Амфитеатр — зрительская часть
греческого театра, разделенная проходами на
сектора и поднимающаяся полукругом над
орхестрой.
Фила — название отдельного района
греческого города, а также сектор амфитеатра,
отводившийся для жителей каждого района-филы.
Парод — проход, разделяющий сектора
амфитеатра, но также и песнь хора, который
спускается по архитектурному пароду на орхестру.
Орхестра (от слова орхеомай — танцую)
— круглая площадка, на которой действует,
танцует, поет, играет на музыкальных
инструментах хор античного театра.
Скена — строение позади орхестры
(первоначально просто палатка), куда актеры
уходили поменять маски и парики; на крыше
каменной скены, которая возникла в середине IV в.
до н.э., появлялись в греческой трагедии боги.
Проскений — узкая площадка между
скеной и орхестрой, на которую выходят цари.
Палатка - будущая скена
Оформление спектакля
Гиматий (основа костюма греческого
актера) — тяжелый пурпурный плащ, какие носили
древние служители Диониса.
Гиматий
Хламида
Хламида — короткий плащ,
появившийся в костюме греческого актера позднее
гиматия, на плащах царей могли быть сделаны
вышивки.
Котурны — сандалии на высокой
деревянной платформе, которые зрительно
увеличивали рост актера, придавая ему осанку
статуи.
Котурны
Маска — обязательный элемент одеяния
греческого актера. Каждая маска увеличивала
черты лица, подчеркивала страсть, которой
одержим персонаж, и с помощью встроенного рупора
усиливала звук. Маски были цветными: мужские лица
— темные, женские — светлые. Раздражение и
ярость передавались багровым цветом, мудрость —
синим, хитрость — рыжим, болезнь — желтым.
Маски
Экиклема — театральная машина, фура,
на которой могли выезжать на орхестру внутренние
покои дворца.
Эорема — театральная машина,
подъемник, с помощью которого боги могли
спускаться с балкона на орхестру и подниматься
обратно.
Эорема
Конструкция греческой драмы
Парод — песнь хора, который
спускается по архитектурному пароду (проход,
разделяющий сектора амфитеатра) на орхестру.
Стасим (букв.: стоячая песнь) —
хоровая партия, во время которой хор находится на
орхестре; стасим делился на симметричные куплеты
— строфу и антистрофу, число стасимов в пьесе
могло колебаться от трех до пяти.
Строфа (букв.: поворот) — первая
часть песни хора, во время которой он начинал
движение по орхестре до поворота.
Антистрофа (букв.: противоповорот)
вторая часть песни хора, движущегося по орхестре
в обратном направлении после поворота.
Эпод — «припев», которым иногда
замыкались строфа и антистрофа.
Эскод (букв.: уход) —
заключительная песнь хора, следующая за
последним стасимом, с этой песней хор покидал
орхестру.
Приспособление для смены задней
части декораций
Протагонист — главный герой
греческой трагедии, тот, кто говорит первым.
Антагонист — второй из основных
героев греческой трагедии, который говорит
вторым и противостоит протагонисту.
Корифей — предводитель хора
греческой трагедии.
Агон — важная составляющая часть
греческой культуры, состязание двоих. В театре —
идейное состязание протагониста и антагониста.
Эписодий — фрагмент древнегреческой
пьесы, где действуют герои. В эписодии входили
монологи и диалоги. Обычно греческая пьеса
состояла из пяти эписодиев, перемежающихся
песнями хора.
Коммос — вокальная партия персонажа с
речитативом хора.