Древнеримская живопись имеет своими источниками древнегреческую и эллинистическую живописные системы, а также этрусскую живописную традицию. О связях с искусством Древней Греции сказано очень подробно. Необходимо добавить только, что даже такая особенность I и III помпеянского стиля, как имитация в краске мраморных плит, тоже восходит к эллинистическим образцам, в частности к росписям домов на острове Делос. Что же касается этрусской традиции, то она проявляется прежде всего в строгости и аскетичности I помпеянского стиля, в бережном отношении к плоскости стены и в характерной естественно-земляной палитре, включающий в себя оттенки терракотовых красок, охры и оливкового цвета.
Несмотря на фрагментарность и качественную неоднородность, можно сказать, что древнеримская живописная система как часть более общей античной системы оказала большое влияние на мировое искусство в целом. Непосредственно на античную изобразительную традицию опиралось раннехристианское искусство как в выработке фигурного канона, так и в сложении символической образной системы, в которой был переосмыслен ряд декоративных мотивов (см. подробнее: «Искусство», № 23/2006).
(2)
Логическое развитие специфических особенностей организации пространства древнеримской живописи (множественность точек схода, дробление пространства на сегменты под пластику фигур, элементы обратной перспективы в изображении части архитектурных построек) привело к формированию в конечном счете средневековой системы обратной перспективы. С другой стороны, сохранение элементов перспективного построения в раннехристианских мозаиках помогло представителям римской школы во главе с Каваллини в Х III в. (1) справиться с задачей построения первых целостных интерьеров, в которых фигуры вновь обрели объем. От Каваллини ниточка тянется к Джотто. Можно сказать, что первые шаги искусство Ренессанса сделало там, где оборвались следы древнеримской живописи. Элементы древнеримских фресок, в частности так называемые гротески, использовал Рафаэль и его ученики в росписях Лоджии Рафаэля (2) в Ватикане.
Раскопки в Помпеях и Геркулануме активизировали интерес к древнеримской живописи. Широкое хождение среди образованной публики имели альбомы Ш.-Л. Клериссо с зарисовками помпеянских древностей в так называемом этрусском стиле (так ошибочно были названы помпеянские фрески), а также альбомы с гравюрами и офортами Дж. Б. Пиранези. Ученик Клериссо Роберт Адам вместе со своим братом Джеймсом разработали на основе мотивов помпеянских древностей своеобразный вариант английского классицизма. Самым заметным их творением стал архитектурный комплекс «Адельфи» («Братья») в Лондоне, в котором интерьеры были решены в «этрусском» и «помпеянском» стилях. Особенной изысканностью славится «Этрусская комната» в Остерли-парк в Лондоне (1775–1778) (3).
Мотивы помпеянских фресок стали основой веджвудского фарфора. В 1769 г. английский предприниматель Дж. Веджвуд вместе со знатоком античного искусства Т. Бентли основали мануфактуру «Этрурия». Технология нового фаянса, «английской массы», была использована для имитации древнегреческих и древнеиталийских расписных ваз. Веджвудские изделия были очень популярны. Мода на них достигла и России. Фаянсовые медальоны Дж. Веджвуда были использованы Ч. Камероном в оформлении опочивальни Екатерины II в Царскосельском дворце.
(3)
Особенной изысканностью обладал интерьер «Табакерки» — личного кабинета императрицы, его тонкие колонки из стекла были навеяны росписями Помпей. Екатерина по собственной инициативе заказала Ч. Камерону, ученику Клериссо, интерьеры в «этрусском стиле».
В собственности у Екатерины были как альбомы Клериссо, так и многотомное собрание римских видов Дж.Б. Пиранези. Следуя своему увлечению античным искусством, в 1778 г. Екатерина заказывает художникам Й.Ф. Райфенштейну и Х. Унтербергеру точную копию Лоджий Рафаэля. Лоджии были встроены Дж. Кваренги в здание Старого Эрмитажа и открыты в 1787 г.
Помпеянские мотивы присутствуют не только в раннем классицизме, но и во французском ампире как один из стилей декора наряду с другими стилями — египетским, римским и даже турецким, как это имеет место в парижском особняке, построенном в 1804–1806 гг. для принца Е. Богарне, пасынка Наполеона.