Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2007

УРОК МХК

У р о к   М Х К

Оксана ЛОКТЕВА,
кандидат педагогических наук, преподаватель МИОО

 

Как раскрыть детям тайну архитектуры
Материал, используемый в строительстве

Практическая часть, или
Как начать урок по теме «Материалы архитектуры»

Продолжение. См. >№ 12, 13, 15, 18, 21, 22/2006; № 1, 3/2007

Библиотека Сент-Женевьев

Учитель. Мы с вами уже несколько уроков занимаемся изучением одного вида искусства. Какого?

Дети. Архитектуры.

Учитель. А кто вспомнит сказку, где веселые свинки тоже занимались этим видом искусства?

Дети. «Три поросенка».

Учитель. Верно, три поросенка строили себе домики. А чем их дома отличались?

Дети. Они строили их из разного материла.

Учитель. Вы совершенно правы, темой сегодняшнего нашего урока как раз и станет материал архитектурных построек.

Но вернемся к сказке. Материал у поросят был разный: солома, дерево и камень. На что же это повлияло, как материал определил дальнейший ход этой истории?

Дети. Соломенный домик оказался непрочным, деревянный тоже, поросята сумели спрятаться только в каменном.

Учитель. Значит, материал влияет на прочность архитектурной постройки. Можно предположить: то, что создано из камня, простоит века, а то, что сделано из соломы, быстро разрушится. Дерево тоже не слишком стойкий материал. А кто в связи с этим может объяснить, почему в Египте до сегодняшнего дня существуют древние пирамиды и храмы, а домов бедняков не осталось?

Дети. Наверное, пирамиды и храмы возводили из камня, а дома бедняков — из дерева или другого материала, который разрушился.

Учитель. Вы правы. Дома бедняков строились из дерева и необожженного кирпича-сырца, высушенного на солнце, поэтому они не сохранились. Храмы и пирамиды возводились из камня, и они существуют и сегодня. Вот, оказывается, как интересно: материал заранее определяет, дождется постройка потомков или нет.

Вспомним эпизод строительства из сказки. Одинаково ли быстро возвели поросята свои дома?

Дети. Нет, быстрее всех справился с работой поросенок, работающий с соломой, потом тот, кто строил дом из дерева, дольше всех трудился третий, который возводил каменный дом.

Учитель. А почему?

Дети. Солому и дерево можно быстрее обработать, а каменный дом строить дольше, камни надо подбирать, обтачивать, соединять раствором.

Учитель. Смотрите, как интересно получается: чем дольше обрабатывают материал, тем надежнее будет постройка, тем дольше она простоит. Время как будто награждает человека за труд. Если надо построить что-то быстро, возвести временное сооружение, используют более легкие материалы, из камня же строят на века.

А как вы думаете, от чего еще зависит выбор материала, используемого в разных странах? Например, на Руси любили дерево, а в древней Месопотамии его почти не использовали, создавая постройки из глиняных кирпичей. В Греции предпочитали мрамор, а в Египте другой камень — мягкий песчаник.

Дети. Строили из того материала, который был под рукой. На Руси было много леса, вот и строили из дерева, а в Греции — из мрамора.

Учитель. Какие вы молодцы! Правильно, архитектура каждой страны зависела от того материала, который давала природа этого края. И именно материалу мы обязаны особенностями тех или иных сооружений. На Руси это было дерево, а в Месопотамии дерева было мало, оно очень ценилось, и для строительства использовали глиняные кирпичи, которые обжигали на солнце и в печи. Оказывается, природа края диктует строителям условия, определяет, как будут выглядеть сооружения.

А теперь самое главное. На что еще влияет материал при постройке?

(Дети затрудняются ответить.)

Например, я хочу создать деревянное сооружение. Как я буду использовать дерево: на опоры буду класть балки или попытаюсь возвести из досок и стволов арку?

(Для демонстрацииучитель может принести деревянный конструктор, предложив ученикам создать с его помощью арку.)

Арки

Дети. Нет, арка не получится, лучше на опоры положить балку — так проще.

Учитель. А теперь я возьму кирпичи. Что из них легче создать: арку или выложить из них балку, которая соединит две опоры?

(Для наглядности можно повесить на доске два изображения конструкций: стоечно-балочной и арочного свода. Не призывая детей пользоваться ими в момент разговора, обратить на них внимание лишь в том случае, если не догадаются сами.)

Воскресенская церковь. 1720. Суздаль

Спаср-Преображенский собор. 1594. Суздаль

 

Учитель. Смотрите, оказывается материал диктует мастерам, как надо строить. Из дерева не возведешь арку, а из кирпичей не создашь балку. Кто сможет теперь научным языком выразить эту мысль? Как сказать о том, что материал влияет на особенности строительства, какое мы для этого подбирали слово на прошлом уроке? Итак, материал влияет на…

Дети. … тип конструкции.

Учитель. Вот какая важная вещь — материал. Он определяет длительность жизни постройки, тип конструкции, без него ничего не создашь, и в каждой стране его особенности надо учитывать. Нет нужного материла — и строительство затрудняется. А теперь давайте подумаем, какие существуют материалы.

Дети разбиваются на группы и составляют список материалов, записывая его в тетрадь. После работы учитель предлагает открыть коробку, в которой лежат образцы материалов: кусочек дерева, камень, кусочек бетона, кусочек кирпича, мрамора, стекла, чугуна или железа. Детям предлагается соотнести свой список с реальными предметами. Если трудно найти образцы, в коробку можно положить карточки с названиями. Если ученики обратятся к данному материалу после своих поисков, то они совершенно по-другому воспримут материал и лучше запомнят его.

Далее детям предлагается посмотреть слайды с изображениями сооружений, созданных из различных материалов. Этими сооружениями могут быть:

— храмы Египта — созданы из камня-песчаника;
— Парфенон — создан из мрамора;
— готический собор — все арочные конструкции из кирпича, сверху облицован камнем, сооружения поздней готики часто создавались из кирпича;
— древнерусские храмы и жилые дома — дерево;
—древнерусские храмы — известняк.

Учитель. На Руси к известняку особое отношение, ведь это бел-горюч камень. Именно из него языческий бог славян Сварог сделал землю. Прочитав над ним заклинание, он вспенил им океан, а из пены создал землю. Ударив по бел-горюч камню молотом, он высек искры, из которых создал богов и небесных воинов. Вот почему известняк почитался на Руси, и именно из него возводили храмы.

– Современное здание — бетон.

Учитель. Одним из первых использовал бетон Джозеф Пакстон, когда в 1850 г. создал проект Хрустального дворца, в основе которого были железобетонные конструкции. Пространство между ними застеклили. Хрустальный дворец был построен для Всемирной выставки в Лондоне.

Статья опубликована при поддержке компании "МАКстрой", специализирующейся на производстве и реализации бетонных смесей и смежных строительных материалов (щебень, песок) на объекты промышленного и гражданского строительства. Если Вы ищете надежного поставщика бетона для Вашей стройки, не стоит тратить время, просматривая объявления, выданные на запрос "бетон Купавна" или "бетон Ногинск". Наберите в Интернете адрес сайта makbeton.ru и убедитесь, что "МАКстрой" - то, что Вам нужно. Компания производит и поставляет самые популярные марки товарного и мостового бетона, а также осуществляет доставку гранитного и гравийного щебня, песка и грунта. Надеемся, что удобное месторасположение, высокопрофессиональное клиентское обслуживание и оптимальные цены на продукцию и услуги убедят Вас в правильности выбора компании "МАКстрой" своим партнером.

Хрустальный дворец

Еще один пример –вилла «Савой» во Франции, созданная архитектором Ле Корбюзье. Ле Корбюзье видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов, в простоте и логике железобетонных конструкций. «Геометрия — наше великое творение, приводящее нас самих в восторг. Геометрия и боги восседают на одном троне». Такова его вилла «Савой», которой присущи изысканное совершенство форм, яркая современная объемно-пространственная структура.

— Современное здание – алюминий, чугун, железные конструкции, стекло.

Учитель. Во второй половине XIX в. архитекторы начали осознавать, что традиционные методы и принципы зодчества устаревают. Люди постепенно начали понимать значение новых конструкций для архитектуры. С новой программой выступил Пьер Франсуа Анри Лабруст, основатель парижской Рациональной школы архитектуры. Он писал: «В архитектуре форма должна соответствовать функции, для которой предназначена». В 1843–1850 гг. он построил здание библиотеки Сент-Женевьев, используя приемы, которые применялись при строительстве производственных помещений: на чугунные опоры он поместил легкие купола из стекла и металла. Лабруст был настолько смел, что выявил конструкцию, выставил ее напоказ, а не спрятал под облицовкой, как это было раньше.

Определенным этапом в развитии современных строительных конструкций явились Всемирные выставки, которые устраивались начиная со второй половины XIX в. К наиболее значительным сооружениям, выполненным для Всемирной выставки в Париже, относятся Эйфелева башня и павильон машиностроения.

Жилой дом, архитектор Джонсон

Последний представлял собой здание, несущей конструкцией которого были трехшарнирные (составленные из двух Г-образных элементов) стальные рамы, образовывавшие пролет в 115 м при высоте помещения до 45 м. Это был самый большой из существовавших пролетов. Здание не спрятали в кирпичный каркас, а сделали наружные ограждения стеклянными. Обширное внутреннее пространство, прозрачные ограждения и стеклянное покрытие создавали ощущение легкости и простора.

Стекло становится материалом, символизирующим единение с пространством. На фотографии представлен жилой дом архитектора Джонсона, ярко демонстрирующий желание людей открыться навстречу друг другу и окружающему миру.

Павильон машиностроения

Задания

Оценить сооружения с точки зрения материала.

— ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, ЗАМОК В ЧЕХИИ, СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ. Какой материал и как он обработан? (В пирамидах и замке выявлена мощь камня, его монолитность, в соборе — камень похож на кружево.)

— ВОСКРЕСЕНСКАЯ И ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКВИ В СУЗДАЛЕ, ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ. Как материал повлиял на конструкцию здания? (У деревянной церкви — восьмерик на четверике, у каменной — крестово-купольная система.)

— СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. Что появилось нового по сравнению с деревянной постройкой? (Кирпич дал возможность, повторяя основные элементы восьмерика на четверике, декорировать здание изразцами, кокошниками, чередованием белого и красного камня. Здание выглядит более монументальным.)

— МУЗЕЙ С. ГУГГЕНХЕЙМА В НЬЮ-ЙОРКЕ. Какой материал использован и какие его особенности подчеркнуты? (Железобетон, подчеркнута его возможность быть пластичным, создавать округлые формы.)

Продолжение следует