Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

Н о в о с т и   к у л ь т у р ы

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

К юбилею Александра Иванова

(1806–1858)

Этюд головы Иоанна Крестителя. 1840-е

Масштаб творчества Александра Иванова, с его мучительными раздумьями о нравственном идеале, вовсе не соответствовал его полупризнанию при жизни. Судьба художника сложилась нелегко. В 1830 г., после окончания Академии художеств, он уехал в Рим и почти тридцать лет прожил в Италии. Большое влияние на него оказала немецкая философия, в частности Шеллинг. В 1850-х гг. он увлекся книгой немецкого философа и историка религии Д. Штрауса, что стало импульсом для грандиозного замысла — «Библейских эскизов». Большой труженик, Иванов мечтал создать настенные росписи для некоего общественного здания, где перед зрителем проходила бы вся история человечества, рассказанная в мифах.

С дистанции времени все более явственно вырисовываются выдающиеся открытия Иванова. К 200-летию со дня рождения художника в Государственной Третьяковской галерее открыты две выставки: «Живопись и рисунок» — на Крымском Валу и «Библейские эскизы» — в залах графики в Лаврушинском переулке. Обе дают возможность по-новому взглянуть на его творчество.

Явление Христа народу (Явление Мессии). 1837— 1857

Благодаря современной развеске лесенкой и необычной группировке экспонатов подчеркивается особая миссия художника, его гигантский подвижнический труд по написанию в течение всей жизни одной картины, для которой он создал более 400 живописных и более 1000 графических этюдов. Становятся более очевидными цель художника и его постоянное самосовершенствование, ориентация на принцип этического романтизма с акцентом на нравственном начале.

Вот первая римская картина мастера «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» (1834), воплощающая воспоминания о золотом веке человечества, прославляющая идею гармонии античного мира. Это музыкальная композиция в духе Пуссена с красивой группировкой фигур. Долго и упорно Иванов ищет свою главную тему, наполненную глубоким философским и моральным содержанием. Именно сюжет явления Христа народу оказался созвучным его концепции духовного преображения человека. В представлении художника момент появления Мессии перед людьми, принимающими крещение от Иоанна Крестителя, связан с началом дня человеческого. Отсюда такое необычайное разнообразие персонажей, глубокий психологический анализ. Художник стремится воссоздать библейскую сцену так, будто она происходит на глазах у зрителей.

Благовещение. Конец 1840-х — 1850-е

Необычно построенная выставка на примере многочисленных этюдов и эскизов хорошо показывает метод Иванова по освоению пространства, поиску типажей, что стало настоящей школой для последующих мастеров. В основе каждого типажа — реальный портрет. Кроме того, мастер копировал головы античных скульптур, обогащая их чертами живой натуры, окружая цветным фоном, как в картине. Его пейзажные этюды — вовсе не вспомогательные работы. С помощью пленэрной живописи Иванов познавал закономерности изображения природы, сохраняя силу и интенсивность звучания красок. Он добивался мудрого равновесия объема и пространства в пейзажах, во многом предвосхищая достижения русских художников конца XIX в. В чудных этюдах нагих мальчиков Иванов исследовал проблемы соединения фигур и воздушной среды.

Самый глубокий философско-исторический пейзаж — «Аппиева дорога» (1845). В изображении камней, гор, деревьев прочитывается композиционная завершенность, глубокая конструктивность.

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой. Конец 1840-х — 1850-е

Новые открытия сделал Иванов и в «Библейских эскизах». Из задуманных трехсот сюжетов он исполнил более двухсот, на выставке показано сто. Один из самых новаторских и красивых листов — «Хождение по водам» — представлен на отдельном щите. Фигура упавшего на одно колено Петра очерчена прерывистым беглым штрихом. Петр хватается за протянутую Христом руку. Иисус стремительно мчится по воде в развевающемся плаще… Хорошо обыграна незакрашенная коричневая бумага, образующая силуэт на гребне волны.

В основе замысла «Библейских эскизов» — книга Штрауса «Жизнь Иисуса». Глубоко образованный телеологически, Иванов изучал искусство древнего Востока. Он стремился понять историю древних народов, их устремления, страсти. Он попытался дать поэтическую интерпретацию старинным преданиям, понять образ жизни людей, хотел постигнуть их нравственные и моральные приоритеты, их страдания и борьбу. Проделав громадную подготовительную работу, художник нашел решение для монументальных росписей. Основным евангельским эпизодам из жизни Христа должны были соответствовать близкие сюжеты из Ветхого Завета и священных книг других религий. Однако образ Иисуса у художника всегда канонический, зашифрованный, скорбный.

Мотив светоносности необычайно силен в «Библейских эскизах», он позволяет острей почувствовать атмосферу древности (варианты композиции «Благовещение», «Сон Иосифа»). В красивейшем листе «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» фигуры представлены в светящемся мерцании (золотистом, белом, голубоватом).

Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие. Конец 1840-х — 1850-е

Большой интерес вызывают листы, рассказывающие о проповедях Христа. Эти сцены из жизни древнего мира особенно убедительны и обладают исторической достоверностью. Прекрасно воссоздана атмосфера древней Иудеи, ландшафты, костюмы («Славословия пастухов», «Проповедь Христа в храме»). Изысканны и богаты содержанием композиции Иванова, хорошо передающие человеческую сущность евангельских сюжетов. Такая трактовка сильно отличается от условных вневременных композиций художников академической традиции. Это не театрализованные инсценировки, а примеры разработанного Ивановым реалистического исторического метода. Он творчески использовал стилистические особенности восточного искусства, осуществляя монументальные художественные обобщения на основе осмысления новых научных открытий, изучения истории народов, древней архитектуры.

На выставке представлено и огромное эпистолярное наследие Иванова – его переписка, в частности письма Гоголю, с которым он дружил, записные книжки с рисунками и выписками из Библии. Есть здесь и подписной лист для страхования картины «Явление Мессии» с подписью Тургенева.