Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО , школа № 199, г. Москва
Терракотовая армия императора
Еще в 4-м классе дети начали знакомство с
искусством народов Юго-Восточной Азии (Японии,
Китая). Этот разговор логично может быть
продолжен на уроках изобразительного искусства
в 5-м классе при изучении темы «Декор — человек,
общество, время» или в 6-м классе при работе над
темой портрета, лепкой головы человека. Хотелось
бы отметить, что знакомство с древнекитайскими
воинами, их обликом, оружием и обмундированием
может быть особо интересно для мальчиков.
Оборудование
Для учителя : фотографии
терракотовых фигур в полный рост, репродукция
портрета императора Шихуанди, образцы детских
работ.
Для детей : скульптурный пластилин
или обычный однотонный, стеки, доски для лепки.
Рассказ учителя
Наиболее яркий пример создания под
землей подобия мира живых — погребальный
комплекс первого китайского императора Цинь
Шихуанди (259–210 гг. до н.э.) (рис. 1). (Цинь
Шихуанди — титул, взятый императором Инь Чжен
для себя и своих потомков. Ши — «первый», хуанди
— «божественный правитель».)
рис. 1
В китайской религии до начала I
тысячелетия н.э. не существовало концепции
нового рождения после смерти. Была вера в
загробную жизнь, подготовка к которой начиналась
задолго до наступления смерти с целью сохранения
тела и создания после погребения необходимых
условий, соответствующих тем, которых человек
удостаивался при жизни. Основой погребального
сооружения служили подземные камеры, копирующие
внутреннюю архитектуру жилища.
Одно из величайших археологических
открытий XX века было сделано в 1974 году в
китайской провинции Шэньси, рядом с городом
Сиань. При рытье колодца местные крестьяне
наткнулись на твердые обломки, которые при
ближайшем рассмотрении оказались фрагментами
огромных скульптур из обожженной глины. Раскопки
обнаружили подземную галерею 210х60 м,
заставленную выполненными в полный рост (1,7–2 м)
фигурами стрелков, пехотинцев, лучников,
всадников и лошадей, эта армия, похороненная
вместе со своим императором, была впоследствии
названа Терракотовой армией. По предварительным
подсчетам китайских ученых, захоронение
насчитывает около восьми тысяч фигур, из которых
уже извлечены из земли две тысячи, а
реставрированы около тысячи. Для окончательного
восстановления понадобится еще более двухсот
лет кропотливого труда.
По существовавшим канонам вместе с
императором после его смерти должны были быть
похоронены воины его армии для сопровождения
своего владыки в загробной жизни, чтобы
символизировать его величие и защищать от темных
сил. Величие императора-воина Цинь Шихуанди,
положившего конец периоду «Сражающихся царств»,
объединившего под своей властью китайские земли
от Восточно-Китайского моря до предгорий
Гималаев и создавшего первую империю, не
позволяло поступить каким-либо другим образом.
По легенде, советники отговорили
императора от такого шага, для охраны его покоя
были изготовлены терракотовые (глиняные) воины.
Работа над изготовлением глиняных воинов
началась уже при жизни императора одновременно с
началом строительства его усыпальницы.
В захоронении были найдены прекрасные
образцы оружия, характеризующие уровень
развития металлургии того времени. На вооружении
у китайских воинов находилось не только
бронзовое холодное оружие — копья, боевые
топоры, секиры, мечи и алебарды. Положение
некоторых терракотовых фигур дает
исследователям повод предположить, что они были
вооружены гигантскими арбалетами, известными с
III в. до н.э. Вес такой машины — 270 кг, длина стрел
достигала 2,25 м, дальность полета стрелы — около
девяти километров.
Особый интерес представляет
обмундирование солдат и офицеров. Все они были
одеты в халаты до колен и длинные штаны. Обувь —
сапоги и неглубокие «лодочки» на тонкой подметке
у солдат, остроконечная обувь с загнутыми носами
у офицеров.
Тела многих воинов защищали панцири,
составленные из небольших пластин с множеством
клепок, завязок и кистей.
Головной убор говорил о социальном
положении воина, соответствовал его рангу.
Некоторые рядовые воины носили легкие мягкие
шапочки из материи – «цзе», закрывающие все
волосы, у других не было головного убора, их
прически из собранных в пучок волос были
укреплены тонкими косичками. Офицеры среднего
ранга носили головные уборы трапециевидной
формы, передняя часть которых была прямой и
ровной, а задняя загибалась книзу крючком. Особый
интерес представляют «шапки» старших офицеров,
прямые и твердые, с задней частью, похожей на
закрученное двойное перо птицы, они украшались
лентами (рис. 7 ,8, 9, 10).
Открытие терракотовых фигур — новая
страница в мировом художественном наследии. Уже
в самом начале раскопок археологи отметили, что
эти воины производят необыкновенное
впечатление. Перед зрителями открывается не
просто давящая количеством масса истуканов, а
удивительная галерея образов, созданных
древними мастерами (рис. 2, 3 ). Каждый солдат и
офицер наделены индивидуальными чертами лица,
своим характером: нахмуренные брови и плотно
сжатые губы, искрящиеся глаза и чуть изумленно
приподнятые брови, бодрый взгляд и лихо
закрученные усики, легкая усмешка… Изначально
ученые даже выдвинули предположение, что
подлинные солдаты армии императора специально
позировали для своих скульптурных портретов.
Позднее пришли к выводу, что мастера во время
работы наделяли свои модели индивидуальными
чертами по собственному усмотрению, крепя на
готовые формы лиц усы, бороды, брови, носы, уши
жидким раствором глины, нанося глаза различной
формы.
рис. 2
рис. 3
Для изготовления голов использовалось
восемь форм, так как, по традиции, в китайской
живописи существует восемь типов человеческих
лиц:
— узкое лицо с небольшими глазами;
— полное и длинное лицо с широким лбом, круглыми
щеками, крепким подбородком и крупными носом и
глазами;
— полное лицо с широким лбом, большими глазами и
носом, крупным подбородком;
— лицо с высокими скулами и впалыми щеками, с
узким и длинным подбородком;
— квадратное лицо;
— лицо с узким лбом, острым подбородком;
— лицо с широкой верхней частью и волевым
подбородком;
— лицо с узким лбом и широкими щеками и
подбородком (перевернутое лицо).
На завершающем этапе работы мастера при
помощи специальных инструментов наносили на
сырую глину фактуру волос, ногтей, даже суставов
пальцев на руках. Особое внимание уделялось
форме усов, бороды и прическам. «Стричься легче
смертной казни, но тяжелее, чем быть наказанным
плетью», — гласит древняя китайская поговорка.
По мнению исследователей, удивительное
многообразие фигур было достигнуто комбинацией
ограниченного числа элементов: три вида
постамента, два вида ног, восемь типов торсов и
восемь типов голов. Все элементы изготавливались
в заранее приготовленных формах. Об этом
свидетельствуют отпечатки пальцев с внутренней
стороны деталей, которые затем соединялись по
швам. На фигурах в разных местах учеными
обнаружены мелкие надписи, часть из них
указывает на имена 85 мастеров — ремесленников,
руководивших работой групп из 10–12 человек.
При ударе фигуры издают металлический
звон. Это свидетельствует о высоком уровне
плотности и твердости изделий, подтверждающем
прекрасное мастерство гончаров. Следует особо
отметить и уровень технической оснащенности
мастерских, поскольку печи для обжига деталей
фигур должны были не только иметь внушительные
размеры, но и выдерживать температуру выше 10000
С.
Все терракотовые воины ранее были
разукрашены, о чем свидетельствуют остатки
краски на самих фигурах и на грунте, в котором они
были найдены (рис. 4). Мастера
использовали более десяти цветов. Красный,
зеленый, коричневый и синий использовались
значительно чаще, вместе с ними присутствовали и
багровый, розовый, пурпурный, лазурный,
оранжевый, черный и белый цвета.
рис. 4
Это одно из величайших погребений в
истории по праву может считаться восьмым чудом
света. В 1987 г. весь комплекс включен ЮНЕСКО в
реестр объектов мирового культурного наследия.
Практическая работа
Ребятам предлагается выполнить
поплечный портрет древнего воина, при желании
можно сделать и фигурку в полный рост. (Детские
работы – рис. 5, 6 ) Работа выполняется из
двух-трех брусков пластилина одного цвета, перед
занятием лучше смешать несколько цветов и
получить пластилин однородного коричневого
оттенка. Фигурка получится небольшая, так что
можно обойтись без каркаса.
рис. 5
рис. 6
1. Определение пропорций
Намечается форма головы, шеи и плечевого
пояса. Важно обратить внимание учащихся на место
крепления шеи к голове: шея является как бы
продолжением линии затылка. В противном случае
часть детей, не задумываясь, присоединит шею к
подбородку.
2. Выявление основных объемов
Лицо человека не является округлой
ровной поверхностью. Детям предлагается
поднести руки к своему лицу и «почувствовать»,
где на лице находятся выпуклости и впадины. После
этого ребятам будет легко определить, какие
«пять вершин» перед началом работы над портретом
намечали китайские художники еще в древности.
Эти вершины соответствовали сторонам горизонта:
лоб — южная вершина, нос — центральная вершина,
скулы — восточная и западная, подбородок —
северная. (Такое восприятие пространства
является для Китая традиционным. По древним
легендам, всю территорию Китая охраняли пять
драконов: Зеленый дракон — на востоке, Красный
дракон обитал в Южном море, на западе среди гор и
пустынь жил Черный дракон, на севере — Белый, а в
центре страны следил за порядком Желтый дракон —
символ власти императора.)
А) В центре головы легким надавливанием
двумя указательными пальцами обозначаем глазные
впадины. Сразу же после этой манипуляции на
заготовке лица отчетливо прочитываются скулы,
бровные дуги, лоб, линия носа.
Б) Чтобы лицо было более выразительным,
можно чуть-чуть сдавить заготовку головы со
стороны висков большим и указательным пальцами.
3. Отработка деталей
Стеком намечаются линии кончика носа и
рта. С помощью стека или стержня от шариковой
ручки продавливается область под носом и ртом.
Далее вылепливаются нос, губы, уши. Учащимся
необходимо напомнить, что размер ушных раковин
соответствует расстоянию от бровной дуги до
кончика носа. Важно следить за тем, чтобы нос и
уши не накладывались детьми из отдельных
деталей, а «вытягивались» из общей массы.
4. Придание модели индивидуальных черт
А) При помощи стека на модели
обозначаются глаза и губы. Здесь важно еще раз
обратить внимание учащихся на то, что все воины
терракотовой армии имели не только
индивидуальные черты лица, каждый из них обладал
своим характером. Следовательно, нахмуренные или
слегка изумленно изогнутые брови, плотно
стиснутые или чуть приподнятые уголки губ у
моделей помогут молодым скульпторам создать
свои образы древних воинов.
Б) Стеком прорисовывается линия роста
волос и имитируются сами волосы. Из отдельных
мелких деталей изготавливаются и прикрепляются
усы, бороды и дополнительные детали причесок.
5. Детали костюма
При изготовлении поплечного портрета
нет возможности передать все особенностей
костюма. Достаточно наметить ворот халата,
защищающего шею воина от натирания панцирем.
Надо обратить внимание детей на то, что китайские
мужские и женские халаты по традиции
запахивались слева направо. Справа налево халат
запахивался только во время погребения как знак
того, что человек переходит в иной мир.
Особый интерес детей вызывает
изготовление головных уборов, поскольку именно
они определяют ранг воина. Выбранный головной
убор собирается из отдельных деталей.
Литература
1. Гу Венджи. Глиняные солдаты императора
// Курьер ЮНЕСКО, январь, 1980.
2. Заводская Е.В. Слово о живописи из сада
с горчичное зерно. — М.: Издательство В. Шевчук,
2001.
3. Китай — земля небесного дракона // Пер.
с англ. — М.: БММ АО, 2001.
4. Погребенные царства Китая // Пер. с
англ. А. Чекмарева. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1998.