В. Луппиан. Революция как этап эволюции. 1924-1961
В манифесте группы П.Н. Филонова «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» (1914) говорилось: «Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу… Это мы первые открываем новую эру искусства — век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства…» И позднее об этом «принципе сделанности» напомнят полотна К.В. Вахрамеева, одного из первых учеников Филонова («Работа идет», 1932), картина «Город» (1930-е) С.Д. Закликовской, «Композиции» (1960-е) Б.И. Гурвича. Особенно это ощущается в холсте «Революция как этап эволюции» (1927–1961) В.К. Луппиана. В указанных произведениях можно проследить, как каждый цвет в них словно «въедается» в каждый атом и органически связан с формой.
«Если не помните, рисуйте пелену забвения, выдумывать и врать не надо, рисуйте «симфоническое многообразие жизни», — говорил Филонов своим ученикам. «Мастер и ученик в своей профессии должны любить всё, что «сделано хорошо», и ненавидеть всё, что «не сделано», — эти слова мастера стали ориентиром для его учеников.
М. Цыбасов. Портрет Николая Клюева. 1929-1931
Ни у кого не было такого количества учеников, как у Филонова: более ста в разное время. Школа «мастера аналитического искусства» была трудной, суровой. Филоновцы целью своего творчества считали анализ всех сторон человеческой деятельности, стремились расширить функции искусства, придать им универсальный характер.
Фанатизм, фантастическая убежденность Филонова в способностях и возможностях человека пробуждали силу в учениках, но некоторые из них не смогли перейти за черту подражания, коллектив МАИ распался. Тем не менее многие ученики Филонова сумели не только сохранить свою индивидуальность, но и, досконально изучив метод учителя, развить его идеи, наметить линии, по которым могло бы развиваться искусство Филонова, правда, по тем или иным причинам этого не случилось. В этом убеждает выставка «Филоновцы: от МАИ до поставангарда» в галерее «Арт Диваж». 94 работы разных лет (живопись, графика) дают возможность по-новому взглянуть на творчество «филоновцев». Любопытно проследить, как, обогащенные методом Филонова, преодолевая его влияние, они искали свой путь.
Т. Глебова. Я есмь. 1956
Выставка раскрывает индивидуальность учеников Филонова, которых объединяла энергия высокого искусства. Точно следовал методу Филонову его самый преданный ученик М.П. Цыбасов, сделавший несколько графических портретов Филонова. Самые «филоновские» работы у А.И. Сашина. Больше всего на выставке работ В.К.Луппиана. Сложно решенная картина «Революция как этап эволюции» построена по филоновским принципам, с тщательно продуманным, осмысленным заполнением каждого миллиметра холста. Эмоциональны и динамичны, с длинными густыми мазками, деревенские пейзажи Луппиана, мистичны его полуабстрактные акварели.
Следы искусства Филонова проявляются у учеников по-разному: иногда в тематике, иногда в письме (работы Р. Левитон, П. Важновой, В. Сулимо-Самуйло). Картина «В кафе» (1930-е) П. Евграфова притягивает импульсивностью, хорошо найденными типажами. Своеобразно претворяет традиции Филонова К.В. Ливчак (график, живописец по фарфору и тканям). А поздние работы Ю.Б. Хржановского напоминают произведения экспрессионистов. И в поздних графических композициях Важновой прослеживается неразрывная связь с искусством Филонова.
Б. Гурвич. Композиция № 15. 1960
Самые «филоновские» вещи — у П. Важновой, В. Сулимо-Самуйло, Р. Левитон.
Самые неожиданные работы, свидетельствующие о действенности метода Филонова, который мог, согласно его заявлениям, «научить рисовать каждого», не только взрослых, но и детей, — у 12-летней ученицы Филонова Музы Луппиан, дочери В.К. Луппиана («Портрет с деревом», 1924), ставшей впоследствии археологом. Это оригинальные «точечные» композиции.
Один из ярких разделов выставки — полотна Т.Н. Глебовой (расцвет ее творчества пришелся на 1960–1980-е гг.). Они очень выразительны по цветовым сочетаниям, напряженным, неожиданным, звучащим то лирически, то драматично. Сильнейшее впечатление производят ее религиозные композиции, пронизанные специфической энергетикой Филонова.
М. Луппиан. Левая рука. 1926
На выставке сделан акцент на художниках, преодолевших влияние учителя, нашедших свой путь в искусстве (А. Порет, В. Курдов, П. Кондратьев).
Деятельность школы Филонова, ее перипетии, раскол, травля художника были связаны с контекстом времени. Суровый устав школы основывался на ренессансной модели подчинения учеников учителю. Помимо профессионального обучения, их всех связывало единство духовных и моральных принципов. Бескомпромиссность, подвижничество, жесткость в отстаивании своих принципов сочетались у Филонова и его учеников с бескорыстием и жертвенностью.