Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

А р т - г а л е р е я  

Марк САРТАН

Аве Мария

1891. Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк

Тема женщины и природы и неизбежно сопутствующие ей мотивы цветения, рождения и плодоношения красной нитью проходят через творчество Гогена. Естественно, он не мог обойтись без аллюзий на прародительницу Еву и ее райское окружение.

«Аве, Мария» — едва ли не квинтэссенция постоянных поисков рая на земле в творчестве Гогена. Ангел в раю в традиционной живописи, как правило, изображался в роли изгоняющего оттуда согрешивших прародителей. Здесь же, наоборот, он как бы подталкивает двух таитянок к Деве с младенцем.

Изображение цветов, деревьев и плодов выдает полный восторг художника перед буйством таитянской природы. Такое впечатление, что он не мог насытиться богатством форм и цветов. Кокосы, бананы, манго, пальмы, мимозы, гибискус, тамаринд — одно перечисление способно вскружить голову.

Но Гоген не был бы великим художником, если бы не умел проникать в глубь вещей и идей, за их внешнюю оболочку. В этом холсте слились воедино образы ветхозаветного рая, животворящей матери-природы, женственности и материнства.

Но не все так уж безмятежно: нимбы над головами и подчеркнуто каноническое название напоминают о христианской символике, а значит, и о страдании. При этом богоматерь и дитя явно таитянского происхождения, и вся сцена обретает конкретную географическую прописку, выпадая тем самым из сугубо мифологического пространства. Опять возникает мотив взаимоотношений реальности и легенды.

Сладостная земля. 1892. Музей Охара, Япония