Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я

Лев ДЬЯКОВ

«Телеф с нимфой Аркадией и Гераклом» из Геркуланума

Фрагмент. I в. до н.э. Неаполь, Национальная галерея

По легенде, сын Геракла Телеф, брошенный матерью, не погиб, а был вскормлен ланью. Позднее он женился на дочери троянского царя Приама Лаодикее. Ахилл ранил его своим копьем, но затем он был излечен опилками от этого копья.

Взгляд нимфы устремлен вдаль, как будто она предвидит династию, начало которой положит этот ребенок (согласно распространенной Атталидами версии). Геракл смотрит на Телефа; возле них стоит большая корзина с фруктами, рядом — сатир и юная девушка, все это символизирует аркадский пейзаж.

Некоторые ученые считают эту фреску живописной репликой бронзового греческого барельефа III  в. до н.э. Об этом, в частности, говорит поза и характер лепки тела Геракла с его особой скульптурной чеканностью и характером бликов, напоминающих блеск бронзовой скульптуры.

В композиции каждый из участников будто погружен в себя, отделен от другого. Этот принцип древней живописи с ее гипертрофированной пластичностью выдержан здесь очень последовательно. Геракл — символ героической мощи (об этом говорит его обнаженная фигура и лавровый венок), — не обнаруживая никаких чувств, созерцает группу с Телефом и ланью.

Великолепен светлый образ нимфы Аркадии с ее устремленным вдаль взором, прекрасными пластичными формами тела, золотисто-белыми сверкающими одеяниями, широким потоком складок, ниспадающих вниз.

Поразительное мастерство колориста демонстрирует автор этой гениальной фрески. Все выдержано в серебристо-белых, светло-розовых, светло-охристых и немного голубоватых тонах. Все написано свободно и легко. Достаточно нескольких белильных «отживок», и всё начинает играть и переливаться в световоздушной атмосфере.

Удивительная свобода и непосредственность чувствуется в том, как написана корзина с фруктами, расположенная рядом с нимфой.