Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны. А.Н. Майков
С.Ю. Жуковский. Последний снег. 1896.
Минский художественный музей, Белоруссия.
Эпиграфом служит первая строфа
стихотворения Майкова, никак не озаглавленного и
идентифицируемого по первой строке. Всего в
стихотворении три строфы. Мы приводим здесь
вторую и третью:
Взор мой тонет в блеске полдня...
Не видать певцов за светом...
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом...
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю...
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
Стихотворение никак не уточняет, какой месяц
весны в нем описывается, но создается
впечатление, что эти стихи больше подходят для
более позднего времени: в марте поле еще не
«зыблется цветами».
Русскую природу и мартовское настроение
замечательно запечатлел И. Левитан на своей
картине, которая так и называется «Март» (1893).
У Чайковского есть две пьесы, имитирующие пение
жаворонка. Кроме данной, пьеса с таким же
названием имеется в «Детском альбоме», и трудно
удержаться от соблазна сопоставить их. «Песня
жаворонка» из «Детского альбома» — это тонкая
живописная зарисовка, окрашенная светлым,
радостным настроением; лишь в средней части
пьесы появляется налет грусти. Вся музыка
построена на звукоподражании птичьему щебету —
т ема, весьма распространенная в музыке всех
эпох. Достаточно назвать «Жаворонка» М. Глинки,
«Соловья» А. Алябьева, «Весну» из цикла концертов
«Времена года» А. Вивальди, «Перекликание птиц»
Ж.Ф. Рамо, изображение кукушек — от Л. Дакена до
«Пасторальной симфонии» Л. Бетховена, голос
Птички во II действии оперы Р. Вагнера «Зигфрид»…
Примеры можно приводить до бесконечности.
И. Грабарь. Мартовский снег. 1904.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иначе обстоит дело в пьесе из «Времен года»:
здесь композитор передает настроение человека,
погруженного в созерцание природы.
Звукоизобразительные элементы играют
второстепенную роль.
Прихода весны всегда ждут с нетерпением. «День
сорока мучеников Севастийских» (9 марта) носит на
языке народа название «сороки», а
иногда «кулики». В этот день, по воззрению
крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и
первая из них — жаворонок. Сорок с
полным основанием можно назвать детским
праздником: еще накануне женщины месят из ржаной
муки тесто и пекут «жаворонков (в большинстве
случаев с распростертыми крылышками, как бы
летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника,
раздают их детям… [Дети] начинают что есть мочи
кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму
унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела,
весь хлеб у нас поела!» ( Максимов С. Из
очерков народного быта. Крестьянские
календарные праздники. ).
К.Ф. Юон. Весенний солнечный день. 1910.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Музыка пьес двух весенних месяцев «Времен
года» — марта и апреля («Подснежник») —
наполнена светлым лирическим чувством.
Чайковский передает настроение ожидания весны.
Мы заражаемся его радостным и трепетным
волнением, стремлением к солнцу, надеждой на
счастье, упоением пробуждающейся природой,
необычайным воодушевлением и подъемом духа,
которые в композиторе всегда вызывал приход
весны: «…какое волшебство наша весна своею
внезапностью, своею роскошною силой! Как я люблю,
когда по улицам потекут потоки тающего снега и в
воздухе чувствуется что-то живительное и
бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую
зеленую травку! Как радуешься прилету гостей, а
за ними жаворонков и других заморских летних
гостей!»
С.Ю. Жуковский. Ранней весной. 1902.
Смоленский областной музей изобразительного и
прикладного искусства
Слушая эту пьесу, мы представляем себе картину
ранней весны: еще не ощущается радость
пробуждения природы и в настроении преобладает
скорее меланхолия, краски звучания еще тусклые,
неяркие. Два такта вступления (только
аккомпанемент) создают именно такое настроение.
Новое привносит мелодия: от жаворонка в ней, быть
может, мелодический узор из мелких нот в самом
начале. Основная мелодия пьесы первый раз,
естественно, звучит в верхнем голосе, но тут же
имитируется в нижнем, словно некий отзвук из
леса, и затем опять в верхнем — на сей раз уже с
развитием, заключающим в себе не только вопрос
первой фразы, но и ответ.
Как и все остальные пьесы этого цикла, «Песнь
жаворонка» написана в трехчастной форме. После
настроения грусти, покоя первой части контраст
оживленностью музыки вносит средняя часть. Мы
это не только слышим в звучании пьесы, но и видим
в нотах — композитор дает пояснение: un pochettino pi?
mosso (как обычно, по-итальянски — чуточку
живее). Мелодическая линия смело взлетает
вверх, напоминая порывистый полет птиц. В мелодии
появляются форшлаги, мотивы и ритмы,
напоминающие птичье щебетание, ритм становится
прихотливее (появляются синкопы, еще более
мелкие длительности).
К.Ф. Юон. Конец зимы. 1929.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В третьей части пьесы (репризе) возвращается
более спокойное состояние, движение замедляется.
Уже от исполнителя зависит интерпретация:
наделить ли эту часть неким новым содержанием
или преподнести музыкальный материал как
повторение, хотя мы знаем, что «нельзя дважды
войти в одну и ту же реку». В конце пьесы более
весомо утверждается основная тональность, соль
минор: в басу дольше удерживается тоника (соль).
_____________
При обсуждении следующей
– апрельской – пьесы цикла мы еще вернемся к
вопросу соответствия эпиграфов календарю и
состоянию природы на широте средней полосы
России.