Греческие атеры с театральными
масками. Фрагмент росписи краснофигурной вазы. V
в. до н.э.
Самое печальное, что может произойти с нами при
изучении культур очень далекого прошлого, это
прочное закрепление ощущения, что далекое и
вправду далеко, что оно не имеет, да и не может
иметь к нам никакого отношения. Это происходит,
когда, увлекаясь абстрактными идеями и
понятиями, мы забываем, что человек – всегда
человек. Каждый хочет быть понятым, ищет чуткого
собеседника и способен подарить часть себя тому,
кто захочет принять такой подарок.
Поэтому знакомство с театром и драматургией
очень далекой эпохи – «века Перикла» – я
предлагаю начать с установления личных
контактов с драматургами. Прочитать
принадлежащие им тексты, может быть, поначалу
непросто. Разглядеть личность за текстом, да еще
архаичным, еще труднее. А вот вглядеться в
портретное изображение и попробовать разгадать
за ним судьбу и характер гораздо проще и
увлекательнее. И вот с этого-то я предлагаю
начать занятие.
Только одно условие – ни на предыдущем уроке,
ни в начале этого вы ни в коем случае не
проговариваетесь о том, какую тему будете
изучать. Будете хранить тайну и держать интригу.
Не дадим ученикам возможности печально подумать:
«Ну все ясно, сейчас начнется…» В том занятии,
которое мы предлагаем, они не смогут
превратиться в пассивных потребителей
информации. Им придется стать исследователями,
почти детективами, психологами и физиономистами.
И когда все начнется, они как настоящие участники
событий даже не успеют сообразить, что,
собственно, началось.
Итак, для успешной работы нам нужно разделить
класс на несколько групп таким образом, чтобы их
число было кратно трем. Самый простой вариант для
класса и учителя, которые не привыкли работать в
социоигровом стиле, это разделиться на три ряда.
И тогда внутри рядов можно будет разделиться еще
раз – на рабочие группы по 4 или 6 человек (2–3
парты). Конечно, здесь не место подробно
рассказывать об основных принципах
социоигрового стиля, об этом лучше прочитать в
книгах А.П. Ершовой и В.М. Букатова «Режиссура
урока» и «Хрестоматия игровых приемов обучения».
Но все-таки скажу, что для любой творческой
работы важно, чтобы группы собирались как можно
чаще по случайному принципу, не подчиняющемуся
воле учителя или учеников, чтобы во время
выполнения каждого нового задания и на каждом
уроке рабочие группы были разными, чтобы все дети
могли попробовать и привыкнуть работать с каждым
партнером в классе в самых разных сочетаниях. Это
стимулирует поиск новых путей решения
творческих задач и формирует единый мобильный
коллектив, дает возможность каждому всегда
проявляться по-новому.
Но как бы вы ни делили класс, советую поиграть с
этим делением хотя бы на уровне слов. Давайте
скажем детям, что мы сейчас разделимся на 3 или 6
фил. А если кому интересно, что это такое, то он
может подойти к столу, где сложены справочные
материалы, и посмотреть в словаре.
А тем временем вы выдаете каждой филе набор
одинаковых картинок. Это три скульптурных
портрета (Эсхил, Софокл и Еврипид). Ученики ни в
коем случае не должны заранее знать, кто
изображен на портретах. Каждой группе нужно
будет рассмотреть эти портреты внимательно,
обсудить увиденное и постараться устно ответить
на ряд вопросов. Свои ответы нужно постараться
максимально убедительно аргументировать
обращением к конкретным чертам предложенных
портретов. Вместе с картинками каждой группе и
подгруппе выдается инструкция для работы.
Инструкция
Попробуйте внимательно вглядеться в лица
трех мужчин, обратите внимание на взгляд, черты
лица (лоб, линию бровей, очертания рта и
подбородка) и особенности мимики, присмотритесь
к прическам, позам, особенностям костюма и
попробуйте догадаться:
1. В какой семье мог бы вырасти каждый из этих
людей?
2. Каким скорее всего было его детство?
3. Какое он получил образование?
4. Какой профессией он мог бы заниматься?
(Придумайте не меньше трех возможных вариантов.)
5. Как, с вашей точки зрения складывались
отношения этого человека с обществом и
государством? Какое положение он занимал?
6. Как, по вашему впечатлению, этот человек
относился к себе и другим людям?
Пожалуйста, помните, что на выполнение этой
работы у вас есть 5 минут.
Если у вас в классе три группы и каждая не
превышает 5–6 человек или если класс привык к
групповой работе и вы уверены, что девять человек
могут работать одинаково комфортно и
продуктивно, то каждая команда отвечает на все
вопросы. Но если класс большой и не привык к
групповым формам, то лучше разделить его на 3
группы, состоящие из двух подгрупп. И тогда
группы 1, 2 и 3 «а» будут отвечать на первые три
вопроса инструкции, а группы 1, 2 и 3 «б» – на
последние три.
Пока ваши ученики рассматривают картинки и
спорят между собой, вы тихонечко прохаживаетесь
между группами, шепотом напоминаете участникам,
что не стоит говорить слишком громко, потому что
их идеи могут помешать соседям выработать
собственные. Напоминаете, сколько минут и секунд
осталось до конца работы и в случае острой
необходимости добавляете 1–2 минуты, не больше.
Говорите о том, что каждой гипотезе надо найти
подтверждение в конкретных чертах портрета,
тактично, но твердо поддерживаете и озвучиваете
внутри каждой группы любую идею, которую
участники склонны не услышать, забыть или
отвергнуть без обсуждения, и героически
удерживаетесь от желания что-то подсказать.
Через 5–6 минут вы решительно прерываете
обсуждение – сколько успели, столько успели, и
зовете к себе по одному представителю от каждой
из трех больших команд.
На столе у вас лежат те же портреты, но
картинкой вниз. Какой портрет вытянет
представитель команды, о том человеке и будет
первой рассказывать вся его большая группа. Две
другие группы получат право высказать свои
возражения и дополнения.
Например, группа 1 будет рассказывать о
горделивом завитом красавце (Софокле), а группы 2
и 3 после ее выступления добавят какие-то
существенные, с их точки зрения детали, затем
скажут о том, в каких суждениях они с первой
группой принципиально разошлись. Попросите всех
участников дискуссии как можно внимательнее
запоминать все гипотезы и аргументы. Если
успеете, попробуйте кратко зафиксировать все
(понятные и странные, верные и неверные) идеи на
доске. Постарайтесь тактично, но жестко
прерывать повторы и уложиться со всей дискуссией
в 12 минут: две минуты на выступление каждой
группы и две минуты на дополнения и опровержения.
Если вы не уверены в своей способности быть
внимательным к времени и беспристрастным к
высказываниям учеников, назначьте помощником
кого-то из детей (как вы понимаете, лучше всего,
если это будет самый беспокойный участник вашего
коллектива).
Когда время дискуссии истечет, дайте каждой
группе и подгруппе новый рабочий материал и
новое задание. Рабочий материал – тексты,
которые рассказывают о людях, изображенных на
портретах (Эсхиле, Софокле и Еврипиде). А задание
очевидно: догадайтесь, исходя из тех
психологических портретов, которые мы составили,
и текстов, которые получили, кому какой портрет
принадлежит. Важно внимательно вспомнить все
повороты и догадки нашей дискуссии и
аргументировать свою точку зрения.
На эту работу дается 15 минут.
Пока дети читают и обсуждают, вы делаете то же,
что и во время выполнения первого задания. А
когда время истечет, попросите каждую группу
поднять портрет человека, имя которого вы
назовете. Вы называете последовательно Эсхила,
Софокла и Еврипида, и шесть групп поднимают над
головой портреты. Если портреты у всех шести
групп совпадают, вы называете следующее имя. Но
если мнения разошлись, то вы просите каждую
группу аргументировать свой выбор, начиная с тех,
кто в меньшинстве, и заканчивая теми, кто в
большинстве. А когда все имена названы и мнения
обсуждены, вам остается только подтвердить
правильность догадок ваших учеников. Можете
также рассказать им о том, что в древнегреческом
театре сами драматурги играли главные роли, и
потому их настоящие лица нередко были скрыты под
масками. А мы под эти маски сегодня попытались
заглянуть.
И самое последнее задание. Пусть каждый из
учеников подумает, с кем из трех драматургов он
хотел бы познакомиться в реальности, если бы была
такая возможность, может быть, понаблюдать за ним
со стороны или поговорить. А теперь, когда вы
скажете «раз-два-три», пусть все одновременно,
спокойно, вполголоса назовут имя своего героя. Вы
сможете, если захотите, услышать в этом хоре
каждого. И каждый, если захочет, сможет услышать
другого.
Если этот урок, посвященный театру древней
Греции, у вас единственный, предложите ученикам
во время переменки, если им этого хочется,
посмотреть на стенде или на столе со справочной
литературой картинки с изображением развалин
театра Диониса в Афинах, реконструкции театра и
маски. А если кому-то захочется познакомиться с
текстами, то посоветуйте начать с «Антигоны»
Софокла, потому что в этой трагедии совсем мало
непонятных слов и непонятных мыслей, почти нет
длинных монологов, а диалог динамичен и ярок. Но
главное потому, что речь в пьесе идет о девочке,
почти ровеснице ваших учеников, которой
приходится очень быстро повзрослеть и за
несколько дней прожить всю свою жизнь.
Рабочий материал
Эсхил
Эсхил родился в 525 г. до н.э. в Элевсине,
небольшом городе около Афин. Он принадлежал к
знатному роду, представители которого из
поколения в поколение участвовали в Элевсинских
мистериях (таинства, посвященные древним богиням
хлебного колоса Деметре и ее дочери
Коре-Персефоне).
На драматических состязаниях Эсхил впервые
выступил в возрасте 25 лет, но только к 40 годам
одержал на них первую победу. Его поэтическим
занятиям препятствовали военные события того
времени, в которых он активно участвовал,
например в победных для греков сражениях с
персами при Саламине и Марафоне. Он был среди тех,
кого город чествовал среди великих победителей.
Сам он свои военные заслуги ставил выше
поэтических.
Он оставил после себя около 80 драматургических
произведений и 13 раз удостаивался первого места
на афинских драматических состязаниях. До нас
дошло всего несколько его произведений. Трагедия
«Персы» рассказывает о событиях при Саламине.
Сохранилась первая часть трилогии о титане,
принесшем людям огонь, – «Прометей прикованный».
Полностью дошла до нас трагическая трилогия
«Орестея», рассказывающая о событиях в доме
царей города Аргоса после возвращения
Агамемнона с Троянской войны.
Во всех пьесах Эсхила герои ищут ответа на
вопросы о том, какое место в космосе, на земле и в
обществе занимает ЧЕЛОВЕК: кто он? для чего он? на
что имеет право? за что несет ответственность?
Греческий философ Аристотель сказал, что герои
трагедий Эсхила – боги и люди, подобные богам.
Сцена убийства Орестом Эгисфа. Эсхил.
"Орестея". Роспись краснофигурной амфоры.
Южная Италия
Считается, что до Эсхила в спектакле принимал
участие только один актер – ПРОТАГОНИСТ –
который разговаривал исключительно с хором, а
Эсхил ввел второго актера – АНТАГОНИСТА. Теперь
в пьесе появился диалог, а вместе с ним такая
часть пьесы, которая называется эписодий.
Говорят, что элевсинские жрецы требовали
смертной казни Эсхила за разглашение тайн
элевсинской мистерии, причем эти тайны были
разглашены им не впрямую, а через структуру и
сюжеты трагедий. И действительно, в его пьесах
очень сильно ощущается связь с культом, с
богослужением: в них часто встречаются настоящие
тексты гаданий, заклинаний, молитв, а частью
действия нередко становятся ритуалы. Но заслуги
перед государством защитили Эсхила от казни,
которой требовало жречество. Дело кончилось
изгнанием в Сицилию. В изгнании он и умер в 456 г. до
н.э. в возрасте 69 лет.
Софокл
Софокл родился в Колоне, предместье
Афин, в 496 г. до н.э. в состоятельной семье
владельца оружейной мастерской и получил
хорошее образование, а также специальность врача
и стал по семейной традиции жрецом бога
врачевания Асклепия.
Софокл был баловнем судьбы: красивый,
одаренный, богатый, пользующийся у всех
расположением. В 16 лет он руководил хором юношей,
прославлявших героев Саламинской победы. Рано
началась его политическая карьера. В 443 г. до н.э.
его избрали на должность казначея Афинского
морского союза. В дальнейшем он сблизился с
Периклом – вождем афинской демократии, который в
течение 15 лет избирался на высшую в Афинах
должность первого стратега. И сам Софокл с каждым
годом занимал все более и более высокие
государственные должности, в том числе одного из
десяти стратегов.
Эдип перед Сфинксом. Софокл. "Царь
Эдип". Роспись краснофигурного килика
В 486 году до н.э. Софокл одержал на драматическом
состязании свою первую победу над Эсхилом. За всю
жизнь он ни разу не получил третьей (последней)
награды, очень редко оказывался на втором месте,
а чаще всего был первым.
Он написал 120 пьес, из которых до нас дошло
только 7. В том числе – цикл пьес о несчастьях
царского дома, правившего в городе Фивы:
«Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона».
В речах героев Софокла почти нет молитвенных
формул, они говорят ясно, энергично и лаконично,
как умные политики или философы. Центральные
герои трагедий Софокла стремятся доказать
другим людям, богам, но прежде всего себе самим,
что вне зависимости от рока и судьбы,
сотканной мойрами, они сами отвечают за все
поступки, совершенные ими в жизни, и события,
участниками которых они стали. Все герои Софокла
страстно ищут ответа на вопрос о том, где
заканчивается правда (дике) и
начинается гордыня (гюбрис).
Греческий философ Аристотель сказал, что герои
трагедий Софокла – люди, какими они должны быть в
идеале.
Считается, что Софокл ввел в трагедию третьего
актера, и после него эту находку в своих поздних
трагедиях стал использовать Эсхил.
Софокл умер в 406 г. до н.э., прожив счастливо
целых 90 лет.
Еврипид
Еврипид родился около 485 года до н.э.
Кто были его родители – точно неизвестно, но,
по-видимому, они были зажиточными людьми,
поскольку он смог получить очень хорошее
образование. В отличие от старших трагиков
Еврипид никогда не принимал участия в
политической жизни государства. Он был
современником того исключительно бурного
периода в умственной жизни греков, который
связан с деятельностью философов-софистов. Они,
может быть, первые в истории задумались о том, что
у каждого слова есть множество самых разных
смыслов и оттенков, что правду при помощи слов
можно не только открыть, но и спрятать, и что
человек, играющий словами, – очень сложное
существо. Не было такого выдвинутого этими
философами вопроса о природе человека, который
не нашел бы отражения в произведениях Еврипида.
Еврипид не пользовался особым успехом при
жизни. Современникам не нравилось стремление
поэта к реалистическому изображению жизни и
свободное отношение к официальной религии. За
всю свою жизнь он получил лишь четыре первые
награды, а пятую – посмертно, в начале 406 г. до н.э.
Слава пришла к Еврипиду после смерти. Уже в IV в. до
н.э. его назвали величайшим трагическим поэтом.
Еврипид является родоначальником
психологической драмы, далеким предтечей
Шекспира.
Торжество Медеи над Ясоном. Еврипид.
"Медея". Роспись краснофигурной вазы. Южная
Италия
От Еврипида до нас полностью дошло 18 драм. В
центре самых знаменитых стоят женщины: Федра
(«Ипполит»), Медея («Медея»), Ифигения («Ифигения в
Авлиде»).
Героини Еврипида редко обращаются к богам,
редко ведут политические и философские споры –
они разговаривают о чувствах, подробно их
описывают и анализируют. Героев Еврипида мучают
вопросы о том, почему не могут понять друг друга
мужчины и женщины, люди цивилизованного
греческого мира и патриархальных островных
государств, те, кто живут чувствами, и те, кто
живут рассудком. Словом, они страдают от того, что
мир раскололся на части, перестал быть целостным,
простым и понятным.
Философ Аристотель сказал, что герои трагедий
Еврипида – люди, какие они есть на самом деле.