Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2007

РЕПОРТАЖ

Р е п о р т а ж  

Марина КОСОБОК

Поющая школа

Из опыта работы учителя музыки

Так случилось, что школу № 318 в Санкт-Петербурге все знают как «итальянскую». И это не потому, что в ней учатся или преподают итальянцы, хотя бывало и такое (нет-нет да и появится среди бледнолицых школьников смуглый ребенок со смоляными кудрями или мастер-класс итальянского проведет выходец не из Северной, а из самой настоящей Венеции). Просто в этой школе все влюблены в Италию: изучают итальянский язык, итальянскую кухню, итальянские обычаи и конечно же распевают песни на итальянском языке. К слову, в 2006 году «итальянская» школа отметила свое сорокалетие, и у нее в гостях побывали представители итальянского правительства. Такая честь оказана не случайно. Дело в том, что школа № 318 с углубленным изучением итальянского языка была первой и единственной такой в бывшем Советском Союзе, поэтому и дружеские связи с Италией у нее давние.

Рождение идеи

Всем известно, что Италия — поющая страна. Поют в ней все — талантливо и, как правило, достаточно громко (вспомним хотя бы Джельсомино из сказки Джанни Родари). А когда в школу № 318 приезжают итальянские гости, то и здесь петь начинают все: поющие и не очень, имеющие слух и голос и не имеющие ни того, ни другого. Возможно, именно поэтому однажды возникла мысль создать школьный хор — себе на радость, гостям на удивление. Взялась за организацию школьного хора, конечно, учительница музыки Наталья Владимировна Бутынец. Но желающих петь оказалось слишком много, и тогда было принято решение создать хор в каждом классе. Таким образом, в школе существуют одновременно 15–17 хоровых коллективов, которые могут объединиться для выступления на общешкольном или даже районном или городском мероприятии.

Но чтобы петь (и учиться) было интересней, родилась идея ежегодного песенного фестиваля, где участники хоровых коллективов могли бы продемонстрировать свои достижения. В школьном календаре появился еще один праздник, которого все с нетерпением ждут уже начиная с осени и к которому тщательно готовятся. А проходит он обычно весной и приурочен к дню рождения школы.

О своем детище рассказывает Наталья Владимировна Бутынец, учитель высшей категории, почетный работник образования РФ:

— Идея организовать «Хор-фестиваль» родилась потому, что очень хотелось сделать что-то новое и самое главное — дать возможность каждому ребенку выступить на сцене, пусть даже пока школьной. Дать шанс хоть немножко побыть артистом. Главная задача нашего фестиваля, чтобы пели все: и хорошо поющие, и не очень. Чтобы дети со скромными музыкальными способностями чувствовали себя совершенно комфортно как во время занятий, так и во время выступлений. Если даже на первый взгляд кажется, что у ребенка нет слуха, я об этом никогда не говорю. Стараюсь работать с ним так, чтобы он не ощущал неуверенности в себе. Во время занятий нахожу ему место рядом с уверенно поющими ребятами, которые обладают хорошим музыкальным слухом, устойчивой интонацией. Главное — не погасить желания петь, выступать. И еще — помочь ребенку узнать о себе, что он не хуже остальных хористов и тоже может петь совсем неплохо.

Какой же праздник без гостей?

У фестиваля очень музыкальное и очень итальянское название — «Фермата». В нотной грамоте существует специальный значок, который ставится над нотой и указывает на то, что ее нужно держать чуть дольше, чем положено. Говоря проще: фермата — остановка, задержка длительности звучания. Для фестиваля это очень символично… Кроме того, важно, что слово итальянское, как и вся музыкальная терминология, а этот язык с такой любовью изучают в школе № 318. Правда, название пишется не только латиницей (для иностранных гостей, приглашаемых на фестиваль), но и кириллицей — так демократичней, потому что афишу, которую вывешивают в вестибюле школы в канун фестиваля, читают все, а не только знатоки иностранных языков.

Хор-фестиваль «Фермата» — это результат совместного творчества учеников и педагогов. В его подготовке принимает участие вся школа. Огромную поддержку оказывают классные руководители, очень помогает администрация — и морально, и, если требуется, даже материально.

В день фестиваля ощущается праздничная суета: все нарядно одеты, немного взволнованны перед выступлением, у каждого участника на груди приколот «бейджик» с цветной эмблемой своего хора — цвета разные, в зависимости от названия хора, которое придумывают сами ребята. Актовый зал нарядно украшен, на сцене большой плакат с эмблемой фестиваля. Нельзя не отметить, что большую помощь в оформлении праздника, создании атрибутики для хоров оказывает учитель ИЗО Галина Петровна Царева.

На «Фермату» всегда приходит много гостей: родители, бабушки, дедушки, родственники, знакомые. Они неизменно очень тепло принимают выступления всех хоров. Их отзывы о фестивале всегда самые восторженные и благодарные. Много комплиментов получает учитель музыки от родителей своих воспитанников-хористов.

Приходят на праздник депутаты городского законодательного собрания и муниципального совета, ветераны войны. Поскольку на фестиваль приезжают гости из-за рубежа, в репертуаре есть песни на итальянском, французском, английском языках, которые помогают готовить учителя иностранных языков.

Несколько слов об участниках

В хор-фестивале «Фермата» принимает участие в буквальном смысле вся школа с первого по одиннадцатый класс. Обычно «Фермата» состоит из двух отделений. В первом выступают классные хоры начальной школы, во втором — показывает себя средняя.

Со старшими немного сложновато, так как у них нет в расписании предмета «музыка». Они присоединяются к хору в процессе репетиций. Кого-то приглашает учитель музыки, кто-то приходит сам и приводит друзей. В школе есть хоровой кружок. Время занятий любезно согласовывается с пожеланиями ребят, так как старшеклассники — обычно люди занятые...

Иногда, по ситуации, старших и младших приходится объединять, что очень полезно и для тех, и для других. Это становится дополнительным стимулом в работе. Глядя друг на друга, они больше стараются. Старшие не хотят ударить в грязь лицом перед «мелкими», как они снисходительно называют малышей. При этом слегка им покровительствуют, опекают. Младшие горды тем, что поют с «самими старшеклассниками»! Но солируют все же чаще младшие. Например, всем известную «Песню первоклассника» (музыка Э. Ханка, слова И. Шаферана) в 318 школе поет хор мальчиков 11-х классов «Орфеон», а солистом выступает ученик 1-го класса. В этом году им стал Алеша Машкара.

О солистах школьного хора рассказывает Наталья Владимировна Бутынец:

Школьных солистов, к сожалению, немного, но они есть. Правда, не в каждом классе. С солистами приходится заниматься отдельно. Лучших солистов дети сами знают и называют. Например, ученик 10-го класса Алеша Доброхотов в младших классах был замечательным солистом, удивлял нас своим дивным мальчишеским дискантом. Признаться, тогда это был любимец всей школы! Да и сейчас тоже. Только сейчас он поет уже другие произведения.

Скоро у нас в школе будет «Вечер русского романса». Его организует учитель русского языка и литературы Наталья Яковлевна Лисицына и я, учитель музыки и МХК. На этом вечере Леша будет петь старинные русские романсы. Будут петь и другие ребята, в прошлом участники «Ферматы». В вечере участвуют ученики 7–11-х классов, учителя и даже наш директор Ирина Алексеевна Кахиани. Придут и выпускники прежних лет.

Солистами хотят быть многие, но не всегда желание совпадает с музыкальными и певческими данными. Но прослушиваю я абсолютно всех желающих, никому не отказываю. Очень часто ребенок и сам начинает понимать, что пока не солист, но я стараюсь прямо не сообщать ему об этом. Говорю, что будем еще петь и пробовать, и, может быть, появится такая хорошая песня, как раз для него, и тогда все получится.

Репертуар

Для каждого фестиваля Наталья Владимировна пишет сценарий, подбирает репертуар, который формируется в зависимости от темы. Самый первый был посвящен дню рождения школы. В год 300-летия Санкт-Петербурга хор-фестиваль проходил под девизом « Vivat , St . Petersburg !» Исполнялись песни, посвященные Ленинграду — Санкт-Петербургу: патриотические и лирические, известных ленинградских бардов, в сопровождении фортепиано, гитар, скрипки, флейты.

«Главное все-таки, как ни пафосно это звучит, — любить Родину, свой город, народ, свою семью и не стесняться об этом говорить и помнить. Тогда ты и сам сможешь определиться в этой жизни, будешь уверенным в себе и в своих силах», — считает Наталья Владимировна Бутынец. Не случайно один из фестивалей был посвящен именно России.

Среди тем фестиваля: «Мы любим retro », где исполняются песни прошлых лет, песни из любимых мультфильмов.

За годы сложилась традиция начинать и завершать праздник песнями, которые поет вся школа в полном составе. Выбор этих песен зависит от темы фестиваля. Например, «Фермата», посвященная 300-летию Санкт-Петербурга, начиналась песней Е. Зарицкой на слова И. Шевчука «Это город мой». Фестивали, посвященные дню рождения школы, обычно начинаются песней В. Казенина на слова Ф. Лаубе «День рождения», а завершаются песней Б. Савельева на слова А. Хайта из м/ф «Кот Леопольд» — «Неприятность эту мы переживем».

В выборе песен для своего класса участвуют сами ребята. Обычно перебирается несколько вариантов. Это происходит не за одно занятие. Песня должна подходить конкретному хору — по настроению, по возможностям, по музыкальному материалу.

Награждаются все!

В качестве украшения фестиваля Наталья Владимировна всегда старается использовать элементы сценографии, хореографии. Например, когда хор третьего класса исполняет песню В. Шаинского «Чунга-Чанга», ребята надевают яркие цветные манжеты с оборками и во время исполнения делают танцевальные движения, а в конце выходят пары, чтобы станцевать «Ча-ча-ча». При исполнении песни А. Дольского «Ленинградский вальс» во время звучания одного из куплетов танцевальная пара кружится в вальсе.

В фестивале «Фермата» самое главное, чтобы все были замечены и отмечены. И следит за этим, конечно, жюри. Номинаций так много, что призов хватает на всех! Победители награждаются дипломами разной степени, грамотами, сертификатами. Обычно дети и сами себя объективно оценивают, очень ревниво наблюдают за соперниками. А пока жюри совещается и принимает решение, на сцене выступают школьные солисты. У слушателей уже есть свои корифеи и даже любимые произведения, которые просят исполнить.

Венчает фестиваль «Хор учителей» школы, что вызывает необыкновенный восторг слушателей. Награда учителям — шквал аплодисментов. Педагогический коллектив в школе № 318 очень дружный. Правда, на совместные репетиции всем вместе собраться трудновато. Мастерство оттачивается во время поездок за город и на школьных праздниках.

Нам песня строить и жить помогает

В течение учебного года участники хора живут почти обыкновенной школьной жизнью. Разве что положение обязывает: научился петь — радуй всех своим талантом! В этом году, например, команда 10-х классов участвовала в конкурсе агитбригад по экологии. Кстати, в свое время они были не слишком «поющими» и места занимали не самые лучшие, а вот в этом конкурсе выступили просто здорово. Ребята и сами это почувствовали, скромно заметив: «А пели-то мы лучше всех!» Исполняли они произведение О. Хромушина на слова В. Суслова «Экологическая песенка».

Старшеклассники уже не один раз участвовали в конкурсе бардовской песни, занимали призовые места. Солисты из младших классов тоже не отстают, побеждая в самых разнообразных конкурсах.

По словам Натальи Владимировны Бутынец, «процесс школьного хорового пения по классам в школе № 318 находится в движении и развитии. Выявляются новые солисты, образовываются вокальные ансамбли». То есть фестиваль не является самоцелью, он побуждает к дальнейшей творческой деятельности. Ведь «фермата» — не только пауза, остановка в пути, но и звук, который нужно длить дольше обычного.