Малый трианон
1761
Людовик XV , как и его прадед Людовик XIV ,
будучи тонким знатоком и любителем садов, в 1749 г.
повелел создать парковый пейзаж в
северо-восточной части территории, примыкающей к
Большому Трианону, который впоследствии вошел в
комплекс Малого Трианона. Работы велись
поэтапно: сначала построили новый зверинец,
затем разбили новый цветочный партер, назвав его
Французским садом, и в 1750 г. архитектор Ж.А.
Габриель возвел Французский павильон. Ботаник
Бернар де Жюссьё создал по заказу Людовика XV
ботанический сад. К сожалению, этот ботанический
сад, как и построенная в 1767 г. большая теплица, не
сохранились до нашего времени.
В 1761 г. архитектор Габриель построил
небольшой замок, в декоре фасадов которого были
использованы различные стили, и самым пышным
стал фасад с высокими колоннами коринфского
ордера, смотрящий на Французский сад. Все четыре
фасада сравнительно небольшого, квадратного в
плане, двухэтажного строения выполнены по одной
композиционной схеме, с акцентом в середине –
портиком коринфского ордера, покоящимся на
четырех опорах. С обеих сторон от портика
выступают ризалиты с окнами. Со стороны сада
устроена терраса, на которую дворец раскрывается
ордерной лоджией. Композиция здания так
благородна, проста, а пропорции настолько
классически ясны, что это произведение Габриеля
по праву счмтается одним из лучших памятников
французского и мирового зодчества. В Малом
Трианоне все дышит интимным уютом. В отделке
внутренних покоев заметны черты стиля рококо.
Романтический парк Малого Трианона
создавал Анри Ришар, который в качестве
идеального образца использовал английские парки
с их свободной пейзажной планировкой. С
невыразимой деликатностью в парк вкрапливаются
мостики и павильоны. Самый ранний из них –
Французский павильон. Он расположен между
Большим и Малым Трианоном. Позже архитектор Мик
возвел на холме над озером музыкальный павильон,
или Бельведер. Одновременно с ним на островке был
выстроен храм в античном стиле, названный Храмом
Амура.
В период между 1783 и 1786 гг. по проекту Мика
были построены молочная ферма, мельница, Хижина
королевы. В характере этих строений нашло
отражение влияние философа-просветителя
Жана-Жака Руссо, в частности его идеализация
патриархального быта на лоне природы. Людовик XVI
подарил Малый Трианон королеве Марии-Антуанетте.
«В Малом Трианоне дали праздник нового типа.
Искусство, с которым не то чтобы осветили,
подсветили английский сад, произвело
восхитительное впечатление» (из «Мемуаров»
мадам Кампан).
В 1780 г. Мик построил маленький театр, на
сцене которого в пьесе «Женитьба Фигаро» с
успехом играла Мария-Антуанетта.