Мы с вами уже
несколько уроков занимаемся изучением одного
вида искусства. Какого?
Дети. Архитектуры.
Учитель. А кто вспомнит сказку,
где веселые свинки тоже занимались этим видом
искусства?
Дети. «Три поросенка».
Учитель. Верно, три поросенка
строили себе домики. А чем их дома отличались?
Дети. Они строили их из разного
материла.
Учитель. Вы совершенно правы,
темой сегодняшнего нашего урока как раз и станет
материал архитектурных построек.
Но вернемся к сказке. Материал у поросят был
разный: солома, дерево и камень. На что же это
повлияло, как материал определил дальнейший ход
этой истории?
Дети. Соломенный домик оказался
непрочным, деревянный тоже, поросята сумели
спрятаться только в каменном.
Учитель. Значит, материал влияет
на прочность архитектурной постройки. Можно
предположить: то, что создано из камня, простоит
века, а то, что сделано из соломы, быстро
разрушится. Дерево тоже не слишком стойкий
материал. А кто в связи с этим может объяснить,
почему в Египте до сегодняшнего дня существуют
древние пирамиды и храмы, а домов бедняков не
осталось?
Дети. Наверное, пирамиды и храмы
возводили из камня, а дома бедняков — из дерева
или другого материала, который разрушился.
Учитель. Вы правы. Дома бедняков
строились из дерева и необожженного
кирпича-сырца, высушенного на солнце, поэтому они
не сохранились. Храмы и пирамиды возводились из
камня, и они существуют и сегодня. Вот,
оказывается, как интересно: материал заранее
определяет, дождется постройка потомков или нет.
Вспомним эпизод строительства из сказки.
Одинаково ли быстро возвели поросята свои дома?
Дети. Нет, быстрее всех справился
с работой поросенок, работающий с соломой, потом
тот, кто строил дом из дерева, дольше всех
трудился третий, который возводил каменный дом.
Учитель. А почему?
Дети. Солому и дерево можно
быстрее обработать, а каменный дом строить
дольше, камни надо подбирать, обтачивать,
соединять раствором.
Учитель. Смотрите, как интересно
получается: чем дольше обрабатывают материал,
тем надежнее будет постройка, тем дольше она
простоит. Время как будто награждает человека за
труд. Если надо построить что-то быстро, возвести
временное сооружение, используют более легкие
материалы, из камня же строят на века.
А как вы думаете, от чего еще зависит выбор
материала, используемого в разных странах?
Например, на Руси любили дерево, а в древней
Месопотамии его почти не использовали, создавая
постройки из глиняных кирпичей. В Греции
предпочитали мрамор, а в Египте другой камень —
мягкий песчаник.
Дети. Строили из того материала,
который был под рукой. На Руси было много леса,
вот и строили из дерева, а в Греции — из мрамора.
Учитель. Какие вы молодцы!
Правильно, архитектура каждой страны зависела от
того материала, который давала природа этого
края. И именно материалу мы обязаны
особенностями тех или иных сооружений. На Руси
это было дерево, а в Месопотамии дерева было мало,
оно очень ценилось, и для строительства
использовали глиняные кирпичи, которые обжигали
на солнце и в печи. Оказывается, природа края
диктует строителям условия, определяет, как
будут выглядеть сооружения.
А теперь самое главное. На что еще влияет
материал при постройке?
(Дети затрудняются ответить.)
Например, я хочу создать деревянное сооружение.
Как я буду использовать дерево: на опоры буду
класть балки или попытаюсь возвести из досок и
стволов арку?
(Для демонстрацииучитель может принести
деревянный конструктор, предложив ученикам
создать с его помощью арку.)
Арки
Дети. Нет, арка не получится,
лучше на опоры положить балку — так проще.
Учитель. А теперь я возьму
кирпичи. Что из них легче создать: арку или
выложить из них балку, которая соединит две
опоры?
(Для наглядности можно повесить на доске два
изображения конструкций: стоечно-балочной и
арочного свода. Не призывая детей пользоваться
ими в момент разговора, обратить на них внимание
лишь в том случае, если не догадаются сами.)
Воскресенская церковь. 1720. Суздаль
Спаср-Преображенский собор. 1594.
Суздаль
Учитель. Смотрите, оказывается
материал диктует мастерам, как надо строить. Из
дерева не возведешь арку, а из кирпичей не
создашь балку. Кто сможет теперь научным языком
выразить эту мысль? Как сказать о том, что
материал влияет на особенности строительства,
какое мы для этого подбирали слово на прошлом
уроке? Итак, материал влияет на…
Дети. … тип конструкции.
Учитель. Вот какая важная вещь —
материал. Он определяет длительность жизни
постройки, тип конструкции, без него ничего не
создашь, и в каждой стране его особенности надо
учитывать. Нет нужного материла — и
строительство затрудняется. А теперь давайте
подумаем, какие существуют материалы.
Дети разбиваются на группы и составляют список
материалов, записывая его в тетрадь. После работы
учитель предлагает открыть коробку, в которой
лежат образцы материалов: кусочек дерева, камень,
кусочек бетона, кусочек кирпича, мрамора, стекла,
чугуна или железа. Детям предлагается соотнести
свой список с реальными предметами. Если трудно
найти образцы, в коробку можно положить карточки
с названиями. Если ученики обратятся к данному
материалу после своих поисков, то они совершенно
по-другому воспримут материал и лучше запомнят
его.
Далее детям предлагается посмотреть слайды с
изображениями сооружений, созданных из
различных материалов. Этими сооружениями могут
быть:
— храмы Египта — созданы из камня-песчаника;
— Парфенон — создан из мрамора;
— готический собор — все арочные конструкции из
кирпича, сверху облицован камнем, сооружения
поздней готики часто создавались из кирпича;
— древнерусские храмы и жилые дома — дерево;
—древнерусские храмы — известняк.
Учитель. На Руси к известняку
особое отношение, ведь это бел-горюч камень.
Именно из него языческий бог славян Сварог
сделал землю. Прочитав над ним заклинание, он
вспенил им океан, а из пены создал землю. Ударив
по бел-горюч камню молотом, он высек искры, из
которых создал богов и небесных воинов. Вот
почему известняк почитался на Руси, и именно из
него возводили храмы.
– Современное здание — бетон.
Учитель. Одним из первых
использовал бетон Джозеф Пакстон, когда в 1850 г.
создал проект Хрустального дворца, в основе
которого были железобетонные конструкции.
Пространство между ними застеклили. Хрустальный
дворец был построен для Всемирной выставки в
Лондоне.
Статья опубликована при поддержке компании "МАКстрой", специализирующейся на производстве и реализации бетонных смесей и смежных строительных материалов (щебень, песок) на объекты промышленного и гражданского строительства. Если Вы ищете надежного поставщика бетона для Вашей стройки, не стоит тратить время, просматривая объявления, выданные на запрос "бетон Купавна" или "бетон Ногинск". Наберите в Интернете адрес сайта makbeton.ru и убедитесь, что "МАКстрой" - то, что Вам нужно. Компания производит и поставляет самые популярные марки товарного и мостового бетона, а также осуществляет доставку гранитного и гравийного щебня, песка и грунта. Надеемся, что удобное месторасположение, высокопрофессиональное клиентское обслуживание и оптимальные цены на продукцию и услуги убедят Вас в правильности выбора компании "МАКстрой" своим партнером.
Хрустальный дворец
Еще один пример –вилла «Савой» во Франции,
созданная архитектором Ле Корбюзье. Ле Корбюзье
видел истинную красоту в четкой ясности
геометрических объемов, в простоте и логике
железобетонных конструкций. «Геометрия — наше
великое творение, приводящее нас самих в восторг.
Геометрия и боги восседают на одном троне».
Такова его вилла «Савой», которой присущи
изысканное совершенство форм, яркая современная
объемно-пространственная структура.
— Современное здание – алюминий, чугун,
железные конструкции, стекло.
Учитель. Во второй половине XIX в.
архитекторы начали осознавать, что традиционные
методы и принципы зодчества устаревают. Люди
постепенно начали понимать значение новых
конструкций для архитектуры. С новой программой
выступил Пьер Франсуа Анри Лабруст, основатель
парижской Рациональной школы архитектуры. Он
писал: «В архитектуре форма должна
соответствовать функции, для которой
предназначена». В 1843–1850 гг. он построил здание
библиотеки Сент-Женевьев, используя приемы,
которые применялись при строительстве
производственных помещений: на чугунные опоры он
поместил легкие купола из стекла и металла.
Лабруст был настолько смел, что выявил
конструкцию, выставил ее напоказ, а не спрятал
под облицовкой, как это было раньше.
Определенным этапом в развитии современных
строительных конструкций явились Всемирные
выставки, которые устраивались начиная со второй
половины XIX в. К наиболее значительным
сооружениям, выполненным для Всемирной выставки
в Париже, относятся Эйфелева башня и павильон
машиностроения.
Жилой дом, архитектор Джонсон
Последний представлял собой здание, несущей
конструкцией которого были трехшарнирные
(составленные из двух Г-образных элементов)
стальные рамы, образовывавшие пролет в 115 м при
высоте помещения до 45 м. Это был самый большой из
существовавших пролетов. Здание не спрятали в
кирпичный каркас, а сделали наружные ограждения
стеклянными. Обширное внутреннее пространство,
прозрачные ограждения и стеклянное покрытие
создавали ощущение легкости и простора.
Стекло становится материалом, символизирующим
единение с пространством. На фотографии
представлен жилой дом архитектора Джонсона, ярко
демонстрирующий желание людей открыться
навстречу друг другу и окружающему миру.
Павильон машиностроения
Задания
Оценить сооружения с точки
зрения материала.
— ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, ЗАМОК В ЧЕХИИ, СОБОР
ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ. Какой материал и как он
обработан? (В пирамидах и замке выявлена мощь
камня, его монолитность, в соборе — камень похож
на кружево.)
— ВОСКРЕСЕНСКАЯ И ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКВИ В
СУЗДАЛЕ, ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ. Как материал
повлиял на конструкцию здания? (У деревянной
церкви — восьмерик на четверике, у каменной —
крестово-купольная система.)
— СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО. Что появилось
нового по сравнению с деревянной постройкой? (Кирпич
дал возможность, повторяя основные элементы
восьмерика на четверике, декорировать здание
изразцами, кокошниками, чередованием белого и
красного камня. Здание выглядит более
монументальным.)
— МУЗЕЙ С. ГУГГЕНХЕЙМА В НЬЮ-ЙОРКЕ. Какой
материал использован и какие его особенности
подчеркнуты? (Железобетон, подчеркнута его
возможность быть пластичным, создавать округлые
формы.)