Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук,
преподаватель Московского института открытого
образования
Язык искусства:
как раскрыть детям тайну
архитектуры
Продолжение. См. №
12, 13, 15, 18, 21, 22/2006; № 1/2007
Художественная сторона архитектуры
Мы уже говорили о конструктивной
стороне архитектуры, теперь поговорим о о
красоте здания. Но прежде необходимо напомнить
об архитектурных формах.
К архитектурным формам относятся
колонны, карнизы, фронтоны, наличники окон и
дверей, водосливы, скульптурные детали снаружи и
внутри. Архитектурные формы можно разделить на органические
и дополнительные. Органические — те
элементы, которые являются неотъемлемой частью
здания и определяются самой его структурой:
двери, окна, балконы, лоджии, выступы и отступы
стен, а также изолированно стоящие опоры:
колонны, столбы (за исключением образующих
декоративные портики). Дополнительные формы в
архитектуре имеют лишь декоративный смысл, их
основное назначение — украшать. Изменением
формы, размера, ритма органических форм можно
добиться очень многого в смысле увеличения
выразительности здания. Применение декоративных
форм должно отвечать задаче раскрытия образа
здания. Если они этому не способствуют, то их
применение противопоказано.
Aрхитектурные формы,
которые играют роль декоративных
Колонна
Как известно, колонны — это несущий
элемент стоечно-балочной конструкции. Люди во
все времена старались украсить колонну, сделать
ее пластически выразительной. Египтяне
придавали колонне форму цветка лотоса, связки
стеблей папируса. В Древней Греции
колонны уподоблялись членам общества, несущим на
своих плечах ношу общественных забот.
Мощная дорическая колонна напоминала
мужчину, недаром она была без базы, с мощным
завершением. Ионическая колонна была исполнена
женской прелести: как женщина становится
стройнее и выше, встав на каблуки, так и
ионическая колонна приподнималась базой; волюты
были похожи на локоны волос, а каннелюры — на
струящиеся складки одежды. Более вычурна
коринфская колонна, капитель которой сделана в
виде листьев аканта. Изредка колонны могут
играть лишь декоративную роль — например,
колонна Львиных ворот в Микенах ничего не
поддерживает, она лишь украшает.
Полуколонна, пилястра,
колоннада
пилястра
коллонада
Чисто декоративную роль играют
полуколонна и пилястра. Полуколонна — это
колонна, встроенная в стену на половину своего
диаметра. Есть так называемая трехчетвертная
колонна — она выступает из стены более чем
наполовину. Пилястра — это плоский
прямоугольный выступ стены, имеющий те же части и
пропорции, что и колонна. Из колонн может быть
составлена колоннада — ряд колонн,
поддерживающих антаблемент.
Арка
Часто арка, опирющаяся на полуколонны и
пилястры, играет роль декора. Например, в
Дмитровском соборе во Владимире арка и
полуколонны образуют аркатурно-колончатый пояс.
Стрельчатые арки украшают фасады
готических соборов. Арки не только украсили
Колизей, но и стали его опознавательным знаком.
Арки на первом этаже были не только украшением,
но и служили для входа, на втором и третьем — для
освещения прогулочных тоннелей.
Нервюрa
Нервюры, напоминающие ветви деревьев, в
готике тоже становятся декоративными
элементами.
Пинакль
Интересно, что практически любой
элемент в архитектуре обыгрывается, украшается.
Так, контрфорсы и аркбутаны красивы сами по себе,
но на контрфорсах обязательно будет «надета»
маленькая крыша — пинакль, которая утяжеляет
контрфорс, вбивает его в землю. Пинакль, в свою
очередь, тоже обязательно украшен.
Фахверк
Еще один пример декоративного
оформления здания — это фахверковые дома, когда
вся деревянная конструкция выводится наружу, как
бы сквозь камень, становясь декором.
Портал
Порталы оформляются каменной резьбой и
скульптурой. Особенно это любили в готике. Часть
стены между аркой и дверью называется тимпаном —
именно в нем и помещались скульптурные
композиции.
Окно
Окна снаружи оформляются наличниками,
наверху находится карниз — сандрик. Украшения
окон могут разнообразно варьироваться.
Водослив
Водосливы могут быть оформлены в виде
человеческих фигур и тел животных.
Декоративно-монументальные формы
Мы убедились, что архитектурные формы
выполняют две функции — ту, которую они должны
выполнять в соответствии со своим назначением, и
декоративную. Мы перечислили органические
архитектурные формы, то есть те, которые заданы
конструкцией. Кроме них есть дополнительные
формы — назначение которых только украшать. К
ним, помимо перечисленных выше, относятся
скульптура и живопись, которые носят название
декоративно-монументальных форм. В живописи —
это фреска, витраж, мозаика, в
скульптуре — рельеф и круглая скульптура.
Главная цель скульптуры и живописи —
изобразительными средствами раскрыть идейное
содержание здания, досказать то, что не смогла в
полной мере выразить архитектура, оперирующая
геометрическими формами. Кроме того, они
украшают здание.
Связь скульптуры, живописи и
архитектуры создает синтез искусств — их
взаимоподдержку, единство, неразрывное
взаимодействие. Если убрать скульптуру или
живопись, то общее художественное впечатление
ослабеет. Но если этого не происходит — значит,
органической взаимосвязи архитектуры,
скульптуры и живописи нет.
Хорошо, если роспись и скульптурное
декорирование создаются одновременно с
архитектурным произведением. Но может быть и
некоторая отсрочка по времени. Так произошло с
Сикстинской капеллой, потолок которой
расписывал Микеланджело. Роспись плафона
обладает высокими достоинствами не только
потому, что она хороша в чисто живописном
отношении, но еще и потому, что композиция ее в
полной мере соответствует форме помещения и его
пространственным соотношениям.
К другим видам дополнительных
декоративных элементов относятся:
— резьба,
— узорная кладка кирпича,
— резная терракота,
— изразцы,
— эстетика материала
— форма, цвет, фактура,
— ордерная декорация,
— украшение фронтона — верхней части крыши,
ограниченной скатами,
— фриз — ленточная скульптурная или живописная
композиция, опоясывающая все здание.
Знаковая роль декора
Разобравшись в органических и
дополнительных декоративных формах, зададимся
вопросом: несет ли декор какую-нибудь
дополнительную нагрузку кроме украшательской?
Несет. Знаковую. Что это такое и в чем
проявляется? Декор — это определенный знак.
Например, по характерному виду декора можно
определить архитектурный стиль. По виду и цвету
— национальный характер.
В архитектуре устоялись определенные
элементы, по которым судят о том или ином
назначении здания. Например, во времена
строительства каменных церквей на Руси люди
привыкли к тому, что в церквях обязательно есть
закомары — дугообразное завершение верхней
части стены, соответствующее форме внутреннего
свода. Позже стали строить церкви, в которых
закомары уже не являлись элементом конструкции,
а стали знаком принадлежности здания к церковной
архитектуре.
Просматривается и обратная связь: по
внешнему виду того или иного декоративного
элемента можно безошибочно сказать о месте или
времени его использования. Так, например, фахверк
стал визитной карточкой Западной Европы.
Практическая часть
Напишите на доске в столбик первые буквы
названий органических форм и предложите детям в
течение 5 минут в тетради дописать эти слова.
Когда записи будут сделаны и проверены, учитель
может предложить посмотреть слайды, где в декоре
зданий имеются указанные формы. Ученики вместе с
учителем находят их.
Затем можно организовать соревнование:
кто за отведенное время назовет больше
декоративных форм. Параллельно обратите
внимание учащихся на дополнительные элементы,
которые лишь украшают здание. Пусть дети
называют их по-своему, а учитель поправляет, так
как давать перечень дополнительных форм
нецелесообразно — их должен хорошо знать
учитель, а дети могут попытаться их увидеть и
определить.
После просмотра можно попросить
учащихся придумать определения тех или иных
архитектурных форм. Причем форма этих
определений может быть любой: серьезной и
шуточной, лиричной и научной. Например: «Это
ростки, которые застыли в камне. Они тянутся из
колонн, своими упругими стеблями поддерживая
свод и украшая его» (нервюры); «Какие непослушные
перегородки, они так и норовят вылезти на
наружную стену и показать себя!» (фахверк).
В качестве домашнего задания предложите
детям нарисовать здания с уже известными или
придуманными декоративными элементами. Условие
– придуманные элементы должны быть также и
продуманными: как называются, для чего служат,
как крепятся и пр.
Продолжение следует