Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2007

УРОК МУЗЫКИ

У р о к   м у з ы к и

Вера МАКАРОВА,
учитель МОУ «Железногорская СОШ № 5»,
г. Железногорск-Илимский, Иркутская область

Жизнь дает для музыки образы и звуки

Урок музыки в 6-м классе

С. Уварова. В медсанбате. 1949

Материал урока:

М. Глинка. «Среди долины ровныя». Вариации для фортепиано.
И. Паницкий. «Среди долины ровныя». Вариации для аккордеона, баяна.
И. Шишкин. «Среди долины ровныя». Репродукция картины.
А. Мерзляков. «Среди долины ровныя». Стихотворение.
Л. Татьяничева. «Дежурная сестра». Стихотворение.
С. Уранова. «Медсанбат». Репродукция картины.
Тексты песен, схема «Вариации» (листы-карточки).
Портреты И. Шишкина, М. Глинки, А. Мерзлякова.

Оборудование: видеомагнитофон.

Ход урока

Звучит тема «Среди долины ровныя».

Учитель. Мир, который расцвечен красками, звуками, в котором звучит русское слово, русская песня, несет людям радость. Возьмитесь за руки — мы должны почувствовать лучики добра, исходящие друг от друга. Итак, начинаем!

(Показывает картину Шишкина, читает второй куплет песни «Среди долины ровныя».)

Как вы думаете, созвучны ли стихи картине? (Ответы.)

Дети. Да, созвучны.

Учитель. Интуиция вас не подвела. Картина называется «Среди долины ровныя». Ее написал в 1883 г. известный русский художник Иван Иванович Шишкин (показывает портрет). Назвал он свою картину по первой строчке написанного ранее стихотворения. Любое искусство вырастает из жизни, наш урок так и называется: «Жизнь дает для музыки образы и звуки».

А сейчас я расскажу, как появилось это стихотворение. (Показывает портрет поэта А.Ф. Мерзлякова.) Алексей Федорович Мерзляков был профессором русской словесности, студенты любили его за преданность литературе. Среди его учеников — М.Ю. Лермонтов, А.И. Полежаев, Ф.И. Тютчев.

Мерзляков был мастер экспромта. Стихи рождались у него мгновенно. Летом 1810 г. он был в деревне у друзей. Вдруг остро ощутил одиночество, взял мел и прямо на столике начал писать.

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

И эти стихи как-то сразу совпали с мелодией одной песни Осипа Козловского. Получилась песня, которую полюбила и запела вся Россия (см. приложение).

Часто ее слышал М. Глинка (портрет). И он создал на основе мелодии этой песни «Вариации».

Что такое вариации? Это тема, звучащая при повторе с изменениями.

Глинка взял эту тему (играет) и сочинил к ней несколько вариаций.

А.Ф. Мерзляков

Первое слушание

Ваша задача:

— определить количество вариаций, звучащих после темы;
— определить, по какому принципу они чередуются.

(Дети слушают пять вариаций — то медленных, то быстрых.)

Такой принцип чередования называется контраст.

Давайте нарисуем схему построения музыкального произведения. Каждую часть обозначим кружочком. Сколько всего будет кружков? (Шесть.) Первый кружок будет обозначать тему, поэтому поставьте в нем букву «Т».

Второе слушание

Каков характер каждой вариации, подберите к ней слово, цвет, движение (пожеланию).

Слушаем, закрашиваем остальные кружки.

Получилась схема построения этого произведения. Посмотрите внимательно, сначала тема, а затем несколько вариаций, чередующихся по принципу контраста.

М.И. Глинка

Вывод: так строятся все музыкальные произведения, которые называются «Вариации».

Не только Глинка, но и многие другие композиторы пишут вариации на темы народных песен. Я приглашаю вас поучаствовать в исполнении «Вариаций» Ивана Паницкого. Ваше участие будет заключаться в использовании простых и знакомых вам музыкальных инструментов — бубна, трещотки, треугольника. Можно просто прохлопать ритм (пробуем без музыки). Вспомните тему «Развитие музыки» — динамическое, темповое, тембровое, исполнительское.

Музыкальная пауза. Дети стоя играют, хлопают в характере музыки, негромко, дополняя музыку, а не разрушая ее. Учитель исполняет мелодию на аккордеоне.

Как вы оцениваете наше совместное исполнение?

Учитель исполняет песню целиком, аккомпанируя себе на гитаре.

— Какие чувства в вашей душе вызвала эта песня?
— Какими словами ее можно охарактеризовать?

Правильно, одиночество — это образ песни. Такое же название дал стихотворению Мерзляков. Это песня не про одиноко стоящий дуб, это образ одинокого человека.

Возьмите текст, прочитайте, скажите, какие слова непонятны?

Дети. Ровныя, рекрут на часах.

Учитель объясняет значение непонятных слов.

Учитель. Настроимся в тональности, поем четыре фразы, дыхание берется между фразами.

1. Слушайте первую фразу (поет учитель).
2. Пою второй раз — вы мысленно пропевайте.
3. Пою третий раз –– хорошая артикуляция, но нет звука («сломанный телевизор»).
4. Четвертый раз поем вместе.

При повторе поем тише, как эхо.

При разучивании второго куплета распевы показывает сначала учитель. Дети поют мягким, плавным звуком, певуче, хорошо проговаривая слова.

И.И. Шишкин

Учитель. Как прозвучала песня?

Она понравилась вам? Чем?

Помогает ли тембр гитары передать глубже музыкальный образ песни?

А вот еще одна история, связанная с этой песней.

В стихотворении «Дежурная сестра» поэтесса Л. Татьяничева рассказала об умирающем солдате Великой Отечественной войны, который просит медсестру спеть ему «Среди долины ровныя» (показывает репродукцию «Медсанбат» С. Урановой).

Лицо –
Почти бескровное.
Рука –
В сухом огне.
— «Среди долины ровныя»
Ты спой, сестричка, мне.
А на уколы нудные
Зря времени не трать...
Спой песню эту
Чудную –
Ее мне пела мать.
В военный год
Под Рузою
Певала мне ее
Еще девчонка русая –
Спасение мое.
Ты этой песней приголубь
Меня в последний час.
Послушать
Про могучий дуб
Хочу еще хоть раз...
...............................
Лицо –
Совсем бескровное.
Устало сомкнут рот.
«Среди долины ровныя»
Сестра
Навзрыд поет.

Я попрошу вас выразительно исполнить эту песню стоя, как будто для того солдата.

После исполнения песни несколько секунд слушаем тишину.

Давайте еще раз вспомним, о чем шла речь на уроке.

Видеоряд: чередуются фотографии, картины, показанные на уроке: Мерзляков, Глинка, Шишкин, «Медсанбат», дуб.

Какой можно сделать вывод?

Родство этих произведений очевидно. Все представленные произведения живописи, литературы, музыки питает жизнь, а роднит музыкальный образ!

Снова обращаемся к названию урока — «Жизнь дает для музыки образы и звуки!»

На доске слова:

РОДина

наРОД

РОДник

 

Домашнее задание. Придумать с этими словами свое обобщение к нашему уроку.

И.И. Шишкин. Среди долины ровныя. 1883

 

Приложение

Среди долины ровныя

А. Мерзляков

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах.

Ни сосенки кудрявые,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

Литература

Мархасев Л. Серенада на все времена. — Л.: Советский композитор, 1988.