Садово-парковое
искусство эпохи классицизма во Франции
Версаль
Урок для учащихся 8 класса
1. Введение в тему
Версаль — творение короля Людовика XIV в
той же мере, что и художников и архитекторов.
Можно сказать, что жизнь Франции (да и не только
Франции) подчинялась его воле, вкусам и влиянию.
XVII век в Европе был веком трагическим ( а
бывают ли другие времена?). С 1618 по 1648 г. длилась
Тридцатилетняя война. Многие родились и умерли,
не изведав мирной жизни. Ужасные болезни косили
людей тысячами. Сам Людовик XIV в детстве
переболел оспой, и его выздоровление почитали
чудом. А голод! В иные годы люди питались лебедой,
хлебом из коры, доходило до каннибальства.
Необъятное число нищих, бездомных, калек
скиталось по дорогам. Разбой, воровство, насилие
всякого рода и, как следствие этого, публичные
казни стали делом почти обычным. Казнь — черный
театр XVII в. — ни у кого не вызывала возмущения.
Зрители со знанием дела оценивали мастерство
палача, с азартом следили за поведением
осужденного. Часто он вел себя мужественно, даже
красиво.
XVII век — век мужественных сердец.
Мужественным, хотя и по-солдатски грубоватым, был
тип идеального мужчины, чьи характер и облик
сложились в годы Тридцатилетней войны. С легкой
руки Дюма-отца его впоследствии нарекли
мушкетером. Шпага — верная подруга этого
дерзкого вояки, готового рискнуть жизнью по
любому поводу или вовсе без повода, потому что в
игре со смертью он обостренно ощущал терпкий
вкус бытия. Это был и век мистический. Святые,
способные исцелять смертельные недуги,
духовидцы, теологи соседствовали с колдунами,
ворожеями с омерзительными зельями, отчаянными
безбожниками.
В 1662 г. на Гревской площади сожгли
дошедшего в безудержном остроумии до
богохульства поэта Клода Ле Пти. И в тот же год
скончался человек глубочайшего научного знания
и пламенной веры — Блез Паскаль.
Иное смирение — сестра мужества. Потому
никто не удивлялся, если некий вельможа или
известная красавица внезапно, буквально сразу
после какой-нибудь жизненной победы или прямо с
бала шли в монастырь, чтобы постом и молитвой
«стяжать в своем сердце благодать, начатки
Царствия Божия».
Огромную популярность приобрел театр.
Театр творился не только усилиями драматургов,
художников, актеров, музыкантов, режиссеров.
Театр рождало умонастроение общества. Людовик XIV
превзошел всех. Он стал первым режиссером и
первым актером на подмостках Франции, да и
Европы. В своем любимом Версале он развернул
умопомрачительный зрелищный церемониал —
спектакль с королем в роли главного героя.
Людовик действительно был незаурядным актером,
играл на разных инструментах, улавливал в
оркестре малейшую фальшь. В годы становления
классического балета Людовик танцевал на сцене
(до 32 лет), причем нередко рядом с прославленным
профессионалом танца Пьером Бошаном.
2. Работа с текстом
Задание. Те, кто знаком с
творчеством Александра Дюма, конечно, заметили,
что эпоха Людовика XIV его особенно интересовала.
Прочитайте отрывки из произведений А. Дюма и
ответьте на вопросы:
— кому принадлежал замок Во-ле-Виконт,
— кто такой Фуке, к которому пожаловал в гости
Король-Солнце?
Текст
Если замку Во присущ какой-нибудь
недостаток, который ему можно поставить в упрек,
то это его чрезмерная величавость и чрезмерная
роскошь.
…Но если нужно было бы указать, в чем
именно богатство и прелесть этого дворца
особенно поразительны, если что-нибудь в нем
можно предпочесть великолепию его обширных
покоев, роскоши позолоты, обилию картин, то это
лишь парк, это только сады замка Во. Фонтаны,
казавшиеся чудом в 1653 году (когда был построен
замок), остаются чудом и ныне; то же можно сказать
о каскадах, восхищавших всех королей и всех
принцев Европы.
…Для поливки садов Фуке расчленил
реку на тысячу фонтанов и собрал тысячу фонтанов
в потоки.
Тридцать миллионов были брошены Фуке в
его бассейны, в литейные его скульпторов, в
чернильницы его поэтов, в папки его художников, и
все же тщетны оказались его надежды на память
людскую!
(А. Дюма. Виконт де Бражелон)
Людовик XIV в сопровождении Фуке
отправился осматривать комнаты замка. Ничего
подобного не было с мире: он видел картины,
произведения гениального живописца, которого он
вовсе не знал; он видел сады, произведения
человека, который рисовал деревьями и цветами и
которого даже имя ему было неизвестно: министр
старался обратить внимание короля на все это,
думая возбудить тем его удивление, а вместо того
возбудил в нем только зависть.
— Как зовут архитектора? — спросил
король.
— Лево, ваше величество.
— А вашего живописца?
— Лебрен.
— А вашего садовника?
— Ленотр.
Людовик твердо запомнил эти три имени.
В театре замка король присутствовал
на интересной и смешной комедии, автора которой
он увидел впервые. За столом он услышал
остроумные басни и стихотворения не известного
ему, королю, Лафонтена.
…Мы не станем повествовать ни о
великолепном пиршестве, данном Фуке их
величествам, ни о концертах, ни о феерических
превращениях; мы опишем лишь лицо короля, которое
из веселого, открытого и счастливого, каким оно
было сначала, вскоре сделалось мрачным,
натянутым, раздраженным. Он вспомнил свой дворец
и свою жалкую роскошь.
(А. Дюма . Людовик XIV и его век )
3. Рассказ учителя
Это было 17 августа 1661 года. Прошло
двенадцать дней после праздника. Могущественный,
богатый и просвещенный министр Фуке был
арестован по приказу короля и на всю жизнь
заключен в крепость. Богатства Фуке были
конфискованы. Талантливые создатели славы Во
призваны на службу королю.
Лебрен, Лево и Ленотр приступили к
созданию и украшению новой королевской
резиденции — Версаля.
Так изложил события Дюма. Но
прославленный романист, выступая в роли
историка, в угоду занимательности часто
произвольно допускал ошибки в деталях. На самом
деле Ленотру спустя год после окончания
строительства парка в Во была поручена
планировка Версальского парка. Это было за семь
лет до ареста Фуке.
В XVII столетии во Франции установилась
особая форма государственного устройства,
названная позднее абсолютизмом. Знаменитая
фраза короля Людовика XIV (1643 – 1715) «Государство —
это я» имела под собой весомое основание:
преданность монарху считалась верхом
патриотизма.
Королевской власти подчинялась и
церковная жизнь страны. Католическая церковь во
Франции стремилась быть независимой от Папы
Римского и во многих вопросах действовала
самостоятельно. В то же время сложилось новое
философское направление — рационализм, которое
признавало основой познания разум человека. «Я
мыслю, следовательно, я существую», — утверждал
один из основоположников этого направления
Декарт. Именно способность человека мыслить, по
мнению философов, возвышала его, превращала в
подлинные образ и подобие Божие.
На основе этих представлений
сформировался новый стиль в искусстве —
классицизм. Творцы этого стиля полагали, что
красота существует объективно и ее законы можно
постигнуть с помощью разума. Конечная же цель
искусства — преобразование мира и человека —
согласно этим законам и есть воплощение идеала в
реальной жизни.
Вся система художественного
образования классицизма строилась на изучении
античности и искусства Возрождения. Процесс
творчества состоял прежде всего в соблюдении
правил, установленных при изучении древних
памятников, а достойными воплощения в
произведениях искусства считались сюжеты из
античной мифологии.
В первой половине XVII века столица
Франции постепенно превращалась из
города-крепости в город-резиденцию. Облик Парижа
теперь определяли не крепостные стены и замки, а
дворцы, парки, регулярная система улиц и
площадей. Вокруг дворца архитектор обязательно
устраивал парк, в котором царил жесткий порядок:
зеленые насаждения были аккуратно подстрижены,
аллеи пересекались под прямым углом, цветники
образовывали правильные геометрические фигуры.
Такой парк получил название регулярного, или
французского.
Вершиной развития нового направления в
архитектуре стал Версаль — грандиозная парадная
резиденция французских королей недалеко от
Парижа.
Вначале там появился королевский
охотничий замок (1624). Основное строительство
развернулось в правление Людовика XIV в конце 60-х
гг. XVII в. В создании проекта участвовали
виднейшие зодчие: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и
выдающийся декоратор садов и парков Андре
Ленотр. По их замыслу, Большой дворец — главная
часть композиции — должен был располагаться на
искусственной террасе, где сходятся три главные
проспекта Версаля. Один из них — средний — ведет
к Парижу, а два боковых — к загородным дворцам Со
и Сен-Клу.
Жюль Ардуэн-Мансар, приступив к работе в
1678 г., оформил все постройки в едином стиле.
Фасады корпусов были поделены на три яруса.
Нижний, по образцу итальянского палаццо эпохи
Возрождения, отделан рустом, средний — самый
крупный — украшен высокими арочными окнами,
между которыми расположены колонны и пилястры.
Верхний ярус укорочен, он завершается
балюстрадой (ограждением, состоящим из фигурных
колонн, соединенных перилами) и скульптурными
группами, которые создают ощущение пышного
убранства, хотя все фасады имеют строгий вид.
Интерьеры дворца отличаются от его внешнего вида
роскошью отделки.
Огромное значение в дворцовом ансамбле
принадлежит парку, спроектированному Андре
Ленотром. Он отказался от искусственных
водопадов и каскадов в стиле барокко,
символизирующих стихийное начало в природе.
Бассейны Ленотра четкой геометрической формы, с
зеркально гладкой поверхностью. Каждая крупная
аллея завершается водоемом: главная лестница от
террасы Большого дворца ведет к фонтану Латоны; в
конце королевской аллеи располагаются фонтан
Аполлона и канал. Парк ориентирован по оси запад
— восток, поэтому, когда восходит солнце и его
лучи отражаются в воде, возникает удивительно
красивая и живописная игра света.
Русский путешественник писал о своих
впечатлениях:
«Есть удивительный момент, когда солнце,
склоняясь к западу, опускается как раз над
Большим каналом и сквозь разорванные тучи
бросает свои лучи на зеленую ширь парка, на
великолепный дворец и отражается в водах канала.
Кажется, что оно опускается на отдых в волны. В
это время Версаль — царство солнца. Но тот, кто
хочет насладиться до конца Версалем, должен
остаться в парке до поздней ночи… В густых
аллеях в это время темно и жутко…»
Планировка парка связана с архитектурой
— аллеи воспринимаются как продолжение залов
дворца.
Главная идея парка — создать особый мир,
где все подчинено строгим законам. Не случайно
Версаль многие считают блестящим выражением
французского национального характера, в котором
за внешней легкостью и безукоризненным вкусом
скрываются холодный рассудок, воля и
целеустремленность.
Французский романист и поэт Виктор Гюго
писал:
Была природа в парке этом
Как будто неживой;
Как будто с выспренним сонетом,
Возились там с травой.
Ни плясок, ни малины сладкой.
Ленотр и Жан Люли
В садах и танцах беспорядка
Стерпеть бы не могли.
Застыли тисы, точно в трансе,
Равняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном кусты.
Создание версальского парка было
поручено Ленотру в 1654 году. Затем он был назначен
главным контролером королевских построек и
садов. Ленотр вступил в борьбу с природой. Под его
руководством осушили болото, срыли и переместили
холмы. В безводной песчаной долине появился
канал длиной 1600 и шириной 120 метров. К нему за 50 км
отвели воду из рек Сены и Эро. Воду в высоко
бьющие фонтаны накачивал 221 насос.
Против дворца проложили широкую
просеку, мелкий лес выкорчевали. Из Нормандии и
Фландрии привезли деревья — грабы высотой 4–5
метров. Подстриженные, они образовали высокие
стены аллей.
Десять лет спустя, в еще не законченном
парке, король устроил большой праздник,
продолжавшийся три дня.
«Версальские сады превратились в
чертоги Альцины, и увеселения, следовавшие одно
за другим, составляли род поэмы, которая должна
была продолжаться три дня и называлась
«Удовольствия очарованного острова», — так
писал Александр Дюма.
Празднество сопровождалось концертами,
танцами и грандиозными фейерверками.
Праздник в Версале имел успех. Стройный
парк с водными бассейнами и фонтанами, как по
волшебству возникший на безводном диком
пустынном месте, поразил всех. Людовик был
доволен. Имя волшебника Ленотра, покорившего
природу, передавалось из уст в уста.
Вот отзывы зрителей на спектакль «Звук и
свет», который состоялся в Версале уже в 1954 году:
«Старинные дворцовые часы мерно пробили
одиннадцать раз. И сразу гигантский дворец,
утопавший во тьме, озарился светом… Мы услышали
старинную музыку, зазвучавшую то в одном, то в
другом конце дворца. Вот доносится до нас вальс,
вот менуэт, вот старинный романс. Дворец полон
обитателей! Мы слышим романс, который когда-то
пела королю знаменитая мадам Помпадур. Звучат
марши различных полков французской армии,
выстроившихся перед дворцом, чтобы доложить
королю об одержанных победах. В наступившей
тишине доносится печальная церковная мелодия:
умирает Людовик XIV …
Мощным прибоем звучат гневные голоса
парижан: народ требует, чтобы Людовик XVI выехал из
Версаля в Париж.
Гаснет свет. Небольшой перерыв. Тысячная
толпа зрителей поворачивается лицом к парку.
Прожекторы выхватывают из тьмы то один, то другой
уголок парка, и то тут, то там возникают шум,
оживление; доносится веселая музыка.
У нас было такое ощущение, будто и
дворец, и парк наполнены людьми, которые поют,
танцуют, смеются, маршируют по плацу, выкрикивают
из толпы слова гнева по адресу королей.
Но на самом деле и дворец и парк были
пусты».
4. Сообщения учащихся
(Этот вид работы требует
предварительной подготовки и подбора материала
с помощью учителя.)
Учитель. Итак, праздники в
Версале. Собственно, это место и предназначалось
для празднеств. Что же за люди, «которые поют,
танцуют, смеются, маршируют по плацу, выкрикивают
из толпы слова гнева по адресу королей»,
наполняли дворец? Как они выглядели, чувствовали,
жили?
Ученики (возможные темы
сообщений).
— Талант — идеал времени.
«Галантно», «талант» — что означали эти слова в
эпоху Людовика XIV ? Это особый способ восприятия
жизни, особый тип человека, особое обхождение. В
годы юности Короля-Солнце возникает и крепнет
культ учтивого, «порядочного человека» —
таланта. Галантный кавалер вовсе не тот, кто
красиво ухаживает за дамой. Хотя, разумеется,
талант владеет и этим искусством.
— Версальская мода . Человек,
давший формулу абсолютизма «Государство — это
я», многим представлялся солнцем Франции, когда
его мальчиком короновали в 1654 г. Юный Людовик XIV
стоял перед народом на ступенях храма в тяжелой
короне Карла Великого, облаченный в далматику,
фиолетового пурпура «королевское манто» и
красные бархатные башмаки. Очень скоро он стал
законодателем французской моды. Его облик
действовал гипнотически. Образцом для
подражания служили его одежда, походка, даже
содержимое карманов.
5. Рефлексия и выводы
Учитель. Версаль — не просто
шедевр архитектурного и садового искусства, это
эпоха, личности, мироощущение. Мы увидели, хотя бы
отчасти, его великолепие глазами современников
Людовика XIV и его потомков — Дюма, Гюго и других.
Такую счастливую возможность нам дали книги. Как
бы ни был интересен мир искусства, интереснее
всего люди, которые отразились в этом чудесном
зеркале и чей облик, и физический, и духовный,
дошел до нас через века именно благодаря
чудесной силе искусства. Взглянем еще раз на
Версаль, на этот раз глазами знаменитого
русского историка и писателя конца XVIII — начала
XIX века Н.М. Карамзина:
«Огромность, совершенная гармония
частей, действие целого: вот чего и живописцу
нельзя изобразить кистью!
Пойдем в сады, творение Ленотра,
которого смелый гений везде сажал на трон гордое
искусство, а смиренную Натуру, как бедную
невольницу, повергал к ногам его…
Итак, не ищите природы в садах
версальских; но здесь на всяком шагу Искусство
пленяет взоры…» («Письма русского
путешественника»).
В оформлении использованы гравюры А
Прувена из серии "Придворная жизнь" 1694