неизвестные выдумки». Планы версальских садов предложил Жак де Менуар, племянник Жака Буассо, а возможно, и сам Буассо, который включил в свой трактат рисунок версальского «вышитого» партера. Клод Молле утверждал, что придумал первые «вышитые» партеры для садов Сен-Жермен-ан-Ле, следуя советам Дю-Перака, автора этих садов. Они были в то время самыми знаменитыми во Франции. Используя рельеф местности, Дю-Перак с конца XVI в. создавал в Сен-Жермен-ан-Ле террасные сады, имитируя сады итальянские.

Во время первого этапа строительства основные средства уходили на сады и особенно на создание террас и осушение болот. На оси запад-восток Ленотр дополнил Западный партер еще одним, на нижнем уровне. (На этом месте теперь находится бассейн Латоны.) Он расширил центральную аллею (1667 г.), которая стала Королевской аллеей. Она плавно спускалась до бассейна «Рондо». Ленотр начал работы по прокладке Большого канала.

Создав первые партеры, Северный и Южный, Ленотр обозначил поперечную ось, проходящую посередине бывшего двора. Южный партер также «вышитый» — его рисунок образуют контуры газонов и цветы. Он огорожен решеткой с гермами. Северный партер покрыт большими участками газона. Эти два партера будут позже дублированы в связи со строительством Конверта.

Следует ли здесь видеть первые проявления английского влияния на французский сад? В своем «Словаре архитектуры» (1693) д’Авиле дал взятый из Версаля пример партера, созданного на английский манер. В английском влиянии на садово-парковое искусство Франции убеждает и одна из первых лужаек во Франции — в Сен-Жермен-ан-Ле. Она создана в 60-е гг., когда Генриетта Английская вышла замуж за брата короля Филиппа Орлеанского. Лужайка была покрыта травой и предназначалась для игры в шары. Парк Версаля, с его ясно выраженным архитектоническим построением, богатством и разнообразием форм, мраморных и бронзовых скульптур, листвы, деревьев, фонтанов, бассейнов, с геометрически четкими линиями аллей и формами газонов, цветников, боскетов, напоминает большой «зеленый город» с анфиладами разнообразных площадей и улиц. Эти зеленые анфилады воспринимаются как закономерное продолжение и развитие вовне внутреннего пространства самого дворца.

Особого внимания заслуживает парковая скульптура, настолько разнообразная по тематике, что Версальский парк принято называть музеем под открытым небом. Вместе с тем каждая статуя олицетворяет собой определенное понятие, определенный образ, входивший в общую аллегорическую систему, которая служила прославлению монархии. Здесь многое было почерпнуто из переведенной в 1644 г. на французский язык «Иконологии» Чезаре Рипа — широко известного в свое время свода правил изображения различных сюжетов, преимущественно религиозного и аллегорического характера.

Скульптурная традиция Версаля сложилась далеко не сразу. Увлечение барочными формами к концу XVI в. сменилось формами академического классицизма. Ряд произведений впоследствии был утрачен или подвергся переделкам. Тем не менее многочисленные версальские статуи привлекают высоким профессиональным уровнем исполнения и, прежде всего, исключительной декоративностью. Они придают жизнь строгому и отвлеченно-прекрасному облику Версальского парка, то возникая в конце далеких затененных аллей, то украшая небольшие, затерявшиеся в зелени водоемы, и создают настроение поэтической интимности.

Большое планировочное и декоративное значение имеют сложные фонтанные группы. По духу и настроению все они различны, подчиняются то помпезности центральных магистралей парка, то лиричности затененных уголков. Целая цепь фонтанов посвящена иносказательному прославлению Людовика XIV — Короля-Солнце, намек на которого современники без труда улавливали в любом упоминании бога солнца Аполлона. Фонтан Латоны рассказывает о детстве Аполлона и торжестве его матери — Латоны, грот Аполлона, прежде также являвшийся фонтаном, изображает ночной отдых бога на дне моря в окружении нимф. Бассейн Аполлона (1670) посвящен восходу солнца, появлению колесницы солнечного бога из воды. Он украшен скульптурной группой, выполненной Ж.-Б. Тюби (1635–1700) по рисункам Лебрена. Когда в центре бассейна бьет фонтан, создается впечатление, что четверка бешеных коней вздымает и вспенивает воду сильными ударами копыт.

Сад Версаля стал образцом почти для всех королевских садов Европы. Его копии были созданы в Люксембурге, Мюнхене, Дрездене, Кёльне, Дюссельдорфе, Потсдаме, Лондоне, Лиссабоне, Вене и Санкт-Петербурге. В начале XX века слава французского сада пришла и в далекую Индию. Миниатюрная модель Версаля была создана махараджей в городе Капартале (штат Пенджаб). В подражание Людовику XIV он даже оформил сад произведениями искусства, привезенными из Франции.