Желтый Христос
1889. Художественная галерея
Олбрайт-Нокс, Нью-Йорк
В бретонский период в творчестве Гогена
появилась целая серия произведений, посвященных
библейской тематике. В них он часто исследовал
границу (или ее отсутствие) между реальностью и
видением — то выводя Иакова с ангелом бороться
прямо перед взорами бретонских прихожанок, то
примеряя на себя облик Христа, отвергнутого
близкими друзьями.
В «Желтом Христе» крестная мука
совершается прямо здесь, в окружении все тех же
бретонок, среди чуть ли не идиллического пейзажа.
Умиротворенность, впрочем, нарушается огненными
пятнами деревьев, напоминающими окровавленные
сердца. Христос высоко возносится над
окружением, но крест срезан краями картины так,
чтобы почти полностью заслонить небо. Женщины
находятся вроде бы в молитвенном самоуглублении,
но у зрителя нет ощущения, что они сострадают
распятому «здесь и сейчас».
Людская отчужденность и от Бога, и от
неба становится главным мотивом этой картины, и в
выражении лица Христа читается не столько любовь
к человечеству, сколько сомнения, не была ли
напрасной его жертва. Схожие раздумья терзали и
самого Гогена – художника, верившего в свое
предназначение и всю жизнь страдавшего от
непонимания окружающих. И не случайно он
впоследствии использовал собственную картину,
чтобы изобразить себя в знаменитом автопортрете
в трех ипостасях: дикаря, страдающего Христа и
собственно художника.
Видение после проповеди, или Борьба
Иакова с ангелом. 1888. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Христос в Гефсиманском саду.
Автопортрет. 1889. Галерея искусств Нортона,
Флорида
Автопортрет с «Желтым Христом». 1890.
Частное собрание, Париж