«Женщина с поднятым покрывалом» из виллы Мистерий в Помпеях
I в. до н.э. Италия
Этот фрагмент большой фрески дает возможность убедиться в замечательном техническом совершенстве работ древних мастеров. Хорошо заметно, как поверхность фрески блестит и переливается. Необходимой предпосылкой такого блеска является предписанный еще Витрувием шестикратно нанесенный толстый слой грунтовой подосновы. Это помогало избежать растрескивания очень толстого грунта, существенной частью которого являлась тончайшая мраморная пыль, дающая блестящую поверхность при обработке. Поверхность фрески обрабатывалась широким шпахтелем путем длительного заглаживания. Краски состояли из тончайшим образом растертых полудрагоценных камней и осколков синего и зеленого стекла, особенно эффектно выделявшихся на дымчатом фоне.
В одеяниях женщины хорошо заметно использование тончайших многослойных лессировок, придающих прозрачность легким одеяниям. Малиново-красный фон — цвет Дионисийских мистерий — контрастно выделяет фигуру женщины и в то же время подчеркивает мистическую атмосферу действия.
Необычайно богата живописная палитра фресок из виллы Мистерий. Здесь, например, множество оттенков зеленого цвета: от ярко-изумрудного до тускло-оливкового и тепло-зеленого.
По окончании росписи поверхность картины полировали до блеска, затем покрывали тонким слоем пунического воска, защищавшего краски от выцветания. Перед употреблением воск смешивали с оливковым маслом, расплавляли и наносили мягкой шелковой кистью. Затем стену нагревали с помощью раскаленных углей из орехового дерева и вновь полировали чистым полотном.
И такая тщательная техника оправдала себя. Недаром русский путешественник В. Классовский, побывавший в Помпеях в 1856 г. и сделавший множество точных изображений древних памятников, отмечал, что «произведения современной живописи в отношении прочности далеко уступают древним, несмотря на все успехи в химии и технологии. Масляные краски от продолжительного действия сырости и воздуха темнеют и осыпаются. Едва ли через восемь–десять столетий можно будет разобрать что-нибудь в нынешних картинах, между тем как Плиний видел еще уцелевшие фрески в развалинах Ардеи так же, как мы видим подобные им в Геркулануме и Помпеях».